Давайте научим ребенка хорошо читать

Разделы: Школьная психологическая служба


Семинар-практикум проводится по плану:

  1. Знакомство с теорией вопроса.
  2. Выполнение практикума с применением новых упражнений.

Психология усвоения чтения.

Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин.

Чтение как вид деятельности можно определить двояко. Во-первых, это процесс передачи буквенной информации в устную форму (декодирование, т.е. расшифровка буквенных знаков). Во-вторых, это процесс понимания письменных сообщений.

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. В значительной степени это связано с тем, что в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении очень беден. Предлагаемые тексты и фразы не содержат для ребенка никакой новой информации. Аналогичную критику программ обучения чтению можно встретить и в зарубежной литературе.

Осваивая навык чтения как процесс декодирования, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

  1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
  2. Послоговое чтение. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
  3. Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
  4. Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Расстройство навыка чтения у детей называется дислексией. Устранением этого расстройства занимаются специалисты-логопеды. При этом нельзя полностью возлагать все занятия на логопеда. Здесь важен комплексный подход учителя, педагога-психолога, логопеда и родителей. Психологу отводится диагностическая и коррекционная работа по развитию психических процессов. Учитель может учитывать накопленный опыт педагогов, психологов, логопедов и использовать некоторые упражнения для работы на уроке и во внеурочное время.

Диагностика развития навыка чтения.
Выявление нарушений навыка чтения у детей.

Трудности в обучении чтения у школьников являются поводом для обращения к психологу и логопеду. При обращении учителя или родителей ребенка, психолог, прежде всего, обращает внимание на характер трудностей. Психолога интересуют показатели техники чтения. Замеры техники чтения проходят в начальной школе регулярно, поэтому каждый учитель может дать психологу информацию о количестве прочитанных слов в минуту данным учеником, наличие или отсутствие ошибок при чтении.

Смысловое понимание текста предварительно оценивается данными о способности пересказать или ответить на вопросы.

При работе с учеником психолог использует специальные методики для оценки навыка чтения у читающих детей. Например, методика оценки речевого развития, предложенная группой авторов “Возрастная и педагогическая психология”, психодиагностические таблицы “Диагностика и коррекция трудностей в обучении чтению”, предложенные Локаловой Н.П. в издании “Как помочь слабоуспевающему школьнику” /Приложение № 1/.

А если этот ребенок только собирается пойти в школу или посещает дошкольную подготовку. Он еще не обладает навыком чтения, но налицо трудности? В этом случае уместно использовать опросник для родителей, предложенный Джеральдиной Чейпи в книге “Готовность к школе” /Приложение № 3/. При помощи опросника можно сделать прогноз о возможных трудностях в овладении чтением и определить способы раннего устранения этих проблем.

Методика оценки речевого развития.

Основная форма речевого взаимодействия в ходе учебного процесса – осмысленное оперирование текстами. В связи с этим методика оценки речевого развития основана на изучении особенностей учащихся при работе с текстами (понимание которых зависит от уровня речевого развития). Правила использования методики:

а) перед началом обследования необходимо все подготовить для его проведения – протокол, ручку, секундомер;

б) тексты, предъявляемые испытуемым, нужно хорошо изучить, выбрать правильную интонацию и скорость чтения;

в) при предъявлении текста каждому ребенку следует читать текст с одинаковой интонацией, скоростью и предельной внятностью;

г) при затруднении в пересказе ему следует оказать помощь: прочитать еще раз, задать наводящий вопрос. Вид оказываемой помощи фиксируется в протоколе.

Цель: выявить особенности речевого развития детей.

Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.

Материал: короткие рассказы, сказки, стихи и т.д., соответствующие возрасту.

По результатам диагностики испытуемые делятся на три группы.

Дети с высоким уровнем речевого развития успешно справляются с пересказом текста:

  • пересказ осуществляется без повторного его прочтения;
  • ребенок обошелся без подсказок и наводящих вопросов;
  • сумел передать смысл текста своими словами;
  • речь громкая, отчетливая;
  • предложения строятся логически правильно;
  • присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

Дети со средним уровнем речевого развития могут пересказать текст после повторного прочтения. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении правильно построенных фраз.

