Урок, разработанный по блочно-модульной технологии

Разделы: История и обществознание


Вашему вниманию предлагается урок “Внутренняя политика и экономическое положение империи в период царствования Николая I” из раздела “Россия в период царствования Николая I” авторской программы участника фестиваля. Данная программа предусматривает блочно-модульное обучение, в рамках которого реально осуществляется идея педагогики сотрудничества – ученик на деле становится активным субъектом обучения. На мой взгляд, задача историка сегодня состоит не столько в описании событий, даже подаваемых с разных точек зрения, которые обрекают ученика на пассивную роль, сколько в формировании пакета документов, которые позволят ученику выстраивать собственную версию исторических событий. Прилагаемый к каждому уроку пакет аналитических материалов призван развивать у учащихся навыки обобщения, анализа, умения идти в рассмотрении фактов и явлений от общего к частному и наоборот, отстаивать свою точку зрения, тем более, что учащимся предлагается разнообразная литература: научная, учебная, исторические источники, документы. В рамках данной программы главным становится организация учебной деятельности обучаемых. На примере данного урока можно убедиться, что учащиеся, при помощи раздаточного материала, практически самостоятельно, под ненавязчивым руководством учителя берут материал.

С моей точки зрения, данная программа позволяет учащимся на уроке понимать смысл своей деятельности, а затем, овладев некоторыми навыками работы, учащиеся получают возможность более осмысленно применять знания в различных познавательных ситуациях, что обеспечит, на мой взгляд, известную целостность учебного процесса и преемственность его этапов.

Уроки авторской программы выстроены таким образом, что при технической возможности, практически весь раздаточный материал можно подать на мультимедийном проекторе.

Цели изучаемого раздела:

  • формировать у учащихся представления об особенностях внутренней политики Николая 1;
  • показать неэффективность крепостнической системы в условиях начавшегося в мире промышленного переворота;
  • рассмотреть основные направления внешней политики страны.

Задачи изучаемого раздела:

  1. Учащиеся должны суметь оценить реальные результаты царствования Николая I, реальные успехи, свершения и неудачи;
  2. Оценивать исторические события и людей, высказывать аргументированные суждения, вести дискуссию, анализировать различные точки зрения;
  3. Воспитывать на конкретных исторических примерах (оборона Севастополя) чувство гордости за свою страну и умение решать сложнейшие проблемы мирным путем (Кавказская война);
  4. Учащиеся в процессе изучения темы должны усвоить следующие понятия: кризис крепостничества, свод законов, бюрократический аппарат, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, корпус жандармов, канцелярия, славянофилы, западники.

План урока:

Организационный момент — 1 минута

1. Повторение пройденного материала

2. Укрепление государственного аппарата – 10 минут

3. Кодификация законодательства – 15 минут

4. Теория официальной народности – 10 минут

5. Крестьянский вопрос – 20 минут

6. Финансовая реформа – 10 минут

7. Закрепление нового материала – 10 минут

8. Домашнее задание – 1 минута

1. Повторение пройденного материала

На предыдущем уроке была изучена тема “Исторический портрет Николая I”. Поскольку личность императора была рассмотрена очень подробно, учащимся предлагается порассуждать на тему: “Альтернативные точки зрения современников и историков на личность Николая”. Для воспроизводства в памяти первого урока по теме учащиеся вновь получают карточку №1 предыдущего урока:

2. Укрепление государственного аппарата
(краткий лекционный материал и задания учащимся)

Централизация государственной власти проявилась в расширении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которой поручалось решение наиболее важных проблем. За время правления Николая было создано шесть ее отделений, самым важным и известным было Третье отделение, возглавляемое Бенкендорфом, являющееся высшей политической полицией. Отделения Канцелярии фактически стояли над министерствами и контролировали их работу. Николай стремился вникнуть во все мелочи управления, и этому во многом была подчинена его деятельность по изменению структуры государственного аппарата.

