Использование проектной методики в учебной и внеклассной работе по предмету

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


В современных условиях возросла роль информации как в обществе в целом, так и в образовании особенно. В нашу жизнь входит Интернет, не только как средство развлечения, коммуникации, самовыражения, получения интересующей информации, но и реализации творческих способностей учащихся. Внедрение информационных технологий в учебную деятельность позволяет готовить выпускника, способного полноценно жить и работать в информационном мире нового века. В условиях существования множества источников информации учителю отводится координирующая, направляющая роль. Новые информационные технологии способствуют расширению возможностей учителей и учеников для саморазвития.

Основной задачей современной школы становится не “заставить выучить”, а “помочь развиться”. Новая школа и новый учебный процесс обозначают необходимость внедрения новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Переход от авторитарной формы преподавания к адаптивной предполагает внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. Использование проектной методики соответствует этим требованиям, так как позволяет организовать самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

Проектная методика может быть использована как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Например, можно использовать ее при изучении курса новейшей истории в старших классах. Группе сильных учащихся предлагается опережающее задание: подготовить проект-презентацию с использованием компьютерных технологий о послевоенном развитии того или иного государства по определенным направлениям и продумать формы закрепления и контроля знаний. При этом преследуются следующие цели:

  • систематизация и актуализация знаний по предмету;
  • реализация творческих способностей учащихся;
  • использование новых технологий, где средства новой информационной технологии поддерживают овладение новым содержанием обучения;
  • внедрение новых методов и организационных форм учебной работы;
  • подготовка учащихся к жизни в условиях становления информационного общества.

Срок проведения проекта определяется заранее. Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

  1. Cбор материала (используются документальные исторические источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет);
  2. Cистематизация и распределение материала;
  3. Компьютерная обработка материала.

Предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов. Автор – участник проекта – презентации должен иметь представление о том, когда и что его ждет в результате работы в целом и на каждом этапе.

Завершает работу над проектом подведение итогов, “защита” проектной работы на уроке путем интеграции в традиционную классно-урочную систему обучения. Внедрение в учебный процесс при изучении нового материала защиты презентаций учащихся позволяет не только развивать творческо-поисковую активность школьников, закреплять навыки работы на компьютере, но и разнообразить формы и методы подачи материала, накапливать наглядность, экономить учебное время и т. д.

Еще большими возможностями, эффективностью обладает практика создания сетевых проектов, которые позволяют объединить усилия не только нескольких педагогов, но и ученических коллективов, ломая рамки пространства и времени.

В ходе разработки и проведения сетевых проектов в учебный процесс внедряются новые педагогические приемы, предусматривающие активную коммуникативную, интеллектуально-практическую деятельность учащихся, самостоятельное осмысление целей своей работы, работу в группах. Это позволяет перейти от узко-дисциплинарного понимания целей образования к более широкому гуманитарному пониманию, ставящему во главу угла способность учащихся думать над разрешением проблем и принимать в связи с этим компетентные решения, согласовывать индивидуальные и общественные интересы.

Возможность использования сетевых проектов можно посмотреть на примере регионального телекоммуникационного проекта “Иркутский край – взгляд через века”.
Краеведческая тема всегда актуальна и важна в школьном образовании и воспитании. Она интересна, заключает в себе исследовательский и творческий мотив, доступна для учащихся любого возраста.

Проект "Иркутский край - взгляд через века", охватывающий школы города и области, посвящен созданию силами школьников и преподавателей страниц, посвященных истории края. Проект предполагает исследование по проблемам истории родного города, области по следующим направлениям:

  • Археологические памятники, стоянки первобытного человека
  • Особенности колонизации Восточной Сибири
  • Проблемы производственного и культурного развития
  • Выдающиеся личности в истории области
  • Участие жителей в важных исторических событиях.

Цели проекта: расширение знаний учащихся на основе краеведческих материалов; осмысление того, что история – это история судеб конкретных людей, отпечатки деятельности разных поколений; развитие интереса к истории малой Родины; активизация школьных музеев, поиск материалов в школьных архивах.
Основная задача проекта: на основе собранных материалов и проведённых исследований создать силами школьников и преподавателей интернет-ресурс, посвящённый истории родного города, края. (http://cultura.baikal.ru/irkutsk/proj.html).

