Викторина по истории России с использованием компьютерной технологии на тему: "Ассамблея петровских времен"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обобщение пройденного материала по теме: “Эпоха Петра Великого”;
  • демонстрация межпредметной связи истории, литературы, искусства, информатики, разнообразия форм и методов проверки знаний учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить с учащимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач, научить пользоваться компьютерной версией изложения темы занятия.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;
  • интереса к изучению предметов гуманитарного и прикладного циклов, умений работать в некоторых прикладных программах компьютерной системы.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;
  • способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
  • вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
  • воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.

Оборудование:

  1. Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  2. Диск с записью презентации “Ассамблея петровских времен”.
  3. Таблица подсчета итогов викторины.

Состав участников викторины:

  1. Ведущий – учитель истории.
  2. 2–3 команды из состава учащихся, образуют кумпанства или отряды волонтиров.
  3. Жюри (учитель истории, литературы, МХК, информатики, ученики).
  4. Группы поддержки.

Правила викторины:

Викторина проводится по мере смены слайдов, где содержатся основные понятия, ключевые слова, события и даты петровской эпохи, а также вопросы и задания к ним. Ведущие комментируют содержание слайдов, поясняют смысл и значение исторических явлений и событий, задают вопросы и задания, контролируют их правильное выполнение командами. Итоги конкурсов обозначаются на “Таблице подсчета итогов викторины”. По ходу игры команды набирают баллы. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов. Победители определяются не только в командном, но и в личном зачете.

ХОД ВИКТОРИНЫ

Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?” Поможет ответить нам на этот вопрос история петровской эпохи.

Сегодня на уроке мы подведем итог изучению темы: “Эпоха Петра Великого”.

Цель: проверить ваши знания, полученные по данной теме. Это знание основных событий, исторических личностей, сыгравших решающую роль в этот период, практическое знание карты.

А сейчас я приглашаю вас посетить Ассамблею петровской эпохи (приложение).

Слайд 1. “АССАМБЛЕЯ ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН”

На экране появляется заставка урока. Звучит музыка.

Учитель истории. Тема сегодняшнего урока перед вами. Выясните значение понятия “ассамблея”.

Ученики. Дают определение понятию, высказывают собственные суждения.

Учитель истории. Комментирует ответы учеников и предлагает проверить с помощью словаря, правильны ли ответы учеников.

Слайд 2. “АССАМБЛЕЯ ...”

Учитель и ученики читают предлагаемые варианты ответов.

Ассамблея – это:

- собрание;

- название высшего органа государственной власти в ряде стран, а также высшего органа некоторых международных организаций;

- собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные (1718 г.) Петром I.

Слайд 3. “ЭПИГРАФ”

Учитель истории. В качестве эпиграфа нашего урока я предлагаю вам высказывания известных людей России.

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”.

В.М. Васнецов

“Знать историю в строгом смысле слова – это значит знать все”.

СИ. Танеев.

“Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно”.

Н.Г. Чернышевский.

Слайд 4. “ЛЮДИ И СОБЫТИЯ”

Учитель истории. Русский историк Н.И. Кареев писал: “История есть, между прочим, и история деятельности людей...”, указывая на необходимость изучения жизни и деятельности исторических личностей. А исторической личностью следует считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.

Личности в истории условно составляют три группы:

  • по положению (наследственные правители и т.п.);
  • по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, первооткрыватели, крупные ученые т.п.);
  • по “заслугам” отрицательным (гонители просвещения, контрреформаторы, террористы, авантюристы и т.п.).

Я предлагаю вам обратить внимание на первых.

Слайд 5. “ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ”

Конкурс 1

Командам-участникам викторины предлагается в ходе просмотра кадров слайда узнать по портретам представителей династии Романовых. Капитаны команд передают листы с ответами жюри, которое оценивает работу каждой команды и подводит итог первого конкурса.

Учитель истории. Вы успешно справились с первым заданием и я предлагаю вам проверить ваши знания, обратившись к “Генеалогическому дереву Романовых”.