По ходу рассказа учителя учащимся раздается карточки 1 и 2:

3. Кодификация законодательства (краткий лекционный материал и задания учащимся)

Николай решил упорядочить российское законодательство. Почему это было необходимо? Дело в том, что в Росси действовала масса законодательных актов, изданных в предшествующие царствования, и главным среди них было Соборное Уложение 1649 года. В законах накопилось много противоречий, которые затрудняли решения судов, а некоторые положения просто устарели. Для проведения кодификации было создано Второе отделение канцелярии. Возглавил эту работу М.М. Сперанский. Конечно, своей целью он поставил создания сводного закона наподобие Соборного Уложения 1649 г. Несмотря на незавершенность работы, кодификация законодательства имела огромное значений, она устранила противоречия в законодательстве, создала стройную систему законов, которой несложно было ориентироваться при решении государственных дел.

Учащиеся работают с карточкой 3

1. В чем заключается значение проведенной работы?

4. Теория официальной народности (краткий лекционный материал и задания учащимся)

После восстания декабристов, польского восстания 1830-31 гг. необходимо было объединить общество идеей, которая бы удовлетворяла бы большинство людей. Автором теории официальной народности был граф Уваров С.С., министр просвещения России. Она должна была объединить народ и власть на религиозной и национальной основе.

Задания выполняются по карточке 4.

5. Крестьянский вопрос (лекционный материал и задания учащимся)

Острота крестьянского вопроса не сходила с повестки дня правительства в продолжении всего царствования Николая. Он искренне хотел отменить крепостное право, называл его “злом” и, показывая на тома собранного им материала по этому вопросу, говорил, что собирается “вести процесс против крепостного права”, но не хотел привлекать к обсуждению этой проблемы общество. Вопрос о крепостном праве был отдан на рассмотрение секретных комитетов, состоящих из помещиков. Члены этих комитетов, естественно, не стремились к радикальному решению крестьянского вопроса, тем не менее, в период правления Николая власть помещиков над крестьянами была несколько ограничена.

Эти преобразования провел генерал П.Д. Киселев – член Государственного совета, министр государственных имуществ. В 1837–41 гг. было введено крестьянское самоуправление. В 1842 году был принят Указ об обязанных крестьянах. В 1847 году крепостные получили право выкупа на свободу, если поместья их владельцев выставлялось на продажу за долги. В 1848 году им предоставлено право покупать незаселенные земли и строения.

Учащиеся работают с карточкой 5:

5. Финансовая реформа (лекционный материал)

1. В 1825 году сумма государственных доходов России составляла 110 млн. рублей, расходов – 115 млн. руб.; в 1854 году соответственно 260 млн. руб. и 313 млн. рублей. В условиях преобладания расходов над доходами бюджет можно было увеличить путем повышения налогов и введения торговых тарифов, т.е. превышение вывоза товаров над ввозом. Министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1839–1843 гг. провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации. Причем количество бумажных денег находилось в строгом соответствии с объемом серебряного запаса в стране. Государственный бюджет впервые за долги годы стал бездефицитным (его доходы превышали расходы). Реформа Канкрина укрепила денежную систему России, способствовала росту экономики.

6. Закрепление нового материала

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Как вы оцениваете внутреннюю политику Николая?
  2. Каких черт во внутренней политике больше – положительных или отрицательных?
  3. Возможны ли были альтернативы при выборе направлений тех или иных внутриполитических мероприятий и в характере их проведения?

7. Домашнее задание

Используя дополнительную литературу, написать эссе “Положительные и отрицательные черты внутренней политики Николая I: что преобладало?”

Прим. Дополнительная литература в виде хрестоматии на компакт-диске была предложена учащимся в начале учебного года. Хрестоматия является частью моей авторской программы. Привожу, как пример, ее часть, посвященную данному разделу программы.

Буду рада поделиться с коллегами материалами авторской программы с разработанными учебно-методическими комплектами и хрестоматией, если кого-то заинтересует. Программа разработана для 9 класса по линейной программе (удалось удержаться все эти “трудные” годы).

Приложение 1