Урок истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные: Дать представление об основных признаках городского ремесла, как мелкого ручного промышленного производства, основанного, на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий сбыта.
    Выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла, определить обязанности и права каждого.
  • Развивающие: Продолжить формирование у обучающихся навыков работы с учебником, картой; Способствовать развитию логического мышления, устной речи.
  • Воспитательные: Способствовать воспитанию у обучающихся уважения к трудолюбию средневековых ремесленников, чувства собственного достоинства, радости в учении.

Тип урока: Урок изучения нового материала (заочная экскурсия).

Методы: Наглядный, поисковый, репродуктивно-словесный, креативный.

Формы: Индивидуально-дифференцированная, групповая, фронтальная.

Понятия: Ремесло, ремесленник, сырьё, город, мастер, подмас- терье, ученик, цехи, устав, герб, знамя.

Оборудование:

  • Карта “Европа 10-15 вв.” карта “Кемеровская область”.
  • Наглядность: сказочный герой – Незнайка.
  • ТСО “Пеленг” (диапозитивы “Ремесленники”.
  • Репродукции с изображением гербов Сибирских городов, дидактический материал (аппликации).
  • Нормативные документы: Уставы школы, города, района, исторический документ “Договор о найме”.
  • Толковые словари русского языка.
  • Учебник “История средних веков”, 6 класс, Ведюшкин В.А.

Ход урока

1. Организационный момент.

Экспозиция-введение в урок (подготовка обучающихся), создание проблемной ситуации, постановка целей.

Учитель: Добрый день! Улыбнёмся друг другу! Думаю, что наше общение будет не только доброжелательным, но и полезным, как для нас с вами, так и для сказочного героя Незнайки, который пришёл к нам с полным конвертом вопросов.

(Вопросы Незнайки: - Кто: готовился к экзамену на мастера, покупал сырьё, выполнял работу бесплатно, продавал изделия, был помощником по хозяйству, был главным помощником, выполнял главную работу, получал небольшую плату за труд, выполнял подсобную работу, был хозяином мастерской?)

Проблема: Распределить обязанности мастера, подмастерья, ученика.

Беседа по представленной экспозиции изделий из бересты:

- Что представлено вашему вниманию?

- Из какого материала изготовлены эти предметы?

- Для чего они предназначались?

2. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам (с целью установить связь с ранее изученным, актуализировать понятия и события):

  1. Вспомните, как называли людей, занимающихся каким-то одним делом?
  2. Как называлось занятие этих людей?
  3. Где жили эти люди?

(Этот этап урока можно сопровождать индивидуальной работой у доски со словарными словами и работой с картой).

Работа со словарными словами (Цель: соблюдение единого орфографического режима)

Задание: вставить пропущенные буквы.

Р..м..сло, р..месле..ник, сыр..ё, горо..,

Задание: исправить ошибки.

Лондон, париш, горот, бирлин.

Работа с картой (Цель: закрепление в памяти обучающихся необходимого знания картографического материала).

Задание: найти на карте “Европа в X-XV вв.” города, возникшие в X-XIII вв. (Используя цветную аппликацию, систематизируйте названия городов по месту их возникновения)

Рассказ обучающихся об истории возникновения города по выбору учителя.

(Этот этап урока можно сопроводить рассказом учителя или ученика, побывавшего за границей, а также демонстрацией слайдов или фотографий).

Работа по карте Кемеровской области (Цель: формирование навыка работы с картой).

Задание: (Найти на карте КЕМЕРОВО, НОВОКУЗНЕЦК, ТОПКИ, БЕЛОВО, МАРИИНСК).

Рассказ о достопримечательностях города Мариинска, демонстрация видеосюжета о музее-мастерской берестяного умельца Юрии Михайлове.

3. Изучение новой темы.

Учитель: Мы увидели мастерскую современного мастера Юрия Михайлова, а теперь посмотрим, что представляла собой мастерская в средние века.

Беседа по картине художника Домогацкого В.В.

“ В мастерской средневекового оружейника”.

Полумрак. Самый разгар рабочего дня. Сквозь решетчатое оконце пробивается косой сноп лучей.

- Что это за помещение?

- Как вы это определили?

- Что за люди изображены на данной картине?

- Какую работу они выполняют?

Словарная работа (цель: знакомство с новыми терминами).

МАСТЕР, ПОДМАСТЕРЬЕ, УЧЕНИК.

- Как вы думаете, как в мастерскую попадали УЧЕНИКИ?

Инсценирование составления “Договора о найме ученика мастером” (Цель: знакомство с архивными документами, изучение прав и обязанностей участников договора).

Учитель: Проходя по улицам средневекового города, мы обнаружили большое количество различных мастерских.

(На этом этапе урока используем ТСО: диапозитивы с изображением представителей разных ремесел: кузнецов, ювелиров, столяров, кожевников, портных.)

Групповая работа. (Найти определение слов: ЦЕХ, УСТАВ, ГЕРБ, ЗНАМЯ, ШЕДЕВР, БРАТСТВО).

1 группа работает с учебником (с. 146-148).

2 группа с толковыми словарями. (Цель: сравнить данные слова, систематизировать значимые различия в определениях разных источников.)

Демонстрация официальных документов, газет, плакатов с символикой городов Сибири.

(Устав МОУ “ Сусловская СОШ”, Устав города Мариинска).

Учитель: (обобщение) В городах всё больше возникают новые специальности. Цехи способствовали развитию ремесла. Проходит внутрицеховое разделение труда. Одни мастера обогащались, другие-беднели. Чтобы подмастерью перейти в мастера недостаточно выполнить шедевр, собирали пирушку. Лишь сыновья мастера могли беспрепятственно перейти в мастера. Появилось всё больше “ вечных подмастерьев”. Они боролись с мастерами, объединялись, организовывали стачки, коллективно отказались от работы.

(Ссылка на схему:

  • XIII век Париж-100 цехов.
  • XIV век- 350 цехов.)

А теперь подошло время ответить на вопросы Незнайки, помочь ему в решении проблемной ситуации.

(На данном этапе урока проводиться инсценированная игра, в которой обучающиеся исполняют роли МАСТЕРА, ПОДМАСТЕРЬЯ, УЧЕНИКА.

Цель: Посредством игровой ситуации правильно распределить обязанности каждого представителя.)

МАСТЕР - был хозяином мастерской, выполнял главную работу, покупал сырье, продавал изделия.

ПОДМАСТЕРЬЕ - был главным помощником, получал небольшую плату за труд, готовился к экзамену на мастера.

УЧЕНИК – был помощником по хозяйству, выполнял подсобную работу, выполнял работу бесплатно.

Теперь Незнайка уйдёт с нашего урока Знайкой.

(На этом этапе выставляем и комментируем оценки за работу на уроке.)

Однако нам с вами предстоит ответить ещё на многие вопросы.

4. Домашнее задание.

Составить рассказ “ День в средневековом городе”.

Проиллюстрировать свой рассказ.

Параграф 15.