Конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим "В гостях у осени" (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Познание для детей – сложный процесс. Ребёнку предстоит запомнить, переработать усвоенную информацию, параллельно выработать определённое отношение к содержанию приобретённых знаний. Колоссальную роль в процессе познания, формирования отношения к миру у детей принадлежит нам, взрослым. Насколько интересней, увлечёнее мы сможем преподнести материал познания: от игры, игры-путешествия, занимательных загадок, пословиц до встречи со сказочным героем, настолько успешней ребёнок впитает в своё сознание окружение мира. Яркие эмоциональные впечатления надолго останутся в памяти. От полученных впечатлений, от тёплых переживаний у ребёнка проснётся желание познавать, любить, быть наблюдательным, он откроет для себя удивительный мир слов. Чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определённой информации, мы создаём у детей общее положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать:

  • атмосферу общей привлекательности занятия, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания;
  • формирование бережного, гуманного, ответственного отношения к миру. В последующем от этого отношения будет зависеть, на что будет направлена сила ума: на созидание или расточительство

Мы достигнем успеха в познавательном развитии детей, если будем:

  • направлять позицию активности детей на получение информации, выходящей за пределы непосредственной воспринимаемой действительности;
  • способствовать дальнейшему развитию у детей бережного отношения окружающему, формированию позиции созидателя, помощника, друга, представителей животного и растительного мира;
  • создавать условия, способствующие поддержанию первых избирательных интересов детей.

Вашему вниманию предлагается конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим “В гостях у осени” ( старший дошкольный возраст)

Конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим “В гостях у осени”

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

  • Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
  • Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
  • Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты.
  • Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: рукодельница, лукошко, дупло, муравейник, берлога, полынья.

Материал для занятия: коллаж об осени из природного материала, лечебные травы, овощи-муляжи, муляжи грибов, кукла в костюме “Осень”, ворота-арка, картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый), аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей).

Ход занятия

В группе создана сюжетно-игровая обстановка: большая часть группы занята под импровизированный “осенний лес”.

Дети организованы на беседу с воспитателем (Сидят на стульях).

- Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна-красна, лето красное, осень золотая).

- Какое самое тёплое время года? (Лето красное).

- Вспомните, где вы летом отдыхали? (На море, в лесу, в деревне). А помните, как мы с вами отдыхали на лесной полянке? Кто встречал нас там? (Лесовичок).

- Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал нам Лесовичок? (Показывал лечебные травы, рассказывал о лесных правилах).

- Молодцы, что не забыли! А знаете, ребята, Лесовичок нас не забыл и прислал нам лечебные травы, чтобы мы никогда не болели (Подносит на подносе и показывает).

- Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это зверобой, это подорожник ….)

- Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы. Лесовичок будет доволен вами.

- А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой…)

- Да, они росли летом и впитали в себя тепло, свет, влагу и выросли такими полезными и нужными для здоровья людей.

- Давайте , отдадим эти травки Тамаре Ивановне, а она нам лечебный напиток приготовит. А мы потом будем его пить да Лесовичка благодарить, лето вспоминать (воспитатель отдаёт на подносе лечебные травы медсестре).

- Да, дети, как хорошо что было лето, а теперь гостит оно где-то….

“И пришла на порог, красками играя,
Чудо-рукодельница, кто она такая?” (Осень золотая).

Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде.

- Какая к нам пришла осень? (Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная и т.д.)

- Молодцы! Много слов сказали Осени - рукодельнице!

- А почему осень назвали рукодельницей? (Без краски и кисти, а раскрашивает все листья, все деревья нарядила в разноцветные платья, рябинка стоит в красно-багровом платье, как будто брошки из красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как будто повесила золотые монетки, а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё время дрожит листвой, боится, что скоро придётся с красивым нарядом расстаться).

- Да, ребята, действительно, осень – рукодельница!

- А кто знает пословицы и поговорки об осени? (Дети называют)

  1. Осенью холодно, да сытно.
  2. Лето со снопами, а осень – с пирогами.
  3. Осенью и у кошки пирог.
  4. Осенью и воробей богат.
  5. Осень – запасиха, а зима –подбериха.

- А почему так говорим? (Осенью поспели вкусные овощи, сладкие ягоды, в садах спелые фрукты, с полей убрали урожай пшеницы, ржи).

