Методическая разработка эколого-этнографического мероприятия для детей 12–13 лет по теме: "Таежными тропами ханты и манси"

Разделы: Внеклассная работа


Действующие лица:

Незнайка

Ведущий

Мансийка – взрослая женщина

Мансийка – девочка

Шаман

Оформление сцены:

На задней стене сцены, по центу прикрепляется название мероприятия. Драпировка делается из ткани двух цветов: синим и зелёным. На авансцене по обеим сторонам располагаются искусственные ёлочки, создающие имитацию леса. С левой стороны авансцены устанавливаются деревянные идолы-божества. В глубине сцены, по центру ставятся две скамеечки.

На сцену выходит незнайка и вслух читает надпись “Таёжными тропами Ханты и Манси”

Незнайка: - Так, не понятно ничего, что за ханты, что за манси?

В это время с противоположной стороны кулис выходит ведущий.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости, здравствуй Незнайка. Что ты, здесь делаешь?

Незнайка:- Да так, ничего. Хожу вот разные надписи читаю.

Ведущий:- И что же ты, в них полезного вычитал?

Незнайка: - Да ничего полезного и не вычитал. И вообще, у вас все зашифровано словами неизвестными. (Задумчиво произносит) - Ханты…Манси.

Ведущий:- Ой, Незнайка, ну и насмешил ты меня! Как всегда, ничего не знаешь! Слова эти вовсе незашифрованные. Ханты и манси это коренные народы Югры – края, в котором мы живём.

Незнайка: - Да, признаюсь, что не знаю. Но так хотел бы узнать!

Ведущий: - Хотел бы узнать? Тогда я и тебе, и ребятам тоже, предлагаю совершить путешествие на машине..

Незнайка не даёт договорить ведущему перебивая его.

Незнайка:- Ух ты! А на какой машине? Волга, Москвич, да ладно я согласен и на Запорожец.

Ведущий:- Да ты меня не понял. Я предлагаю тебе путешествие на машине времени. Включаем кнопку и мы окажемся в прошлом, узнаем, как раньше жили древние народы ханты и манси. Ну, как, согласен?

Незнайка:- Конечно, согласен! Давайте быстрее кнопку нажимать!

Ведущий: - Не торопись . Ведь в путешествие мы не одни отправляемся. А про ребят, ты, забыл? Те знания, которыми они владеют, нам в путешествии очень пригодятся. Незнайка, я знаю, что ребята приготовили визитные карточки своих команд. А чтоб тебе было хорошо видно и слышно, спускайся в зал, и садись к ребятам поближе.

Ведущий:- Ребята, мне хотелось бы представить ещё одних участников путешествия. Это совет старейшин. Они будут следить за вашими испытаниями, и если вы в чем - то ошибётесь, они вас поправят.

Ведущий представляет жюри.

Ведущий:- Визитную карточку представляет команда школы №…

Ведущий перечисляет всех команд участниц, где они представляют свои визитные карточки.

Ведущий: - Знакомство состоялось. И мы смело отправляемся в путешествие.

(В это время начинается игра светом, и звучит космическая музыка, которая плавно переходит в хантыйскую. Не более 1 минуты.)

Муз. Заставка № 1. (На фоне музыки выходит мансийка, музыка стихает)

Мансийка: - Аги, где ты?

Девочка: - Я здесь, Анки!

Мансийка: - Что это у тебя? (Девочка показывает рукоделие и они садятся на скамейки)

Девочка: - Анки, расскажи мне сказку!

Мансийка:- Ну, слушай! Давным – давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры помнят то время. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно, может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше. Суровым был тогда наш край. Леса непроходимые, болота топкие, да горы высокие, покрытые мхом-лишайником, только ветер разбойник и хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров был край, но богат очень: кедра видимо-невидимо, много было черемухи. В те древние времена в нашем краю столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полёта. И зверья всякого было полным-полно. И людям здесь жилось привольно. Охотились, рыбачили: содок, кямку пользовали.

Шибко верили люди в те времена в духов, что вершит всем хозяин земли и неба Нуми -Торум, что не укрыться от гнева злых духов – менкеров. И шли тогда люди за помощью к шаману-колдуну местному, думали: только он помочь сможет, и зазвучит бубен шамана, и запляшет в вихре плясок своих шаман. Так ворожили, духов злых изгоняли шаманы.

Пойдем, Аги, посмотрим, как шаман камлать будет!

Муз. Заставка № 2. (Звучит мансийская мелодия.. На сцену выходит шаман. Стуча в бубен, он подходит к священному месту, где стоят деревянные идолы-божества)

Шаман: - О, великий Нуми-Торум! Сделай так, чтобы дорога через леса и болота была открыта для нас! Сделай наши руки сильнее, а глаза острее! Дай нам силу брата медведя, сделай храбрыми как волки и быстрыми как хищная рысь! А мы не останемся в долгу перед тобою.

Маленькие братья, вы готовы пройти испытания? (Ответы детей)

А испытания сегодня пройдут: охотники, рыбаки, травники и следопыты.