Слайд 6. “ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО РОМАНОВЫХ”

Ученики: восстанавливают порядок правления представителей династии Романовых, показывают место Петра I в генеалогическом древе династии.

Слайд 7. “ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ”

Конкурс 2

Задание. Командам предлагается:

  • расставить по хронологии правителей Петр I, Федор Алексеевич, Алексей Михайлович, Софья;
  • определить годы правления и годы жизни;
  • узнать по портретам представителей династии Романовых;
  • выяснить, кто является лишним в данном перечне?

Команды выполняют задание, листы с ответами передают на проверку жюри.

Учитель истории вместе с детьми комментирует ответы участников викторины, указывает на правильно выполненное задание.

Учитель истории. Особое место в этом ряду занимает личность Петра I. Право быть на страницах учебников истории в первую очередь должны обрести те, кто максимально способствовал благу и процветанию России. Но является ли Петр I таковым? Гегель считал великим человеком того, “кто может воплотить в словах волю своей эпохи, сказать своей эпохе, в чем ее воля и выполнить ее. То, что он делает – сердцевина и суть его эпохи, через него проявляется эпоха”.

Слайд 8. “ПОРТРЕТЫ ПЕТРА I ”

С включением слайда диктор ведет рассказ о деятельности Петра I, дает оценку его деятельности.

Учитель истории. Уже 300 лет идут споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, “царь-просветитель”. А для других он – “злодей”, “деспот”, “тиран”. А сколько книг написано о нем.

Слайд 9, 10 “ПЕТР I ”

Звучит рассказ диктора о заслугах Петра I и своеобразии петровской эпохи.

Учитель истории. Петру I и его деятельности уделяли внимание не только историки, но писатели и поэты. Перед вами отрывок из произведения графа Алексея Константиновича Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева”. Из отрывка вы поняли, что это сатирическое произведение, но даже в нем автор к реформам Петра I относится как к сложному и противоречивому явлению. Есть и более глубокая оценка деятельности.

Слайд 11. “ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА”

Конкурс 3

Командам дается задание определить по стихотворному отрывку название произведения и кто является его автором.

Слайд 12. “ ЧТО ЭТО ЗА СОБЫТИЕ? ”

Конкурс 4

Участникам викторины предлагается узнать по художественному произведению историческое событие, прокомментировать его и дать ему оценку. Жюри подводит итоги конкурса, указывает на ошибки, допущенные командами в определении исторического события.

Учитель истории. Особое место в истории петровской эпохи занимала борьба за выход в Балтийское море и Северная война.

Слайд 13, 14. “СХЕМЫ СРАЖЕНИЙ”

Конкурс 5

Задание: внимательно прослушать рассказ диктора о ходе Северной войны, вспомнить военные события на суше и на море, которые показываются в динамике и движении основных символов исторической карты. Ответить на вопросы:

  • Назовите основные военные сражения Северной войны;
  • Какую битву называли “матерью Полтавской битвы” и почему?

Жюри оценивает ответы команд и подводит итоги конкурса.

Слайд 15. “Хронология сражений и событий”

Конкурс 6

Расставить в хронологическом порядке сражения:

Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут, строительство С-Петербурга.

Команды дают правильный ответ:

1. Нарва. 2. Строительство Санкт-Петербурга. 3. У Лесной. 4. Полтава. 5. Гангут.

Учитель истории: В борьбе против Швеции Россия заключила со странами Европы

“Северный союз”. Что называют Северным союзом?

Ученики: высказывают собственные суждения, дают ответы на поставленный вопрос.

Слайд 16. “СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ”

Учитель истории: с помощью следующего слайда проверим ваши ответы и дадим правильный.

Северный союз – это антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши.

Заключен в 1699 году. Распался в начале Северной войны 1700–1721 гг. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700 г., Польша и Саксония – в 1706 г. После Полтавской битвы 1709 г. возобновлен с участием Пруссии (1713 г.).

Слайд 17. “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ”

Конкурс 7

Задание: в каких отношениях были

Россия и Швеция

Россия и Англия

Россия и Турция

Россия и Речь Посполитая

- назовите союзников и противников в Северной войне.

Команды выполняют задание на листах и подают готовые ответы жюри для оценки. Жюри подводит итоги конкурса.