К третьей группе относятся дети с низким уровнем речевого развития. Их характеризует пассивное отношение к задаче. После нескольких повторов текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с наводящими вопросами. Можно наблюдать у ребенка невнятное “бурчание поднос”, отказ от пересказа.

Тексты для диагностики предлагаются в зависимости от возраста детей. Все тексты имеют мораль, эмоциональную окраску и состоят примерно из десяти предложений. /Приложение № 2/

Психологические приемы формирования навыка чтения у детей.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения. Сформированный навык чтения включает в себя два компонента: 1) техника чтения и

2) понимание текста.

Программа начальной школы предусматривает постепенное усовершенствование навыка чтения от класса к классу. Однако в каждом классе находятся несколько учеников, которые хронически не укладываются в известные нормативы (техника чтения).

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования и коррекции навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Предложенные упражнения можно использовать в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Педагоги смогут воспользоваться этими заданиями в работе с учащимися начальной школы, при индивидуальной и групповой работе на курсах дошкольной подготовки детей. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком.

Ниже представлена лишь та часть упражнений, которая может быть использована в работе педагогами начальной школы.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. /Приложение № 4/.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Эти два упражнения формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

  1. Сильная игровая мотивация;
  2. Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
  3. Словесно-логическая память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)
  4. Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя)
  5. Расширение поля зрения.

Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.

Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

10. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

11. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

  1. Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
  2. Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
  3. Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

12. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

13. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой /Приложение № 5/.Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

14. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Это упражнение:

  1. Вносит разнообразие, оживление в процесс чтения;
  2. Cоздает у ребенка ощущение возросшей скорости чтения;
  3. Hазвивает произвольное внимание;
  4. Cпособствует развитию глазодвигательной активности.

15. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их. /Приложение № 6/.

Это упражнение развивает способность узнавания букв русского алфавита, изображенных несколькими способами, что необходимо при чтении текстов художественной литературы.

Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

16. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения.

Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. Существует программа, направленная на развитие способности понимать разные типы текстов, которая называется “Детская герменевтика”. Термин “герменевтика” (от греческого herveneutikouz) обозначает “искусство толкования, разъяснения, понимания”.

Есть мнение, что дети сами могут научиться улавливать авторский смысл текста. Но такое обучение можно назвать обучением методом проб и ошибок. Проводимые в этой области исследования показывают, что дети 7-милетнего возраста с нормально развитой речью лишь в 25% случаев понимают литературный текст после первого прочтения. При пересказе пропускают существенные смысловые моменты. Лишь 48% третьеклассников понимают авторский замысел и 61% пятиклассников.

Старшие школьники, доучившись до 6-7 класса, тоже сталкиваются с трудностями понимания учебного материала. Им трудно разобраться в тексте параграфа, они поверхностно понимают правила и закономерности, изложенные в письменной форме. Отсюда возникают трудности в овладении знаниями по устным учебным предметам. Многие литературные и публицистические тексты кажутся детям сложными, непонятными, скучными. Иногда школьникам просто не хватает лексического запаса, и они пытаются уловить смысл незнакомого слова или выражения из контекста, делая при этом ошибки. Программа по герменевтике рассчитана на работу с учащимися 2-3 классов.

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе.

17. Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

18. Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

19. Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,

1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;

2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;

3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;

4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

20. Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:

В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет. (Н.А. Некрасов)

На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)

По Заставе Ильича
В доме восемь дробь один
По прозванью Каланча
Жил высокий гражданин (С. Михалков)

В этой статье я попыталась показать те приемы и способы, которые способствуют повышению качества чтения учащихся, а также раскрыть причины, почему дети плохо читают с точки зрения психологов.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. “Как преодолеть трудности в обучении детей”. – М.: изд. “Ось-89”, 1997. – 222с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. “Возрастная и педагогическая психология”. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 511с.
  3. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
  4. Ильин А.М., Ильина Л.П. “Букварь 21 века”. – С-Петербург: АО “Сфера”, 1992. – 87с.
  5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
  6. Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.
  7. “Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция” – Учебное пособие под ред. О.Б. Иншаковой, – Москва-Воронеж, 2001. – 239с.
  8. Симановский А.Э. “Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика”, – Ярославль, 1997. – 50с.
  9. Чейпи Дж. “Готовность к школе”, – М.: “Педагогика – Пресс”, 1992. – 222с.