Регуляция мыслительной деятельности в процессе формирования системы ценностных ориентаций в ранней юности

Разделы: Школьная психологическая служба


Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Вместе с нравственными установками рождаются ответы на вопросы: “каким быть?”, “кем быть?”. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения. Ранний юношеский возраст – начальный период становления социальных, политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других позиций человека.

Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества, а также изменение содержания ценностных категорий. Все это усложняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Отсутствие идеологических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации создают особые условия в осуществлении выбора ценностных ориентаций молодыми людьми.

Ценностная ориентация, по мнению многих исследователей данной проблемы, это выборочное отношение человека к материальным и духовным ценностям, зависящее и в тоже время, определяющее установки этого отношения, мотивы деятельности, характер поведения личности.

Ценностные ориентации рассматриваются так же, как система воспринятых личностью социальных ценностей, которая выступает одним из факторов определения движения личности от настоящего к будущему, ибо, планируя свое будущее, определяя свои цели, смысл жизни, средства их достижения, человек учитывает определенную иерархию ценностей общества, выбирая те из них, которые более всего отвечают его интересам и потребностям. Выбранные человеком из этой иерархии ценности становятся для него главными смысло – жизненными ориентирами, которые и определяют его мотивы деятельности. В связи с этим, ценностные ориентации иногда рассматриваются как высший уровень диспозиционной структуры личности, направленности целей ее жизнедеятельности и средств их достижения [3].

В научной литературе выделяются развитые, устойчивые, непротиворечивые ценностные ориентации и, наоборот, неустойчивые, неразвитые, противоречивые. Первый тип ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости личности, устойчивости и сформированности ее интересов, идеалов, потребностей, образа будущего. Развитые, устойчивые ценностные ориентации обуславливают такие качества личности, как целостность, надежность, верность определенным идеалам, способность к волевым действиям для их достижения. Неразвитые, неустойчивые, противоречивые ценностные ориентации, наоборот, являются причиной непоследовательности в поведении индивида, признаком его инфантильности, неопределенности смысла жизни, противоречивости интересов, неустойчивости идеалов и тому подобное. Устойчивые, глубоко осознанные ценностные ориентации оказывают регулирующее, мотивирующее воздействие на личность даже в том случае, если по каким-либо причинам ею недостигнуты поставленные жизненные цели. Ценностные ориентации в данной ситуации побуждают личность искать возможности и способы достижения этих целей, пути преодоления имеющихся препятствий. Система противоречивых ценностных ориентаций приводит к несовпадению потребностей, интересов личности с возможностями их удовлетворения, отрицательно влияет на жизненное самоопределение личности.

Ценностные ориентации, будучи одним из важных компонентов внутренней структуры личности, не только влияют на определение смысла жизни, они также выступают своеобразными критериями оценивания явлений окружающей действительности. Чтобы выполнять эти функции и обеспечить свободу выбора личностью жизненных ориентиров, которые бы удовлетворяли ее потребностям, соответствовали ее интересам и реальным возможностям, ценностные ориентации всегда отражают определенный уровень культуры (личности, социальной группы, общества).

Определяя свою систему ценностных ориентаций, личность выявляет степень осознания ценности явлений материальной и духовной культуры общества, дает свою оценку этим явлениям (предметам), проявляя при этом уровень своей культуры, свои вкусы, взгляды, мировоззрение и вообще представление о целях и смысле жизни [2].

Какой образ будущего формируется у сегодняшних юношей и девушек? Какие факторы влияют на формирование структуры ценностных ориентаций? Именно эти вопросы лежат в основе предлагаемого исследовательского материала.

В исследовании принимали участие 80 учащихся 11-х классов школ, лицеев, гимназий города Томска. В качестве методов исследования были использованы: методика “Ценностные ориентации” (М.Рокич); методика “Субъективный контроль” (Д.Роттера); методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (“Я” идеальное).