Учитель истории. После поражения под Нарвой Петр I с удвоенной энергией взялся за создание регулярной армии. Комплектование войск стало проводиться путем рекрутских наборов. Много внимания уделял Петр I обучению войск. С учетом опыта боевых действий русской и зарубежной армий разрабатывались военные и морские уставы. Более стройным и четким стало организационное строение армии. Совершенствовалось военно-инженерное дело, снабжение войск. К исходу Северной войны Россия располагала регулярной армией, превышающей 200 тыс. человек, не считая казачьих частей и других военных формирований. Военная мощь России неизмеримо возросла.

Слайд 18. “ФИЛЬМ ПЕТРОВА “ПЕТР I”

На кадрах слайда показан отрывок звукового фильма Петрова “Петр I”, где диктор рассказывает о создании регулярной армии, ее значении в исходе Северной войны для России.

Слайд 19. “ВОЕННАЯ РЕФОРМА”

Конкурс 8

Задание:

  • по рисункам определить рода войск русской регулярной армии;
  • прочитать “слова-перевертыши”, объяснить их смысл (семеновцы, гвардейцы, стрельцы, рекруты).

Жюри подводит итоги конкурса.

Слайд 20. “НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ”

Конкурс 9

Каждая команда получает отдельное задание, при успешном его выполнении набирает баллы.

Задание 1 команде: Кто автор данных донесений, и с какими событиями они связаны?

  1. “Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят”.
  2. “Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен”.
  3. “Зело жесток, сей орех, однако, слава богу, счастливо разгрызен”.

Слайд 21. “КТО ЛИШНИЙ И ПОЧЕМУ ?”

Задание 2 команде: Кто лишний в перечне и почему?

  1. Петр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII.
  2. Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая.
  3. Нарва, Полтава, у Лесной, Азов.

Команды отвечают на поставленные вопросы, жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс 10

1 команда

Слайд 22. "ПРОТИВНИКИ ИЛИ СОЮЗНИКИ"

Задание: Определить, являются ли перечисленные исторические деятели союзниками?

1. Мазепа и Петр I.
2. Карл XI1 и турецкий султан.
3. Петр I и Август II.
4. Булавин и Меньшиков.
5. Петр I и Софья.
6. Карл XII и датская королева.

2 команда

Слайд 23.  "БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО"

Задание: определить, происходили ли перечисленные события в петровское время.

Северная война, Ливонская война, Стрелецкие бунты, Куликовская битва, Невская битва со шведами, Крестьянская вона во главе с К.А. Булавиным, Великое посольство, Строительство С.-Петербурга, Воссоединение Украины с Россией, Крестьянская война во главе С. Разина

Команды знакомят зрителей и жюри с ответами, учитель истории вносит поправки и дополнения, комментирует ответы участников. Жюри подводит итоги 10 конкурса.

Слайды 24, 25. “ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. СЛОВА”

Конкурс 11

1 команда

Задание: исправить ошибки, допущенные с исторических слова.

Сенод, мирконтелизм, пратекционнизм, Синат, Коллегия. Пасесионые и преписные рестьяне, нарва, палтава, Санк-Петербурх, ампиратор, ништякский даговор.

2 команда

Задание: объяснить значение терминов.

Рекруты, регулярная армия, подушная подать, абсолютная монархия, посессионные крестьяне, меркантилизм, коллегии, “Табель о рангах”, император, подворное обложение.

Жюри подводит итоги 11 конкурса и викторины. Объявляется общий итог и называются победители.

Учитель истории. Вот и закончилась викторина, посвященная петровской эпохе.

Определены победители. А теперь настала пора поздравить их.

Слайд 26. “СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЯМ ПЕТРА I ”

Звучит отрывок из художественного фильма с поздравлением Петра I победителям.

Слайд 27. “НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОРДЕНАМИ”

На экране появляется слайд с изображением орденов русской армии петровской эпохи.

Слайд 28. “СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И УЧАСТИЕ”

На экране заставка к окончанию урока. Звучат аплодисменты в честь победителей викторины.