Программа элективного курса: "Компьютерная графика и флористика"

Разделы: Литература, Информатика, Внеклассная работа


Преподавание профильных и элективных курсов в общеобразовательных учреждениях предоставляет широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов, удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Как в общеобразовательных школах, так и в школах с углубленным изучением изобразительного искусства целесообразно ввести элективный курс “Компьютерная графика и флористика”.

Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части.

Основными задачами курса являются: формирование информационной культуры обучающихся

  • раскрытие потенциала информационных и коммуникационных технологий, умение использовать их для решения познавательных задач;
  • подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешной профессиональной и личной самореализации;
  • раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира, развитие художественного мышления.

Основные понятия курса: композиция, эскиз, орнамент, светотеневые и тональные отношения, растровая графика, градиент, текстура, трехмерное преобразование, кадрирование, коллаж, фотомонтаж.

Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности флористики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании пейзажей, портретов, натюрмортов, коллажей.

Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и флористики.

Организация уроков и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики, учитывающие основные положения Концепции модернизации российского образования: личностно ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию учебно-воспитательного процесса, интегрированность предметов и методик, дифференцированный подход.

В программе содержатся 3 основных раздела:

  1. Основы компьютерной графики
  2. Основы флористического дизайна
  3. Сочетание компьютерной графики и флористики.

Курс отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.

Курс способствует целенаправленному и последовательному развитию эмоционального мира ребёнка через приобщение к духовным ценностям, освоению мира сквозь призму искусства, очищению и просветлению души.

Элективный курс “Компьютерная графика и флористика”

Глава I. Основы компьютерной графики.
Тема Теория Практика
1.1. Компьютерная графика: векторная и растровая. Особенности, достоинства и недостатки растровой графики. Сравнение растровой и векторной графики.  
1.2. Форматы графических файлов. Векторные и растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в различных форматах.  
1.3. Рабочий экран программы Adobe Photoshop. Особенности меню. Рабочее поле. Панели инструментов. Панель свойств.  
1.4. Выделение областей изображения.   Использование инструментов выделения: “Лассо”, “Область”, “Волшебная палочка”. Параметры инструментов выделения. <Рисунок 1.4>
1.5. Цвет. Сочетаемость цветов. Цветовые модели. Описание цветовых оттенков на экране монитора и принтера. Цветовые модели RGB и CMYK. Взаимосвязь цветовых моделей.  
1.6. Использование инструментов рисования.   Выбор основного и фонового цветов. Инструменты рисования: кисть, библиотека кистей, создание новой кисти, карандаш. Параметры инструментов.
1.7. Текстовые эффекты.   Работа с текстом. Создание эффектов:

1) пишем льдом, золотом, маслом, огнем и т.д. <Рисунок1.71>

2) выдавливание из фона<Рисунок1.72>

3) разбиваем текст

и т.д.