Методика “Субъективный контроль (СК)” (Д.Роттер) позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемых уровень СК над разнообразными жизненными ситуациями. Люди различаются между собой по тому, где и как они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей, обстоятельств и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Анализируя полученные результаты, следует отметить, что 82% от общего числа показателей находятся в области экстернального локус-контроля.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (“Я” идеальное) использовалась для исследования представлений испытуемых о себе. В результате обработки данных средние по трем факторам у подавляющего большинства ребят (около 70%) оказались за пределами адаптивного поведения (превысили 8-ми бальное значение):

  • авторитарность, что интерпретируется как “тип сильной личности, доминантный, энергичный лидер, требующий уважения к себе, не умеет принимать советы других”;
  • дружелюбие – “дружелюбный, любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех”;
  • альтруизм – “всегда приносит в жертву свои интересы, стремиться помочь и сострадать всем”.

Необходимо обратить внимание на высокую степень рассогласованности в самооценке Я-идеального у учащихся – совмещение авторитарности и альтруизма (совершенно противоположных качеств), причем в границах экстремального поведения. Такое противоречие в представлениях ребят говорит о низкой степени осознания образа себя в будущем.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самой себе, основу мировозрения. В методике “Ценностные ориентации” (М.Рокич) выделяется два типа ценностей: терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремится и инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Интересными являются результаты по списку терминальных ценностей. Такие ценности, как друзья, любовь, свобода (независимость) занимают позиции в первой пятерке рейтинга. Это неслучайно, т.к. подростковый возраст выделяется как особый период развития со своими особенностями. Основными новообразованиями данного периода являются: ведущая деятельность – интимно-личностное общение; формирование референтных групп, “мы – концепции”; развитие чувства взрослости и стремления к независимости. Существуют еще две ценности, которые занимают ведущие позиции в списке: материально обеспеченная жизнь и здоровье. Думается, что эти ценностные категории есть отражение подростками социальных приоритетов общества. Стоит обратить внимание на ценностную категорию, которая указана подростками в первой половине списка – интересная работа. Данная категория является очень значимой в период окончания школы и выбора собственной жизненной траектории. Именно она во многом и определяет этот выбор, потому что является очень конкретной.

Анализируя результаты по списку инструментальных ценностей можно сделать вывод о том, что такие ценности, как независимость (самостоятельность), жизнерадостность занимают места в первой половине списка и являются актуальными для данного возраста. Актуальной и важной на данном отрезке жизненного пути является ценность – образованность. Думается, что такие категории, как честность и эффективность в делах (трудолюбие) являются результатом влияния общечеловеческих ценностей. Особое внимание обращает на себя следующий момент: честность занимает одну из первых позиций в рейтинге, трудолюбие – одну из последних позиций.

Подводя итоги, можно выделить противоречие: терминальная ценность “материально обеспеченная жизнь” имеет достаточно высокий рейтинг, при этом инструментальная ценность “трудолюбие”- одна из последних, а категория “высокие запросы” вообще занимает предпоследнее место в списке их 18 ценностей.

Представляется интересным привести результаты исследования, которое было проведено старшеклассницами Академического лицея Белоусовой Марией и Дудниковой Яной в 2005 году в рамках областного проекта “Юные дарования – Томску”. Целью исследования было выявление факторов, влияющих на формирование уровня притязаний и определение уровня реальных достижений старшеклассников. Обращает на себя внимание возникший в процессе опроса вывод: нынешние старшеклассники имеют смутное представление (или не имеют его вовсе) о том, как сложно добиться каких-либо высоких карьерных показателей, как много сил, времени потребуется для того, чтобы завоевать карьерные “высоты”, какие огромные вложения труда, упорства, ответственности требуются для того, чтобы построить свою жизненную и карьерную стратегии.

Возникает вопрос, почему, имея достаточно сильное желание добиться высокого положения в обществе, иметь высокий уровень материальной обеспеченности, нынешние старшеклассники практически не предпринимают никаких волевых усилий для того, чтобы их желания действительно стали реальностью?

