Семейно-познавательная игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию, показать значение экологического воспитания в семье и роль экологических знаний в жизни человека.

Оформление и оборудование: название игры, переходящий кубок, спортивные обручи, теннисные шарики, листы бумаги, фломастеры, призы и т.д.

ХОД ИГРЫ

I. Начало

  1. Выход команд (под муз. песни А. Маршала “Иркутская история”)
  2. Приветствие-поздравление - директор школы
  3. Знакомство и приветствие команд.
  4. Знакомство с жюри и ходом игры.

II. Сама игра - конкурсы

1. Разминка “Устами младенца”

A) Оно всегда зеленое или голубое.
Б) Из него делают струнные музыкальные инструменты.
B) Высиживают птенцов.
Г) Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

A) Оно выделяет фитонциды, убивает болезнетворные бактерии. Б) Из него самые лучшие дрова.
B) Из его коры делают много полезных вещей. Г) Это самое любимое русское дерево. (Береза)
A) У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
Б) Оно “отсасывает” отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
B) Оно быстрее всех заселяет гари.
Г) Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

2. “Найди пару” (30 сек)

Ведущий называет, а команды находят животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.

Кактус - дикообраз (имеют иголки)

Крапива - пчела (жалят)

Мать-и-мачеха - крот (мягкие покровы)

Росянка - паук (едят насекомых)

Репейник - пиявка (цепляются)

Осина - заяц (“трусишки”)

Лиана - удав (длинное тело)

Повилика - аскарида (паразиты)

Мимоза - еж (сворачиваются)

(Команды выбираю из предложенных)

3. “Домашняя экология” (30 сек) Сделайте выбор и объясните его:

Папе: мыло или дезодорант.

Маме: питьевая сода или синтетическое моющее средство.

Ребенок: жевательная резинка - лесная сера.

Прочитать этикетки от консервов (сгущенное молоко и рыбные консервы) - т.е.

что означает каждое слово и цифры.

4. “Спасательный крут”

Спасательным кругом, который поможет перебраться через “реку”, в этой эстафете будет обруч. Линия старта будет одним “берегом”, кружок напротив -другим. Капитан команды надевает на себя обруч и, удерживая его на уровне пояса, бежит до установленной отметки. Возвращаясь, он захватывает обручем следующего участника команды и бежит вместе с ним, переправляя его в спасательном круге на другой “берег”. Так по очереди капитан “переправляет” всю команду на противоположную сторону. Побеждает та команда, которая быстрее перебралась на другой “берег”.

Кто быстрее! (Одновременно выполняют три команды).

5. “Загадки” (30 сек)

  • Ранней весной, пока еще не просохла трава, муравьи тщательно J уничтожают в своем домике все проросточки. Чтобы его летом не затеняла трава. Объясните, почему муравьи так поступают? (Холмик должен превратиться солнцем, так как близко к его поверхности расположены “деточки”, в которых лежат яички, личинки и куколки, которым нужно тепло).
  • Год был жаркий, стояла засуха. Озимая рожь была ростом до колена и такая редкая, что в ней не смогла бы укрыться даже перепелка. Колоски маленькие, тощие. Впереди березовая роща. Чем ближе к рощице, тем выше и гуще рожь. Колос у нее тяжелый, будто налитой зерно в нем полное, добротное. Почему возле березовой рощи рожь лучше, чем в поле? (Березы - друзья полей. Зимой они задерживают снег, летом удерживают влагу, берут травы от суховеев).
  • Многих диких животных кормят быстрые ноги, хищных птиц - зоркий глаз. У ежика нет ни того, ни другого. Что же помогает ежику выжить? (У ежа очень сильно развито обоняние, оно помогает ему найти съедобного жука и обнаружить его).
  • Боярышник - это кустарник или деревце, он непримечателен, но все-таки много маленьких птичек вьют гнезда среди ветвей его. Чем боярышник привлекает птиц? (Колючки защищают их).
  • Хоть сыновья мои, Орел, и воробьи, зато их десять. А у меня. Воробей, хоть один сын, да зато Орел! Почему у воробья такое большое потомство по сравнению с орлом? (Это приспособление для продолжения рода. У воробьев много врагов, и их много погибает зимой от голода).
  • Как объяснить можно следующие факты: идешь по лесу и видишь: то тут, то там свежие ели выворочены с корнем, а неподалеку стоят эти стройные красавицы в окружении других деревьев, как ни в чем ни бывало. На голой скале приютилась сосна, но она не повреждена.

(Корни ели располагаются поверхностно. В окружении деревьев сила ветра ослабляется. У сосны корень уходит глубоко в землю, в расщелину).

6. “Музыкальный” (домашнее задание)

Команды представляют заранее приготовленные номера.

7. “Кто быстрее” (1 мин)

Из розданных букв составить слово “заповедник”. Объяснить его значение.

8. “Народный календарь” (1 мин)

Люди издавна наблюдали за явлениями в природе и соотносили их со своей

хозяйственной работой.

Нужно из двух частей составить полную.

  • Из березы течет много сока - к дождливому лету.
  • Рябина поздно зацвела - к долгой осени.
  • Май холодный - год плодородный.
  • Затянулись дожди - груздей не жди.
  • Чем раньше береза лист пустит - тем теплее весна будет.
  • Если листопад пройдет скоро - к суровой и продолжительной зиме.
  • Зима без снега - лето без хлеба.
  • Задержишь на полях зимой - будешь с хлебом весной.

9. “Кто больше?” (1 мин)