- А лес какие дары преподнёс? (Клюкву, бруснику, чернику, много грибов, кедровые шишки)

Воспитатель берёт лукошко и говорит слова:

- Вот возьму-ка я лукошко, да соберу грибов немножко (Воспитатель подходит к детям, дети называют грибы).

- Под сосенкой вырос гриб …..(какой?) – маслёнок.

- Под осинкой - ……(подосиновик) – подосиновиком звать его, придётся тоже взять.

- Под пеньком -……(опята). Правильно, дружные ребята.

- Под елью -…. (рыжики). Солнышком согретые.

- А ещё….ещё…. грузди, лисички- жёлтые сестрички, разноцветные сыроежки

- Вот сколько мы грибов нашли! Спасибо, ребятки!

- А, если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать? (Сломаю, раздавлю, оставлю расти).

Правильно, лучше оставить. На этом месте вырастут новые молоденькие грибочки.

- А мухомор встретите, что будете делать? (Пройду мимо, это ядовитый гриб, пусть растёт, он красивый)

- Да, ребята, мухомором лечатся больные звери.

- Молодцы! Если бы Лесовичок вас услышал, он бы был доволен вами.

- А хотелось бы вам в гости к Лесовичку посмотреть его лесное хозяйство?

- Но сначала пусть отдохнут наши глазки. Проводится гимнастика для глаз.

- Пойдёмте, только вход в лес строгий: кто не знает лесных правил, нет ему входа. Дети называют лесные правила: не шуметь, не пугать птиц, не бросать мусор в лесу, не ломать деревья и кусты, не разжигать костры, не разорять муравейники и т.д.)

- Молодцы! Думаю, что Лесовичок вас слышит, радуется, что вы так хорошо знаете правила леса.

- Проходите, дети, лес вас ждёт! (Дети проходят в ворота-арку и оказываются в “осеннем лесу” - в другой части группы, где создана обстановка осеннего леса. Дать возможность детям осмотреться)

- Прислушаемся к голосам осеннего леса (Включается аудиозапись с курлыканием журавлей).

- Что за голоса вы слышите?

- Какие птицы собрались улетать в тёплые края ? (Гуси, ласточки , утки).

-Да, собираются они в большие стаи: хлопочут, наедаются , чистят крылья, собираются в большие стаи и улетают.

- Вот, посмотрите, летят уже в голубом небе, спешат успеть до холодов (Воспитатель обращает внимание детей на объёмную картину-коллаж “Осень” )

- Давайте и мы с ними попрощаемся. (До свидания, до встречи весной).

- А вот и хозяин леса – медведь (Под деревом на картине медведь – сделан из коры дерева.)

- О чём он задумался? (Грустит, что скоро зима, мало накопил жиру, где поудобнее устроить берлогу и до весны спать).

- Пойдёмте дальше в лес. (Обращает внимание на ёлочку, на которой белочка (игрушка).

- А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает грибы, орешки, готовит постельку к зиме) .

- А здесь тоже звери на полянке собрались (воспитатель обращает внимание на картинки с изображением зверей: лисы, волка). Тихо, ребята, давайте послушаем их разговор, кто как к зиме приготовился.

- Что вы услышали, о чём беседуют волк с лисой? (Ответы детей)

- Не будем им мешать, пусть продолжают разговор (воспитатель обращает внимание на бутафорский муравейник).

- Ребята, почему не видно муравьёв, где же они? (Они закрыли свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою работу. Что полезного они делают? (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к “ полынье””, в которой плавает уточка (игрушка).

- Кто здесь притаился? Скоро все речки замёрзнут, морозы буду крепкие. Почему же уточка не улетела со своими подружками? (Ответы детей) Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми словами (дети называют: уточка- прибауточка, золотушечка,…..).

От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с собой в группу, а весной отпустим, и она встретится со своими подружками.

Выходит Лесовичок.

- Ребята, посмотрите, нас встречает Лесовичок Здравствуйте, ребятишки! Вот мы встретились с вами. Слышал я, как вы знаете лесные правила, как звери готовятся к зиме, да и сердце у вас доброе, вы так пожалели уточку. Хочу подарить вам лукошко с угощением (печенье-грибочки).

- Спасибо тебе, Лесовичок , за гостеприимство, за травы лечебные и за вкусное угощение.

Лесовичок: “Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До свидания!”

- А мы, ребята, будем сейчас пить целебный напиток из лесных трав, здоровья набираться, Лесовичка благодарить.