Обратимся к “диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности” В.А.Ядова. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. В.А.Ядов предположил, что в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют диспозиционные образования, которые возникают всякий раз при встрече определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Выделяются четыре уровня диспозиций:

  • первый уровень составляют элементарные фиксированные установки- они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения,
  • второй уровень – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе- социальные фиксированные установки или аттитюды; они имеют сложную трехкомпонентную структуру – когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты,
  • третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой, как конкретная работа, конкретная область досуга); имеют трехкомпонентную структуру,
  • высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций, которые регулируют поведение личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, обусловленные типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Предложенная структура, взятая в целом, может выступать как регулятивная система по отношению к поведению. Высшие уровни так или иначе – не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования – играют свою важную роль в регуляции социального поведения на всех уровнях. Аттитюдная оценка – это почти всегда отражение ценности более высокого порядка. Социальная деятельность индивида может порождаться как за счет того, что он прямо отражает социальные ценности (отражают интересы сохранения и развития внешних систем), так и за счет того, что он отражает только свои собственные ценности, которые могут совпадать или нет с социальными. Нередко имеет место конфликт между ценностями независимости от непосредственного социального окружения и ценностями интеграции с ним, или между желаниями человека руководствоваться своими собственными потребностями и потребностями непосредственного социального окружения. Некоторые социальные ценности принимаются индивидом (интернализация ценностей) и начинают выступать в качестве конечных индивидуальных ценностей. Реальная деятельность во многом зависит от того, на какие ценности более ориентирован индивид. Большое значение на реальное поведение оказывает связь, которая существует между ценностями и социальными установками во внутренней структуре личности. Если ценность понимать как то, что для человека особенно важно в жизни, то, чему он придает особый жизненный смысл, а социальную установку, как устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или к чему-либо, то очевидно, что самое важное – ценности будут играть самую значимую роль на формирование установок.

Можно выдвинуть предположение о том, что если некоторая ценностная ориентация личности в большей степени является неосознанной, то и в структуре социальной установки по отношению к событиям, моментам жизни, в которых данная ценность является значимой, будет преобладать аффективный компонент. Чем больше ценностей будут неосознанными, тем более эмоциональное реагирование на различные ситуации будет демонстрировать индивид, тем меньшую мотивационную силу будут иметь цели жизнедеятельности и соответственно, меньше целенаправленных усилий будет прилагаться человеком для достижения определенного результата.

На разных уровнях диспозиций аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты проявляются в специфических формах, а главное, удельный вес каждого из них различен. “В относительно более простых ситуациях аффективный компонент играет значительную роль. Иное дело – самые высшие уровни регуляции поведения и деятельности человека, где сама деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления, осознания. Здесь преобладающее выражение получает когнитивный компонент. Нельзя представить себе систему ценностных ориентаций личности, включающую отношение к основным ценностям жизни, таким как труд, мораль, политические идеи, построенную преимущественно на эмоциональных оценках”. [1]

Если обратиться к результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в системе ценностных ориентаций подростка большую роль занимает именно аффективный компонент, преобладает эмоциональная оценка. Думается, именно поэтому система ценностных ориентаций старшеклассников не является регулирующим фактором реального поведения.

Возникает вопрос: что произойдет с системой ценностных ориентаций, если увеличить когнитивный компонент через осмысление таких понятий, как “успешность”, “высокий уровень материальной обеспеченности”, “высокооплачиваемая работа”, “собственное дело, бизнес”? Осмысливая данные понятия, необходимо рассмотреть следующие основные моменты: смысловое наполнение понятий, какие виды успешности можно выделить в российском социуме, критерии успешности, как можно достичь успешности, преимущества успешного человека, то, от чего придется отказаться, двигаясь к намеченной цели, какие трудности могут встретиться на пути к достижению цели, глобальные, “дальние” цели жизнедеятельности, “ближние” цели, личностные качества, которые необходимы для достижения “дальних” целей, ориентированных на высокий уровень материального благополучия.

Для осуществления данного этапа была разработана и реализована программа “В чем секрет успеха?” (34 учебных часа в течение 4-х месяцев). Целью программы является психологическая подготовка подростков к жизнедеятельности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, сознательное создание подростком условий для овладения на основе предложенных методик средствами самостоятельного анализа идеальной и реальной моделей отношения к жизни, включение в реальные процессы в качестве активно действующего лица. Обучение осуществляется в логике самоанализа, самопознания, самооценки.

