Социализация учащихся на основе развития творческого потенциала личности в процессе обучения истории и обществознанию

Разделы: История и обществознание


В связи с продолжающимся расслоением ученической среды по отношению к учению, прагматических настроений семьи усложнилась учебно-познавательная ситуация в школе. Для многих родителей имеет значение не всестороннее развитие их детей, а сумма знаний, обеспечивающих поступление в институт и последующее занятие престижного места на иерархической социальной лестнице. Увеличилось количество семей, которые смотрят на школьное образование, как на формальность. В этих условиях все труднее сделать обучение субъективно значимым видом деятельности для каждого школьника. Это, в свою очередь, девальвирует развивающую и воспитывающую роль учения, другими словами, социализация учащихся происходит односторонне. Под социализацией в данном случае мы подразумеваем связь индивида с окружающей его жизнью, отношения людей в обществе, понимание значимости своего “Я” в социуме. К сожалению, большую и отрицательную роль в этом процессе играет телевидение (общеизвестны программы “Дом-2”, “Голод” и многие другие).

Нужны новые подходы к процессу формирования личности ребенка, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности. И они, конечно же, существуют. Развитие творческой личности – это наивысший уровень развития.

Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным? Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Необходима интеграция науки и практики. Каждый живой организм вырастает из своего зернышка, которое уже изначально содержит в себе “проект” не только форм его тела, но и возможных форм, перспектив его жизни. То же и у человека. Каждый человек несет в себе некую предзаданность, перспективу, направление, содержащее веер возможностей его личностного роста, развития его способностей, становления форм его сознания и мышления, выбора форм и стиля жизни, реализации образа своего “Я”. В то же время, очевидно, что каждый человек, обладая своей неповторимой индивидуальностью, приходит в мир в определенное историческое время и осваивает те формы человеческого сознания, мышления, деятельности, которые актуально существуют в данном обществе, его коллективном сознании, профессиональной практике, социальности. По-видимому, также можно предположить, что индивидуальность человека максимально реализуется лишь в тех культурных формах, которые в наибольшей степени соответствуют изначальной потенциальности, предзаданности его развития. Поэтому так необходимо раскрыть духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные, природосообразные условия для их созревания и развития, а не насильственно форсировать эти процессы.

Большую роль здесь играют мотивы, особенно внутренние. На определенном этапе своего развития ребенок может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами. Эта помощь – не прямая подсказка, а организация совместного поиска, при котором ученик напрягает свой ум. Именно такая опора на “зону ближайшего развития” помогает раскрыться имеющимся у него возможностям, воспитывает веру в свои силы, положительную мотивацию к учению.

Нет учебного материала, пригодного для всех одинаково. Любое содержание присваивается учеником в той форме и степени, в какой оно соответствует его опыту, уже имеющимся знаниям, его характеру, его деятельности, его сознанию.

Главным и, по существу, единственным общим условием является включение учащихся в осуществление той или иной деятельности на уровне их понимания, опыта, переживания. Участие в деятельности должно быть желаемым, заинтересованным. Роль учителя должна состоять в необходимой поддержке и помощи в развитии того содержания, которое получено учеником на уровне его понимания. Учитель может создать условия для получения знаний, организовать рефлексию проделанной работы, комментировать деятельность учащихся. Но он не должен делать одного – замещать своей деятельность, своим содержанием деятельность и знания учащихся.

Творчество – это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества.

Способности, как известно, формируются и развиваются только в деятельности. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Творчество, созидание, поиск – это основные средства и механизмы развития личности. Лишь то, что достигнуто (познано и создано) в процессе свободного увлеченного творческого поиска и оценено значимыми для учеников ровесниками и взрослыми, вносит существенный вклад в образование человека, встраивается в его индивидуальную систему моделей мира или перестраивает ее, другими словами, влияет на социализацию личности.

История и обществознание – это предметы, которые не только помогают учащимся ориентироваться в окружающем мире, но и раскрывают внутренние способности и внутренний потенциал личности, помогающий (или мешающий) ощутить себя значимым в этом мире, а значит, напрямую участвующие в процессе социализации. Нет необходимости раскрывать методику преподавания предметов, коснемся лишь одной стороны – творческой, которая наиболее ярко демонстрирует возможности ребенка, помогает ему раскрыться, а самое главное, дает ему самостоятельность в выборе перспектив своего развития.

Когда учащимся навязывается домашнее задание, требующее передачи материала, изложенного в учебнике (пересказ, ответы на вопросы), это не только вызывает скуку. Не формируется интерес, тяга к деятельности, особенно у детей с низким уровнем обучаемости и трудоспособности. Мы с детьми пошли иным путем. Почти в каждой статье параграфов учебного пособия предполагаются творческие задания, круг которого мы при этом расширяем. Это не только минисочинения, предполагающие формирование и высказывание своей точки зрения. Это составление своих контрольных вопросов (не дублирующих учебные), которые обязательно используются на уроках. Ребятам очень нравится быть в роли учителя. А самое главное, это ведет к более глубокому усвоению материала. Если это кому-то неинтересно, а порой просто сложно, предлагается другой вид творческого задания: зашифровать высказывания философов, историков, писателей, составить ребус, кроссворд таким образом, чтобы он отличался от ранее составленных, нарисовать иллюстрацию, которую остальные учащиеся должны соотнести с данной темой. Важно не давать конкретные задания, но предлагать выбор, возможность продемонстрировать свои способности.

Как показывает практика, к окончанию учебного года практически не остается детей, не участвующих в этом процессе. Каждому хочется себя проявить. Из творческих работ детей сформирована папка достижений, что вызывает гордость у ребят и дает стимул для дальнейшего проявления творчества. А самое главное, осуществляется связь с другими предметами – географией, литературой, используются словари и энциклопедии, происходит выход за рамки предмета, дети начинают ощущать себя значимыми, а значит, происходят позитивные изменения в работе по социализации учащихся.