Внеклассная работа по литературе. Литературная гостиная "Юван Шесталов – первый писатель таежного народа"

Разделы: Внеклассная работа


В жизни современной школы велико значение внеклассной работы по предмету. Она помогает школьникам узнать историю края, через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться ее преданно любить, ценить и беречь.

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта, воспитывать интерес к мансийской литературе.

Наглядность:

  • выставка книг;
  • стенд о Юване Шесталове;
  • портрет Ювана Шесталова.

Учитель: Много ярких и самобытных талантов дал литературе мансийский народ. Большим поэтом маленького народа стал Юван Шесталов.

Юван Шесталов родился в 1937 году 22 июня в День Большого Солнца в деревне Камрадка Березовского района. Учился на факультете народов Севера Ленинградского пединститута, а в 1965 году закончил Тюменский пединститут.

В литературу Юван Шесталов пришел в конце 50-х годов. В 1962 году был принят в Союз писателей. В 1978 году удостоен Государственной премии. Свой путь в литературе начал с поэтических сборников. Читая его стихи мы попадаем в мир сказочного мансийского божества – доброй лесной феи Миснэ. Той, что поджидает охотника в суровой тайге и одаривает его за трудолюбие.

1 чтец:

Здравствуй, край мансийский, милый,
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Машет мне рукой осина,
Улыбается вода
Слышу лепет лебединый
Словно в детские года… -

так начиналось самое первое стихотворение Ювана.

2 чтец: В поэзии Шесталова слышится “дыхание родной земли”: ароматы тайги, тихие всплески волн на Оби. Поэт преисполнен чувства своей нерасторжимой связи с родным краем, любви к его природе и людям:

Что за запах! Что за свет!
Вновь я до сердца согрет!
Как ладонь руки родной,
Солнце ласково со мной!

3 чтец: Близка к истокам народного творчества “Языческая поэма” Шесталова. Она взывает к читателю охранять красоту природы, беречь сказки и песни, “лелеять Медведя - Духа лесного”, охранять реки и озера, каждую травку на земле, завещанную отцами. “Языческая поэма” даёт право признать Ювана Шесталова родоначальником мансийской литературы.

Учитель: Живая связь древней культуры манси лежит в основе творчества первого писателя таежного народа. Писатель хорошо знает обычай, легенды и былины своего народа.

Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его прозой и поэзией. Юван Николаевич Шесталов первым в истории своего народа обратился к богатейшим сокровищам древних мансийских сказаний. Связь далекого прошлого и современности – смысл содержания творчества Шесталова.

Слово библиотекаря (знакомит с прозой Шесталова): Первая повесть “Синий ветер каслания” увидела свет в 1965 году. Она обратила на себя внимание и тем, что еще один поэт обратился к прозе. Шесталов объяснял это так: “Жизнь не укладывалась в рамки стихов и поэм, которые я пел. Мне хотелось вмешаться в неё, по силе возможности помогать своим пером изменять действительность.” Ощущение активного начала пронизывает повесть, обращенную к жизни и труду оленеводов. Каслание – это кочевье, это дорога длинная и трудная, от Оби до Урала.

Судьба человека, влияние времени на целый народ и отдельную личность – так можно определить тему первой повести Шесталова. Её герой – молодой учитель. Пытливый взгляд его подмечает многое. Герою приходится самому решать, что из традиций и обычаев ему надо брать в жизнь.

В 1972 году Шесталов пишет повесть “Когда качало меня солнце”. По форме это лирический дневник-путешествие. Герой повести всякий раз сверяет свои мысли и чувства со сказкой. Сказка сыграла важную роль в формировании Шесталова – художника слова. Много задушевных слов сказал о ней писатель, характеризуя атмосферу, окружавшую его с детства и желая дать образное определение мировосприятия своего народа: “Сказка … она как родник. Прильнешь к ней, мучимый жаждой, напьешься прохладной живительной влаги и снова чувствуешь себя человеком. Все станет ясным и понятным”. За строкой сказок и мифов, охотно пересказываемых Шесталовым встает создатель этого духовного богатства – народ.

Писатель очень серьезно относится к мифу, народной песне, сказке. С их помощью он раскрывает истоки своеобразного видения мира своего народа, черты его национального характера.

Рассказ начинается со сна, звенящего шаманским бубном.

1 чтец: Стучали копыта. В белой мгле плясали рога. Звенели колокольчики. Бубном гудело небо. Летели олени. Бешеные олени куда-то меня мчали. Снег слепил лицо, глаза, уши. Бубном гудело небо. Звенели колокольчики.

2 чтец: Югра моя!

Мчусь я на железном олене – не забыть бы мне звон копыт оленя с ветвистыми рогами. Коня не забыть бы мне! И еще – мечту об огне земли:

Я мечтаю об огне,
Как о вздыбленном коне,
Как о скачущей удаче,
Кем-то посланной ко мне.
Раздуваю уголек,
Растопляю камелек.
И рублю, рублю дровишки.
Разгорайся огонек!

Учитель: Много произведений написано Юваном Шесталовым, источником творческого вдохновения которого является обращение к истории, осознание родословной своего народа. Они посвящаются раскрытию духовного мира, мировоззрения манси.

Библиотекарь проводит викторину, посвященную творчеству Ювана Шесталова.

Награждение победителей.