Шаман:

Птицы в лесу попритихли давно,
Елка в сугробе как чум.
Месяц сверкает. Уже темно.
Дремлет ветер-ворчун.
Узорчатый след оставляют кисы
На свежем мягком снегу.
Именно в эти ночные часы
Охотник уходит в тайгу.

Охотники, добытчики пищи, возьмите свои копья, и пройдите к священному месту!

Конкурс “ Охотников” состоит из двух заданий.

  1. Задание – точность попадания в цель (воздушный шарик).
  2. Задание – ответить на вопросы о традиционных методах охоты на животных и птиц коренными народами, определить по изображению орудия и приспособления для охоты.

(Приложение №1.)

Муз. Заставка №3.

Шаман:

Возле озера над тихой,
Над прозрачною водою,
Видел я, как прыгал Витхон,
Сыпля брызги, словно жемчуг.
Как резвился окунь Симри,
Словно солнца луч сияя,
Видел щуку, сельдь речную…
Рыбаков хочу послушать!

Великий, Нуми – Торум ждёт рыбаков на священном месте.

Конкурс “ Рыбаков” состоит из двух заданий.

Задание – поймать рыбу и назвать её.

Задание – ответить на вопросы о снаряжении и традиционных методах рыбной ловли, определить по изображению орудия и приспособления для ловли рыбы.

(Приложение №2)

Муз. Заставка № 4.

Шаман:

Кто водил здесь ниточкой синеватых бус?
Горностая белого тонкий, черный ус…
Кто здесь вышил бисером тропочку в камыш?
Это от лисицы убегала мышь?
Кто, скажи, узорами берег расписал?
Куропатки белые посещали тал…
На снегу, как в книге я читал следы.
Посмотри внимательно, все поймешь и ты!

Следопыты, настал ваш черёд отправиться к священному месту.

“Конкурс следопытов” - определить следы животных и птиц обитающих в Кондинском районе ( определить список заранее) и вспомнить их мансийское название.

(Приложение № 3)

Муз. Заставка № 5.

Шаман:

Что ж, пора нам отправляться
Вдоль Конды, чтоб увидеть Мисне –
Добрую лесную девушку.
И Минагу – голубику, и Одамин – землянику.
Куст крыжовника – Шабомин.

Жду я травников на состязанья. Вы попробуйте напитки и узнайте, что за травы Вам заварены в сосудах.

“Конкурс травников” - дегустация фиточая приготовленного из лекарственных растений произрастающих на территории Кондинского района

Муз. Заставка № 6.

Шаман: Тайга. Предрассветный час. Всё еще спит. Робко пробирается сквозь могучие ветки сосен первый солнечный луч. Еще немного и земля огласится разноголосыми птичьими голосами. На утренней заре и пройдут испытания знатоки птичьих голосов. Прошу Вас, пройдите к священному месту.

Конкурс “ Голоса птиц” - определить по фонограмме голоса птиц гнездящихся на территории Кондинского района.

Муз. Заставка № 7

Шаман:

Вы, кто любите природу,
Сумрак леса, шепот листьев,
В блеске солнечном долины.
Бурный ливень и метели,
И стремительные реки
В неприступных дебрях бора.
Я даю командам слово
Чтоб послушать Ваши речи
О большой Земле Югорской

Наступило время домашнего задания.

Домашнее задание “Путешествие в Югру” - инсценировка мансийских сказок, легенд

Совет старейшин подводит итоги, подсчитывают баллы. В это время шаман приглашает капитанов команд на сцену.

Шаман:

Вот я вынул трубку мира,
Очень старую, чудную.
С красной каменной отделкой,
С чубуком из трости в перьях.
Заложу её корою,
Закурю её от угля,
Дам гостям я - чужеземцам.
Всем вождям! К костру садитесь, и готовьте свои речи!

Капитаны выходят на сцену, произносят “Пожелания Земле Югорской” приготовленные заранее.

Шаман: А теперь я обращаюсь к совету старейшин. Огласите результаты наших испытаний.

Председатель жюри объявляет результаты, с которыми каждая команда пришла к конку конкурса и проводит награждение. В это время Незнайка проходит на сцену.

Незнайка: Какое удивительное путешествие! Как много я узнал о земле, на которой мы живём, о её удивительном народе ханты и манси! Но всё хорошее рано или поздно кончается, и нам пора возвращаться домой. Приготовились к возвращению в настоящее время. Я включаю кнопку!

Муз. Заставка № 7.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, за новые знания. И если вдруг надумаете ещё отправиться в захватывающее путешествие, пожалуйста, не забудьте про меня! До свиданья! До новых встреч!

Список используемой литературы.

  1. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург, ООО “СВ – 96”, 2001г.
  2. Куприянова В.Н. Языки и фольклор народов Крайнего севера. Ленинград, 1969 г.
  3. “Мы - дети природы” хрестоматия по краеведению для 1 класса. Ханты–Мансийск, 1997 г.
  4. “Очерки истории Тюменской области”. Тюмень, 1994 г.
  5. Потапов С. Нефтяная эра Шаима. М., “Пента”, 2004 г.
  6. Редин Д.А. История ХМАО с древности да наших дней. Екатеринбург, “Волот” 1999г.
  7. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. 1994г.