Основные задачи программы:

  • Формирование и усиление мотивации на наиболее полную реализацию своих способностей; осознание реального потенциала своих способностей.
  • Определение взаимосвязи мотивации с реальной готовностью человека к саморазвитию.
  • Выявление уровня реальных достижений и уровня первично определяемых притязаний личности в социальной сфере.
  • Развитие рефлексивного способа мышления.

После завершения обучения старшеклассникам было предложено поработать с методиками еще раз.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (“Я” идеальное): в результате обработки данных 2 среза только одна оценка оказалась в области неадаптивного поведения – авторитарность, но по ней наблюдается значительное снижение; средние по остальным факторам оказались в пределах адаптивного поведения и по всем наблюдается снижение значений средних.

Методика “Субъективный контроль” (Д.Роттера): показатели по большинству шкал находятся в области интернальности.

Особо следует сказать о результатах по методике “Ценностные ориентации” (М.Рокич). В списке терминальных ценностей появляются такие ценностные ориентации, как “активная деятельная жизнь” и “познание”. Надо отметить тот факт, что такие ориентации, как “материально обеспеченная жизнь”, “признание”, “свобода”, “любовь”, “здоровье” начинают занимать более низкие рейтинговые позиции, а такие ценности, как “уверенность”, “интересная работа”- более высокие.

В списке инструментальных ценностей на первые позиции рейтинга выдвигаются такие категории, как “трудолюбие”, “ответственность”. В первых рядах списка ценностей появляются: “рационализм”, “самоконтроль”, “образованность”. Более низкие рейтинговые позиции начинают занимать: “широта взглядов”, “независимость”, “воспитанность (хорошие манеры)”.

Анализирую весь исследовательский материал, можно выдвинуть предположения:

  • процесс осмысления имеет значимое влияние на систему ценностных ориентаций подростка;
  • присвоенные социальные ценности, но при этом неосмысленные, начинают занимать более низкие рейтинговые позиции;
  • возникающие в процессе осмысления ценности самореализации становятся более конкретными и начинают занимать более высокие рейтинговые позиции.

Полученные результаты согласуются с исследованиями в области гуманистической психологии. Гуманистическое направление в теориях личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно анализировать только в терминах его субъективного понимания и познания действительности, что именно внутренняя система отчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека.

Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактулизации личности показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его “Я”, его “самости” и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют саму суть человеческой личности. Однако стремление человека к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываются от желания проявить себя, самоактуализироваться. Таким образом, общество окружающих людей, с одной стороны, необходимо человеку, так как проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. В то же время общество по самой сути своей не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, по мнению Маслоу, стремиться сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной. Самоауктуализация связана и с умением понять себя, и с возможностью научиться “сонастраиваться” в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя их нее.

Другой важный тезис, характеризующий гуманистическое направление, – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Одной из интересных теорий в данном направлении является теория личности К.Роджерса. Говоря о структуре “Я”, Роджерс приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке. С раннего возраста она руководит поведением человека. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается исходя из самооценки – это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения.

Однако уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истиной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется собственное представление о жизни. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений. Однако, чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются протестовать, соглашаясь с мнениями взрослых. Это происходит потому, что ребенок нуждается в принятии со стороны взрослых. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих автор называет “условием ценности”, которое проявляется в желании быть любимым и уважаемым каждым. С кем ребенок входит в соприкосновение. Такое “условие ценности” является серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного “Я”, заменяя его тем образом, который приятен другим. При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой.

Условия, пути, средства жизнедеятельности, ценности, которые может предложить общество, не всегда приводят к тому, что человек будет переживать наличие смысла, удовлетворенность течением своей жизни. Другими словами, ценности “успешной жизни” в обществе не всегда способствуют самореализации. Именно поэтому цели жизненной программы личности не побуждают к активным действиям по их достижению. “Полно функционирующая личность – это человек в процессе, постоянно изменяющийся человек”. “Полноценно функционирующий” – это термин, используемый Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Для того, чтобы наши дети были “полно функционирующими личностями”, необходимо в процессе воспитания ребенка, на всех стадиях социализации огромное внимание уделять процессу осмысления социальных ценностей.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975
  3. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., Наука, 1994