Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к обучению в школе "Птицы, звери"

Разделы: Школьная психологическая служба


Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к обучению в школе “Птицы, звери”.

Цель. Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов и поведения.

Вступительная часть.

Психолог приветствует детей и предлагает отправиться путешествовать в сказочный лес.

Основная часть.

1. С детьми заключается договор о правилах поведения во время путешествия.
2. Дети, становясь друг за другом, превращаясь в вагончики, и отправляются в путешествие.
3. Игра с мячом “Птицы, звери” (на развитие внимания, памяти, мышления).
4. Детям раскрывается тема занятия.
5. Работа с рисунком 2 - “Неумелый художник” (развитие внимания).
6. Загадки. (Нужно отгадать загадки, а отгаданных зверей и птиц поселить в лесу).
7. Лес ожил. (Слушаем аудиокассету с записью голосов птиц): птицы и звери благодарят детей за то, что они помогли им вернуться домой…
8. Игра “Сова” (развитие произвольности).
9. Релаксация.
10. Рефлексия:

Заключительная часть.

11. Упражнение: “Мы очень хорошие” (развитие самооценки, сплоченности).
12. Паровоз увозит детей из леса.

Задачи:

  • обучение навыкам внутригруппового общения;
  • развитие нагляднообразного и логического мышления, памяти, внимания;
  • систематизация знаний о животных;
  • развитие произвольности;
  • развитие положительной самооценки;
  • воспитание доброжелательности, умения слушать друг друга.

Инструментарий:

  • панорама леса, ручей (нарисованный или из ткани),
  • фигурки диких и домашних животных (картонные, магнитные, передвижные),
  • картонные куклы “Игрушки и эмоции” (см. Рисунок 1.),
  • магнитофон,
  • 2 аудиокассеты с записью голосов птиц и шума ручья,
  • рисунок “Неумелый художник” (Рисунок 2.),
  • шапочка совы.

Рис. 1

Рис. 2

Содержание занятия.

I. Приветствие психолога

Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех сегодня видеть.

II. Вступительная часть.

- Вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в сказочный лес.

- Вы согласны?

III. Основная часть.

1.

- А с каким настроением вы пойдёте в лес?

- А отчего оно может измениться, испортиться?

- А мы можем повлиять на настроение друг друга?

Работа с картонными куклами, прикреплёнными на закрытую магнитную доску и сделанными в соответствии с рисунком 1 - “Игрушки и эмоции”. (Дети помогают найти малышам их игрушки, обратив особое внимание на то, что настроение детей и их игрушек одинаковое).

- Ребята, так что мы будем или наоборот не будем делать, чтобы у нас во время путешествия осталось хорошее настроение?

(С детьми заключается договор о правилах поведения).

2.

- Ну что, отправляемся в путешествие?

- На чём?

- А вы любите путешествовать на поезде?

- Тогда – поехали!

(Дети становятся друг за другом, превращаясь в вагончики, и отправляются в путешествие).

Загудел паровоз
И вагончики повёз:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я далёко укачу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я далёко укачу!

- Ребята, посмотрите, в какой чудесный лес мы попали…

- А что вы увидели, что привлекло ваше внимание?

(На открытой доске - панорама сказочного (незаселённого) леса, на коврике – ручей).

А что вы услышали?

Давайте присядем на полянку и послушаем лес…

(Дети слушают тишину).

3.

- Ребята, а как вы думаете, почему в лесу так тихо? (Дети говорят, что нет зверей, птиц и т. д.)

- А каких вы знаете птиц? Зверей?

Игра с мячом “Птицы, звери” (на развитие внимания, памяти, мышления).

4.

Детям раскрывается тема занятия: с правой части доски снимается плакат с нарисованной берёзой. Под ним, в верхней части доски - надписи “ПТИЦЫ”, “ЗВЕРИ”, а внизу - фигурки диких и домашних животных и птиц.

(Надписи “ПТИЦЫ”, “ЗВЕРИ” сделаны для читающих детей).

5.

- Ребята, но чтобы поселить наших птиц и зверей в лесу, нужно выполнить два задания.

- Первое – отгадайте, каких зверей хотел нарисовать художник.

5.1. Работа с рисунком “Неумелый художник” (рис. 2).

- Второе задание – нужно отгадать загадки и отгаданных зверей и птиц поселить в лесу.

Загадки:

Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Трещалка с самого утра:
“Пора! Пора!” А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит… (Сорока)

Добрый увалень на вид,
он зимой в берлоге спит. (Медведь)

Есть в лесу трудяга звонкий,
день и ночь долбит кору:
“Туки-тук!..” И вот вредитель
у него уже во рту. (Дятел)

Рыжая красавица, в шубе меховой,
на весь лес прославилась
хитрой головой. (Лиса)

(Дети по мере отгадывания заселяют птиц и зверей в лесу).

5.3.

- А какие птицы и звери ещё остались?

- Давайте их тоже расселим в лесу.

Дети расселяют в лесу оставшихся птиц и зверей. Затем все дружно проверяют: всех ли домашних животных расселили возле избушки лесника, а диких – в лесу.

6.

- Ребята, посмотрите, какой у нас замечательный лес получился: он ожил!

- Давайте послушаем, как птицы и звери благодарят нас за то, что мы помогли им вернуться домой…

(Слушаем аудиокассету с записью голосов птиц).

7.

Ребята, а у меня осталась ещё одна загадка:

Глазки круглые, большие,
Клювик остренький торчит,
Днём она совсем не видит,
Ночь зреньем поразит. (Сова)

Игра “Сова” (развитие произвольности).

8.

Мы так устали играть. Давайте приляжем на полянку и отдохнём…

Закройте глазки, послушайте лес, себя. Почувствуйте своё настроение.

(Слушаем аудиокассету с записью: шум ручья, звуки леса).

9.

Наше путешествие подходит к концу.

Рефлексия:

Чему новому вы сегодня научились? Что вам понравилось, что не понравилось? И т. д.

IV. Заключительная часть.

Упражнение: “Мы очень хорошие” (развитие самооценки, сплоченности).

Чу-чу… (паровоз увозит детей из леса).