1.8. Создание рамок.   Создание рамок, используя градиент, дополнительный канал, а также стандартные возможности Photoshop (формы).
1.9. Текстуры   Создание различных текстур: дерево, кирпичи, гранит, мрамор и т.д.<Рисунок1.9>
1.10. Имитация объема.   Имитируем объем. Тонкость применения фильтра 3D Transform (трехмерное преобразование) на примере шара с надписью.
1.11. Фотомонтаж.   Слияние фотографий. Коллаж из фотографий.<Рисунок1.11>
1.12. Печать готового изображения.   Первоначальные настройки изображения для печати. Задание параметров: ширина, высота, разрешение. Кадрирование.
Глава II. Основы флористического дизайна.
Тема Теория Практика
2.1. История флористики. История зарождения и развития флористики: Древний Египет, остров Крит, Вавилон, Иерусалим, Греция, Рим; Европа 14в. (Англия, Германия, Голландия); 17в. Россия (Петр I), 20в. Ленинград.  
2.2. Особенности прессованной флористики – “ошибана”. 1997г. Нобуо Сучино Япония, 1960г. Россия Зинаида Мамонтова – основатель флористического дизайна. Современные тенденции.  
2.3. Русская и зарубежная поэзия о флористики. Художественные образы растений, цветов и насекомых. В.Гюго, А.С.Пушкин, И.Бунин, Набоков и т.д. (прослушивание аудиокассет).  
2.4. Искусство натюрморта. Изображение цветочных композиций в русской и зарубежной живописи 16–21вв. (А.Миньон, Отто Ван Стрик и т.д.) Просмотр видеоматериалов.  
2.5. Флористика как вид искусства. Стили флористики. Инструменты и материалы, необходимые для работы. “Коллаж”, “выпекание”, “квилт”, “рисунок стебельками”.  
2.6. Цветовое решение, композиция, орнамент. Ахроматические и хроматические цвета. Колорит. Контраст.  
2.7. Узор в круге и квадрате.   Выполнение простейших орнаментов в геометрических фигурах.
2.8. Изображение бабочек из цветов и листьев.   Форма крыльев, цвет, расположение на плоскости. Создание поэтических этюдов к собственным картинам. <Рисунок2.8>
2.9. Изображение птиц и животных.   Форма, цвет, расположение на плоскости. Сочинение миниатюры от лица автора картины.
2.10. Изображение отдельных предметов.   Выполнение отдельных предметов для пейзажа и натюрморта: ваза, стол, дом, церковь и т.д. <Рисунок2.10>
2.11. Изображение фигур.   Элементы портрета, фигуры сказочных героев, людей. <Рисунок2.11>
2.12. Основы композиции.   Особенности построения букета, пейзажа; перспектива.

<Рисунок 2.12>

Глава III. Сочетание компьютерной графики и флористики.
Тема Компьютерная графика Флористика
3.1. Создание собственной текстуры. Постановка букета на полученном фоне. Создание собственного градиента и текстуры. Подготовка основного фона для букета. Постановка букета. Цветовое решение букета в зависимости от фона картины.<Рисунок3.1>
3.2. Использование цвета, объема и бликов при создании вазы. Подбор подходящего букета. Рисование различных видов ваз, с использованием цвета, объема, света и тени. Создание эскиза, собирание букета, светотеневые и тональные отношения.
3.3. Композиция “Вид из окна”. Создание окон различных видов. Использование цвета, объема, света и тени. Подготовка окон для композиции. Создание букета на окне с учетом положения их в пространстве и собственного объема. <Рисунок3.3>
3.4. Натюрморт, пейзаж, портрет в различных геометрических формах: к круге, в овале, в квадрате, в треугольнике. Создание фонового рисунка с использованием различных геометрических форм для натюрморта, пейзажа, портрета. Создание орнамента в круге, квадрате, оформление композиционного центра. <Рисунок3.4>
3.5. Аппликация на готовом пейзаже. Подбор соответствующего пейзажа. Создание пейзажа в рамке. Дополнение готового пейзажа образами животного и растительного мира. <Рисунок3.5>
3.6. Дополнение природными материалами нарисованного пейзажа. Создание эскиза для пейзажа с использованием инструментов рисования. Дополнение пейзажа мелкими элементами: бабочками, цветами и т.д. <Рисунок 3.6>
3.7. Дополнение флористического пейзажа деталями компьютерной графики. Создание дополнительных деталей для пейзажа: бабочек, паучков, различных животных и т.д. Создание пейзажа с учетом компьютерной графики. Например, картину летнего луга дополняют бабочки, созданные при помощи компьютерной графики.
3.8. Создание флористических эффектов с фотографиями. Обработка фотографий для создания флористических эффектов. “Украшение” фотографий цветами, “обрамление” фотографий листьями. Проработка переднего плана.
3.9. Сочетание компьютерной графики и флористики при создании коллажа. Создание коллажа из двух и более фотографий. От идеи композиции к поиску изобразительного решения каждого из элементов композиции.