КВМ (Клуб веселых математиков) – внеклассное мероприятие по математике в классах КРО. 5-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5


План игры

  1. Представление команд (название команды, защита эмблемы, приветствие, песня).
  2. Разминка.
  3. Конкурс капитанов.
  4. Конкурс художников-математиков.
  5. Конкурс “Знаешь ли ты таблицу умножения?”
  6. Задачи на смекалку.
  7. Игра “Весёлый счёт”.
  8. Задачи в стихах.
  9. Конкурс болельщиков.
  10. Подведение итогов, награждение.

Каждый конкурс оценивается по пятибалльной шкале. Конкурс болельщиков в зачёт командам не идёт.

Ход игры

I. Приветствие команд.

Команда “ГНОМ” – Группа Начинающих Отважных Математиков.

Приветствие. Мы приветствуем своих противников.
Желаем им занять место призовое,
Но только третье или второе.

Команда “ЗИП-ЗИП” – Захотим И Проиграем – Захотим И Победим.

Приветствие. В этом зале вместе с вами
Соревнуемся умами.
КВМ тех наградит,
Кто быстрей сообразит.

Песня. Пусть пугают задачей и примером в придачу.
Не боюсь ничего всё равно:
Всё решить ведь смогу я,
В КВМ попаду я,
А иначе – зачем КВМ?

Припев. Уравненья я решаю,
Как орешки щёлкаю.
Очень жаль, что КВМ
Только раз в году.

II. Разминка.

Командам предлагается решить задачи.

  1. Одна сторона квадрата 6 см, а другая на 2 см больше. Чему равна его площадь?
  2. 10 насосов за 10 минут выкачивают 10 тонн воды. За сколько минут 20 таких же насосов выкачают 20 тонн воды?
  3. На сколько единиц больше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное число?

Ответы:

  1. Так как у квадрата все стороны равны, то одна сторона не может быть больше другой. Следовательно, в данном случае площадь квадрата вычислить нельзя.
  2. За 10 минут.
  3. Любое однозначное число всегда меньше любого двузначного числа. Следовательно, наибольшее однозначное число никак не может быть больше наибольшего двузначного.

III. Конкурс капитанов.

1. Капитанам были предложены задачи на смекалку.

а) Рыболов за 20 минут поймал 4 рыбки. За сколько минут он поймает 8 таких рыбок?

б) Одно яйцо можно сварить за 4 минуты. Какое наименьшее количество минут потребуется для того, чтобы сварить три таких яйца?

в) Пара лошадей пробежала 20 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

Ответы:

а) Задача не имеет ответа, так как улов данном случае нельзя прогнозировать.

б) За 4 минуты, если положить все 3 яйца месте.

в) 20 км.

2. В примере пропущены некоторые цифры. Капитанам необходимо восстановить весь пример:

Ответ:

IV. Конкурс “Рисунок”.

Пока капитаны соревнуются в смекалке, командам даётся задание: используя геометрические фигуры, цифры, знаки действий, нарисовать рисунок.

V. Таблица умножения.

Каждой команде раздаются таблички с цифрами от 0 до 9. Ведущий читает пример на умножение, команда устно решает его, и ребята, у кого есть таблички с цифрами, которые содержатся в ответе, быстро выбегают вперёд и, поднимая таблички над головой, составляют ответ. (Трудность заключается в том, чтобы быстро сообразить, у кого табличка с данной цифрой и не перепутать порядок цифр при показе ответа.)

Примеры:

VI. Задача со спичками.

Каждой команде даётся 7 палочек (спичек). Задание: из 7 спичек сложить два квадрата.

Ответ:

VII. Весёлый счёт.

Даны две различные таблицы (80х60 см) – для каждой команды своя. Задание: просчитать от 1 до 24, отыскивая все числа в данной команде таблице, указывая на них указкой и не пропуская ни одного числа. Какая команда справится быстрее? (Время засекается.)

VIII. Задачи в стихах.

Каждая задача читается для обеих команд. Отвечает команда, быстрее решившая задачу. Семь воробьишек спустились на грядки,

1. Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?

2. Нам из Гомеля тётя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике яблок
Было в общем не мало.

Начал яблоки эти спозаранок считать я,
Помогали мне сёстры, помогали мне братья.

И пока мы считали,
Восемь раз отдыхали,
Восемь раз мы сидели
И по яблоку съели.

И осталось их сколько?
Ох, осталось их столько,
Что, когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели.

Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок,
Сколько у меня братьев?
Сколько у меня сестрёнок?

Поделили мы яблоке
Все без остатка,
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.

3. Над болотцем тихо, тихо…
В тёплом воздухе парят
Сам комар, да комариха,
С ними куча комарят.

Комариха с комаром говорят:
- Сосчитай-ка, комар, комарят.
- Как же счесть, комариха, комарят,
Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала комариха сорок пар,
А продолжил этот счёт сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал,
Насчитал тридцать тысяч и устал…

А теперь сосчитайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

Ответы:

  1. Ни одного: одного унёс кот, остальные улетели.
  2. У меня 2 брата и 2 сестры.
  3. 13082.

IX. Конкурс болельщиков.

  1. Пока жюри подводит итоги, предлагаются несложные задачи на смекалку.
  2. Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 5 лимонов?
  3. Пара конькобежцев на соревнованиях пробежала по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый конькобежец?
  4. Как в комнате расставить 5 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по два стула?
  5. Сколько граней у шестигранного карандаша?
  6. Две руки – сколько пальцев? Шесть рук – сколько пальцев?
  7. Одна палка сколько имеет концов? Четыре палки? Шесть палок? Шесть с половиной палок?

Ответы:

  1. Они стоят одинаково.
  2. По 8 кругов.
  3.  
  4. 8 граней.
  5. 10; 30.
  6. 2; 8; 12; 14.

X. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, объявляет, какое количество баллов набрала каждая команда, награждает команду-победительницу.

Председатель жюри отмечает, что ребята показали хорошее знание материала, блеснули остроумием, смекалкой. Все команды выступили очень хорошо, но победил сильнейший.

Члены жюри надеются, что ребята ещё не один раз соберутся на подобные соревнования. Они ещё лучше подготовятся и выступят ещё лучше.

Всем ребятам жюри желает удачи!