Тема урока: "Духовная жизнь в СССР в 20-е годы". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Цели урока:

образовательные

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению особенностей духовной сферы советского общества в 20-е годы прошлого века;

развивающие

  • Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию;

Стадия вызова. “Вызываются” уже имеющиеся у учащихся знания по изучаемому предмету, создаётся мотивация для дальнейшей работы. Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову “свобода”. Ребята предлагают примерно следующие варианты: “что-то манящее и недоступное”, “ “делаю, что хочу”, “слушаю любую музыку”, “самостоятельно принимаю решения” и т.п. Создание ассоциативного ряда завершается подведением итога: - Итак, свобода – это возможность выбора, возможность беспрепятственно что-либо делать, осуществлять.

- А как свобода проявляется в духовной сфере общества? (“Возможность выражать своё мнение”, “выбирать религию – свобода совести”, “читать любые книги” и т.д.)

- Как вы считаете, существовала ли такая возможность у советских граждан в 20-е годы?

Учитель выслушивает мнения ребят, предлагает аргументировать свои предположения и графически оформляет результат этого диалога на доске. (Приём “дерево предсказаний”).

Приложение 1

Стадия осмысления. Интерес к теме у учащихся сохраняется при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Учитель: - Будем искать ответы на наш вопрос, работая с документами.

Ребята сидят в группах, каждый в группе получает свою подборку документов (они пронумерованы, №№1-4, см. Приложение 2) Учащиеся читают и обдумывают прочитанное, затем садятся в новые группы, согласно номеру своего текста.

Задача новых образовавшихся групп, выделить главную мысль, объединяющую те документы, с которыми они работали, и создать общую схему ответа. Так, одна из групп, рассматривает вопросы развития образования в СССР, другие – взаимоотношения власти и церкви, власти и интеллигенции.

Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, уже являясь “экспертами-специалистами” по определённому вопросу, они информируют товарищей о результатах своей работы и выслушивают других. Группа обменивается мнениями и создаёт общую презентационную схему-ответ на поставленный вопрос, учитывающий всю полученную группами информацию. Схема может быть выполнена в виде кластера, выделения основных смысловых единиц текста и графическое оформление его в определённой логике на плакате.

Группы защищают свои работы. Интерес одноклассников к результатам деятельности других групп обеспечивается желанием сравнить себя, свой вклад, в общее дело. Особо выражен такой интерес, по моим наблюдениям, у ребят невысоких учебных возможностей, у неуверенных в себе, и поэтому малоактивных на большинстве обычных уроков. Применяемая на данном этапе стратегия “зигзаг” позволяет систематизировать большой объём материала и организовать взаимообучение учащихся.

Учитель: Подводя итог сказанному, вернёмся вновь к вопросу свободы духовной жизни советского общества 20-х годов…Борьба с безграмотностью, развитие самоуправления в школе, широкая просветительская деятельность, сохранение разнообразных течений в литературе, искусстве, свидетельствуют о некоторой свободе. В то же время нельзя не заметить попыток власти установить контроль за духовной жизнью советских граждан, идеологизации культуры.

Стадия рефлексии. Творческая переработка, анализ и интерпретация полученной информации.

Учитель: Перед нами мудрые слова великих людей. Дайте свои ответы на одну из цитат с помощью синквейна.

Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами. (А.Д.Сахаров)

Сила народа в его интеллигенции. (А.П.Чехов)

Когда все мыслят одинаково, значит, никто не мыслит. (Г.Гегель)

Синквейн

(с фр. пятистишие)

1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;

2 строка – описание темы, 2 прилагательных;

3 строка – действие, обычно 3 глагола, относящихся к теме;

4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме;

5 строка – повторение сути, “синоним” 1 строки, обычно существительное.

Синквейны учащихся к теме данного урока:

Интеллигенция

Независимая, понимающая

Призывает, думает, страдает

Разум народа в её интеллигенции

Элита.

Свобода

Непредвзятая и бесстрашная

Добиваться, бороться, обладать

Единственная гарантия от раболепия

Жизнь.

Люди

Одинаковомыслящие, банальные

Идут, существуют, едят

Когда мыслят одинаково – стадо

Община.