Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, одновременно начинает активно функционировать гормональная система. Наступает период половой зрелости. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики.

В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, появляется потребность в автономии. Теперь для него на первое место выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В результате происходит ослабление контактов со взрослыми: родителями, учителями. Повышается критическая оценка наставлений взрослых. Подростки в этот период сами выбирают “кумира для подражания”. Это подражание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения своего здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни. При работе с данной возрастной группой следует учитывать то, что именно в возрасте 13-15 лет начинают происходить “сдвиги” и “бури” в физиологии человека.

Так как в подростковом возрасте основным видом деятельности является учение, поэтому в учебных заведениях учащиеся проводят большую часть времени. На мой взгляд, следует в данном возрасте уделять внимание нетрадиционным формам и методам обучения (тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы и игры интенсивного обучения). Одной из лучших форм обучения в профилактической деятельности является тренинг. Поэтому в нашем общеобразовательном учебном заведении создается система, в основу которой входят социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности на основе проведения тренингов в малых группах.

Мной организована работа добровольцев по профилактике ВИЧ/ИППП, наркомании в средней общеобразовательной школе № 31 г. Бийска. За небольшой промежуток времени были проведены семинары-тренинги с группой добровольцев из учащихся нашей школы, принимавших участие в интерактивной выставке “Маршрут безопасности” г. Барнаула (рисунок 1), которая состояла из 5 станций, дающих информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах ВИЧ/СПИДа: “Пути передачи ВИЧ”, “ВИЧ/СПИД: вопросы и ответы”, “Рядом с тобой”, “Методы контрацепции”, “Береги себя”. С данной выставкой добровольцы работали с детьми старше 15 лет, как в своей школе, так и выезжали в другие школы города по графику, предоставленному МУ “Комитет администрации г. Бийска по образованию”, работая в тесном сотрудничестве с МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями”. Работа добровольцев осуществлялась в рамках информационной кампании “Здоровые дети – здоровый город”, проводимой общественно-информационным центром при администрации г. Бийска, и была отмечена лично управляющим администрацией г. Бийска Юдиным И.К., а также главным врачом МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями” Зязиным П.А. (рисунок 2, 3)

 

Рисунок1. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем на “Маршруте безопасности”.

 Рисунок2. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем (нижний ряд в центре).

 

Рисунок3. Стенд “Наши успехи” в рекреации школы с дипломами.

 ТРЕНИНГ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.

Психологический термин “тренинг” происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать. В данной методике термины “семинар” и “тренинг”, “тренер” и “ведущий”, “микрогруппа” и “малая группа” равнозначны.

Тренинг – это: познание себя и окружающего мира; изменение “Я” через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний; инструмент для формирования умений и навыков.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга.

Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он – такой же, как и все, он – часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.

Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу.

Круг, или как его еще называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания.

Для эффективного проведения тренингов ведущему необходимо:

1. владеть необходимой, интересной и достоверной информацией по тематике тренинга (Перечень вопросов, ответы на которые должен знать тренер, приводятся в Приложении 1)

2. знать основы возрастной психологии и физиологии;

3. уметь работать с аудиторией и знать, как ее заинтересовать;

4. обладать навыками ведения группы.

Все результаты тренинга невозможно оценить сразу после его завершения. Результаты могут проявиться намного позже, когда человек, прошедший обучение, реализует полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ

Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников в группе считается 12 – 14 человек. Если семинар ведут два тренера, то группа может и быть больше.

20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным.

Возраст детей в средних общеобразовательных учреждениях должен быть не моложе 15 лет.

 ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ГРУППЫ

 Для того чтобы тренинг был эффективным, нужны специальные правила.

Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.

Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

1. Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

2. Не боялся стать объектом насмешки и критики;

3. Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

4. Получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

конфиденциальность,

взаимоуважение,

пунктуальность,

“Не давать оценок”,

право ведущего (Приложение 2)

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

Лекция (5% усвоения)

Чтение (10% усвоения)

Аудиовизуальные средства (20% усвоения)

Использование наглядных пособий (30% усвоения)

Обсуждение в группах (50% усвоения)

Обучение практикой действия (70% усвоения)

Выступление в роли обучающего (90% усвоения) (Приложение 3)

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Профилактический тренинг в средних общеобразовательных учреждениях может провести инструктор, не имеющий специального психологического (психотерапевтического, психиатрического) образования.

Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки детей, в процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирование.

ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – сохранение здоровья и улучшение качества жизни детей и подростков.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

1. Повышение уровня информированности учащихся о проблеме;

2. Изменение их отношения к проблеме;

3. Выработка и развитие навыков сохранения здоровья;

4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА

Все профилактические семинары состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным.

ЭТО ЗАВИСИТ ОТ:

1. целей семинара (если это только информационный семинар, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен);

2. особенностей малой группы;

3. продолжительности семинара;

4. уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений)...

Примерная продолжительность 1,5 часового семинара в средних общеобразовательных учебных заведениях

Этап

Продолжительность этапа

Введение – 5%

10-15 мин.

1. Знакомство – 5%
2. Ожидания участников – 5%
3. Принятие правил работы группы – 5%
4. Оценка уровня информированности – 5-10%

5-10 мин.