Суть участия в проекте в следующем: участники собирают материал и самостоятельно готовят странички, эти странички могут быть разделами школьного сайта или самостоятельной страницы. Далее готовые работы прошиваются ссылками друг на друга с главной страницей, которую разрабатывают авторы проекта

В рамках этого проекта учащимися МОУ гимназия №2 был создан сайт “Летопись Глазковского предместья глазами школьников”, посвященный истории одного из районов Иркутска.

Цели проекта:

  • активизация познавательного интереса школьников к истории;
  • формирование уважительного отношения к творениям минувшей эпохи, культуры;
  • привитие любви к малой Родине, родному краю, улице, району;
  • изучение прошлого района подведет учащихся к осознанию своего места в обществе и расширит проект содержанием “вчера – сегодня- завтра”.

Невольно возникает вопрос: “А что сделал ты для развития своего района, города?...”

У каждого человека есть своя судьба. Так и у г. Иркутска есть своя история и судьба. Эта страничка об улицах, домах, памятниках и удивительных событиях, происходивших на левом берегу Ангары. На ней отражены события, которые происходили несколько веков назад. Здесь вы встретитесь с землепроходцами, путешественниками и купцами, всеми теми, чьими трудами и заботами столица Восточной Сибири, а также Глазковское предместье приобрели славу!

В ходе сбора и обработки материала учащиеся открыли для себя новые, порой неожиданные, страницы истории малой Родины. Например, узнали, что местность, на которой они живут – памятник первобытной истории мирового значения, что именно здесь в годы гражданской войны происходило яростное противостояние красных и белых (борьба с белочехами и разгром Колчака), что их земляками являются люди с мировой славой (М.М. Герасимов, Леонид Гайдай и т.д.)

Материалы сайта можно использовать во внеклассной деятельности по краеведению.

Например, в виде презентации проекта “Летопись Глазковского предместья глазами школьников”.

На экран проецируется титульный лист летописи – главная страница сайта в компьютерном варианте с основными датами и кратким перечнем событий.

Это гиперссылки для подробного ознакомления с любым из интересующих событий.

Группа учащихся, заранее подготовленная, рассказывает в хронологической последовательности основные, самые яркие страницы летописи. После прослушивания ребятам предлагаются вопросы эвристической викторины “А знаете ли вы историю Свердловского района?”, которые поставлены так, что содержат в себе элементы новой информации:

1. Еще в древнекаменном веке начала осваиваться местность нашего района человеком. Где находились самые древние стоянки первобытного человека?

2. Уроженцем Глазковского предместья был всемирно известный археолог и антрополог, разработавший метод пластической реконструкции лица по черепу:

а) А.Н. Окладников;

б) М.М. Герасимов;

в) Б.П. Петри;

г) М.П. Овчинников.

3. Почему Глазково, Мельниково, Синюшина гора носят такие названия?

4. Где находится в Свердловском районе Чертово озеро? Почему оно так названо?

5. В XIX веке в Глазковском предместье возвышались 4 церкви. Какая из них была построена самой первой?

а) Николо-Иннокентьевская;

б) Старокузьмихинская;

в) Петропавловская;

г) Спасская.

6. Кто из известных иркутских писателей похоронен на одном из Глазковских кладбищ?

а) Омулевский;

б) Загоскин;

в) Молчанов-Сибирский;

г) Вампилов.

7. В 1850-х гг. предприниматель Либгарт устроил в Иркутске “самолет”. Что это за изобретение?

а) воздушные качели в городском парке;

б) трамвай – конка, обеспечивающий доставку с железнодорожного вокзала до станции Иннокентьевской;

в) паром, который применяли для переправы через реку Ангару;

г) устройство для поднятия воды из Ангары, так как у глазковцев были проблемы с питьевой водой.

8. Как Свердловский район связан с историей развития велосипедного спорта в Иркутске?

9. В 1891г. в Иркутске было решено построить понтонный мост, проект которого составил архитектор В.А. Рассушин. Сколько понтонов (барж) имел он первоначально?

а) 10;

б) 14;

в) 16;

г) 18.

10. Кто из российских императоров посещал Глазковское предместье?

а) Николай I во время реализации реформы государственных крестьян;

б) Николай II во время кругосветного путешествия;

в) Александр II для проведения Великих реформ в Сибири;

г) Александр III для контроля строительства Великого Сибирского железнодорожного пути.

11. Строительство железной дороги – Великого Сибирского пути – это второе, после казаков- первопроходцев, открытие Сибири. Когда в Иркутск пришел первый поезд?

