Урок-мастерская по теме: "Звуки и смыслы"

Разделы: Литература


Цели:

1.Раскрепостить воображение школьников, дать им возможность пережить бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов.

2.Получит первые навыки восприятия стиха не только с точки зрения значения слов, метафор и предложений, но и с учетом ощущения его звуковой природы.

Оборудование: кассета с записью звуков леса; у каждого учащегося на столе листы мастерской “Звуки и смыслы”; наглядные материалы.

Ход урока.

(Звучит запись звуков леса)

Слово учителя.

Мы с вами живем в мире звуков. Каждый день слышим голос родных и близких людей, звук проезжающих машин, звонок на урок, шум на перемене, звуки музыки, природы.

Приближается лето, и наш слух будет радовать пение птиц, шелест листьев, журчание речки, звук прибоя и многое другое.

– Ребята, а какие звуки нравятся вам? (Громкие, нежные, красивые, плавные…)

– А какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения? (Скрипучие, резкие, страшные…)

– Давайте вспомним характеристики звуков, которые мы даем на уроках русского языка. (Звонкие, глухие, твердые, мягкие)

– Ну, вот мы с вами погрузились в удивительный мир звуков, тайну которого попробуем разгадать. Возьмите первый лист и выполните задание № 1.

(Далее идут комментарии и выводы по каждому заданию мастерской)

Вывод по заданию № 1.

Верно, ваши значения звуков совпали, так как нас окружают одни и те же звуки, поэтому ничего удивительного, что звуки вызвали одинаковые ассоциации. Таким образом, отдельный звук уже имеет какой-то смысл.

Переходим к заданию № 2.

Как вы знаете, все слова имеют лексическое значение, то есть то, что они обозначают.

– Вам понятен смысл этих слов?

– Давайте вообразим, какое существо может скрываться под этим названием.

– Представили? А теперь задание.

Выполняем задание № 2.

Вопросы по заданию № 2.

– Живаруга – это большое или маленькое существо? Злое или доброе? Какие звуки повлияли на ваше воображение? Соотношение гласных и согласных звуков влияет на смысл слова? Какие слова вам кажутся более нежными? Самыми страшными? Какие существа вам кажутся по форме круглыми? и т.д.

– Какую роль в этой работе сыграл звук, звукосочетание?

Вывод по заданию № 2.

Звуковая организация слова подсказала лексическое значение, смысл слова.

Выполняем задание № 3.

Для проверки правильности ответов учеников демонстрируется наглядное пособие № 1:

Вывод по заданию № 3.

Точная организация звуковой формы слова помогает представить не только образ (в задании № 2), но и движение.

Выполняем задание № 4.

– Какой математический знак вы бы поставили между звуком и смыслом этих слов?

– Как вы думаете, во всех ли словах русского языка звучание соответствует смыслу?

Ученые утверждают, что в русском языке у 65% слов звуковая организация совпадает с лексическим значением. Например: облако – “большое”, “округлое”; гроза – “сильный”, “яркий”, “громкий”; штиль – “тихий”. У 22% слов звучание противопоставлено лексическому значению. Например: женщина – звучание получает характеристику: “тяжелый”, “устрашающий”, “темный”; юноша – “нежный”, “женственный”, “слабый”. 13% слов находятся в переходном состоянии.

На доске помещается наглядное пособие № 2:

Вывод по заданию № 4.

Слова нежные, красивые как будто притягивают к себе похожие слова, чтобы образ стал зримее. Таким образом, повторяющиеся звуки рисуют в нашем воображении определенную картину.

Выполняем задание № 5.

– Подумайте, о чем может говориться в этом четверостишии, если под цифрой 18 спрятался звук “Р”, а под цифрой 4 – “Г”. (Люблю грозу в начале мая…).

– Какое настроение вызывают у вас эти строчки? Почему?

Выполняем задание № 6.

Проверяем задание № 6.

Вывод урока.

Мастерская “Звуки и смыслы” позволила увидеть бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов. Получить первые навыки анализа текста с точки зрения звуковой организации. В подтверждении всего сказанного звучат слова С.Я.Маршака: “Как много значат в стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная”.

(Приложением к уроку является раздаточный материал мастерской “Звуки и смыслы” для учащихся 6 класса)