5. Актуализация проблемы – 10-30%

10-25 мин.

б. Информационный блок – 20-40%

20-35 мин.

7. Приобретение практических навыков – 20-60%

20-50 мин.

8. Завершение работы – 5%

5 мин.

Подробное описание этапов профилактического тренинга находится в Приложении 4.

Методы, используемые при работе с группой

ДИСКУССИЯ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Описание методик приводится в Приложении 4.

ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

С помощью различных методик можно получить ответы на следующие вопросы:

- Насколько эффективно то, что я делаю?

- Какой тренинг можно считать эффективным?

- Каковы критерии оценки эффективности тренинга и как ее измерить?

Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Поэтому очень важно при подготовке семинара или тренинга четко осознавать его цели и задачи. Обычно целью профилактического семинара-тренинга является повышение уровня информированности молодежи и подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа, ИППП (инфекции, передаваемые половым путем) и наркомании, а также формирование мотивации для изменения поведения на более безопасное. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности семинара-тренинга:

1. Повышение уровня информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым на семинаре-тренинге;

2. Формирование установок на изменение поведения, связанного с употреблением наркотиков, а также поведения, способного привести к заражению ВИЧ, ИППП (инфекции, передаваемые половым путем);

3. Оценка тренинга как процесса.

Теперь рассмотрим методы, с помощью которых можно провести оценку эффективности проведенного тренинга. Данные методики можно использовать как по отдельности, так и комплексно. Если вы встретитесь с какими-либо трудностями, обратитесь за консультацией к психологу.

ДЛЯ ОЦЕНКИ ТРЕНИНГА КАК ПРОЦЕССА НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ:

– эмоциональное состояние участников (комфортность),

– оценку форм тренинга участниками,

– “сильные” и “слабые” блоки (информационные и игровые).

ДЛЯ ЭТОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ:

Обсуждение с персональными высказываниями.

По окончании тренинга каждый участник группы высказывается по схеме: что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Тренеру в этом случае необходимо конспектировать отзывы, а затем проанализировать и сделать выводы.

Анкетирование.

Заранее готовится анкета, которую участники заполняют по окончании семинара. Желательно, чтобы анкета состояла из открытых вопросов, что позволит участникам высказываться в свободной форме. Следует попросить участников тренинга давать ответ на каждый вопрос, не пропуская ни одного. В такую анкету могут входить следующие вопросы: “Какие темы тренинга были для вас новыми? По каким темам вам не доставало информации? Какие игры вам понравились больше всего?” (Пример анкет см. в Приложении 5)

Заметки тренера.

По окончании семинара-тренинга или его отдельных блоков тренер записывает, как реагировала группа на информацию этого блока, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно. Недостатком данного метода является то, что тренер часто отвлекается от семинара и не может сосредоточиться. Чтобы избежать этого, нужен наблюдатель, желательно психолог или второй ведущий, который сможет фиксировать реакцию участников на различные блоки (информационные и игровые), а также на самого тренера.

“Интервью – выход”.

Заранее готовится анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на семинаре. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4), вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами ответов. Согласно данной методике проводятся два замера – до тренинга и после. Обратите внимание на то, что в обоих замерах участники заполняют совершенно одинаковые анкеты (пример такой анкеты приводится в Приложении 5). Задача тренера – выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой участниками. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность участников по проблеме.

Субъективная оценка участников.

В данном случае анкета включает список критериев, и участникам предлагается оценить тренинг по этим критериям. Критериями могут быть: новизна информации, комфортность, практическая полезность. Также критерии оценки тренинга можно представить в виде “Я-высказываний”, участники отмечают степень согласия или несогласия с этими высказываниями (пример такой анкеты приводится в Приложении 5).

Оценить, насколько повысился уровень информированности участников группы, можно с помощью двух основных способов – объективного и субъективного (с точки зрения участников семинара-тренинга). В обоих случаях понадобится анкета, при составлении которой желательно пользоваться советами социолога.

Обработать полученные результаты несложно. По каждому утверждению отметьте, каких ответов было получено больше всего. Осталось только сделать выводы. Достаточно сложно оценить, удалось ли в ходе тренинга сформировать у участников установку на заботу о своем здоровье, потому что, во-первых, полуторачасового тренинга для этого не достаточно, во-вторых, методы исследований по изменению рискованного поведения очень специфичны, и использовать их могут только специалисты-социологи.

“ПАПКА УЧАСТНИКА”

“Папка участника” – это набор информационных материалов. Основная тематика материалов соответствует целям и задачам семинара. Свой набор можно составить, используя материалы из медицинских и юридических справочников, методической литературы. Для формирования папки участника лучше взять папку с мультифорами, но подойдут и другие папки. Хорошо, если вместе с материалами участники получат листовки, брошюры, плакаты, календари, созданные специально для данной группы. Подбирать материалы необходимо заранее, вручить папку каждому в начале семинара.

Литература

1. “Я хочу провести тренинг”. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. “Гуманитарный проект”, Новосибирск, 2000; ГУП “Медицина для вас” Москва, 2003

2. Рабочая тетрадь, информационные материалы участника семинара “Организация работы добровольцев по профилактике ВИЧ/ИППП, наркомании в средних общеобразовательных школах” г. Бийск 2005