а) 16 августа 1898 г.;

б) 16 августа 1885 г.;

в) 16 августа 1895 г.;

г) 16 августа 1901 г.

12. В честь царя – учредителя Сибирской железной дороги была названа первая параллельная вокзалу улица – ул. Александровская. Далее пошли Железнодорожные улицы. Сколько их было по счету?

а) 9;

б) 10;

в) 11;

г) 12.

13. Свердловцы свято хранят места революционных событий. Назовите, пожалуйста, эти места.

14. Красавец железобетонный мост через незамерзающую в этом месте голубоглазую Ангару является памятником. Кому?

а) Я.М. Свердлову;

б) С.М. Кирову;

в) В.И. Ленину;

г) П.П. Постышеву.

15. Гордостью всех иркутян является первенец ангарского каскада – Иркутская гидроэлектростанция. Когда началось ее строительство?

а) 17 марта 1955 г.;

б) 17 марта 1952 г.;

в) 17 марта 1950 г.;

г) 17 марта 1957 г.

16. Свердловский район – средоточие научных сил. Какие научно-исследовательские институты расположены здесь?

Ключ к викторине:

  1. Глазковский могильник, стоянки на территории стадиона “Локомотив”, в парке “Парижской Коммуны”, раскопки при строительстве железнодорожного вокзала;
  2. Михаил Михайлович Герасимов с детских лет участвовал в работе кружка археологов;
  3. Глазково, Синюшина гора носят такие названия по названиям казачьих родов, имевших свои угодья в этих местах. Мельниково получило название от царской мельницы, что располагалась на берегу реки Каи, а речка Кая носит такое название от слова “камень”, который в большом количестве добывали здесь для строительства Иркутского острога и будущего города;
  4. “Чертово озеро” в действительности измененное “Черта – озеро”, что отделяло владения Синюшиных. Оно было очень красивым и богатым рыбой;
  5. Николо-Иннокентьевская церковь находилась недалеко от вокзала, затем была сильно разрушена, теперь восстановлена и вновь привлекает прихожан своей красотой;
  6. На одном из Глазковских кладбищ похоронен известный иркутский писатель Молчанов-Сибирский;
  7. В 1850-х гг. предприниматель Либгарт устроил в Иркутске “самолет”- паром, который применяли для переправы через реку Ангару;
  8. В конце XIX века по мере появления в Иркутске первых велосипедистов Иркутский губернатор во избежание трагических случаев приказал устроить специально для езды на велосипеде циклодром (ныне – стадион “Локомотив”);
  9. В 1891г. в Иркутске было решено построить понтонный мост, проект которого составил архитектор В.А. Рассушин. Он имел первоначально 16 понтонов (барж);
  10. Глазковское предместье во время кругосветного путешествия посещал Николай II.
  11. 16 августа 1898г. в Иркутск пришел первый поезд.
  12. 11 Железнодорожных улиц
  13. Железнодорожная школа (ныне лицей №36), Железнодорожный вокзал, дача “Царь-девица”, поселок “Старая Кузьмиха” и т. д.
  14. Красавец железобетонный мост через незамерзающую в этом месте голубоглазую Ангару является памятником В.И. Ленину.
  15. Гордостью всех иркутян является первенец ангарского каскада – Иркутская гидроэлектростанция. Ее строительство началось 17 марта 1950 г.
  16. Технический университет, Лимнологический институт, институт Солнца, Иркутский государственный университет.

После проведения викторины можно предложить учащимся продолжить работу над проектом, дополнив новые страницы или расширив имеющиеся по предложенной тематике исследовательских работ по истории Свердловского района:

  1. История микрорайона “Университетский”;
  2. Летопись гимназии №2;
  3. Места памяти о Великой Отечественной войне на территории Свердловского района;
  4. История Железнодорожного вокзала;
  5. История вузов, расположенных на территории Свердловского района;
  6. Топонимика (история названия улиц, исторических мест) Свердловского района;
  7. Скульптурные памятники Свердловского района;
  8. Интересные люди Свердловского района;
  9. Заводы и фабрики Свердловского района;
  10. Некрополи, расположенные на территории Свердловского района;
  11. Храмы Свердловского района;
  12. Учебные заведения Свердловского района, их история;
  13. Участники Великой Отечественной войны, живущие в Свердловском районе;
  14. История строительства и работы Иркутской ГЭС;
  15. Любимый уголок в Свердловском районе;
  16. История Гуманитарного центра имени семьи Полевых;
  17. Можете предложить свою тему.