Урок литературы в 6-м классе по теме: "Певцы родной природы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Ход урока

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней язык.

Ф.И.Тютчев.

Словарь:

  • Пейзаж;
  • Композиция;
  • Олицетворение;
  • Аллитерация.

1. Вступительное слово учителя

(Под музыку П.И.Чайковского “Времена года”)

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев.

(Читаем эпиграф)

Цель.

Учитель Природа России – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников.

У художника – краски, у писателя – живописца – слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.

Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.

Учитель. Посмотрите за окно и вспомните стихотворение А.С.Пушкина. “Зимнее утро” Сколько красок, чувств и переживаний заключает оно в себе!

К какому поэтическому жанру мы его относим:

Что такое пейзаж?

Учитель. Дома вы прочитали стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Стихотворения каких авторов вам запомнились?

Попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, может волновать и удивлять нас.

(Чтение стихов)

Я.П.Полонский.

Посмотри – какая мгла
В глубине долин легла!
Под ее прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит
Фосфорический свой луч.

А.А.Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

- Что вам понравилось, какие картины запомнились?

- Что объединяет эти стихотворения? (Вниманию предстает пейзаж, мы видим картины русской природы)

- Что описывают поэты? (Грозу)

- Одинаковы ли по настроению стихотворения?

Учитель. Запомните эти имена : Тютчев, Фет, к ним мы еще вернемся в старших классах.

Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева “Неохотно и несмело..”

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра долгого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Какие картины рисует поэт? (Рисует картины наступления грозы)

- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)

- Назовите основные образы стихотворения (собирательный образ природы)

- Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить картину наступающей грозы и какую роль они играют? (Сравнения - вихрем пыль летит – показывает стремительность действий, они передают живую душу природы; эпитеты – теплый ветер, дальний гром, пламень белый – рисуют красочные образы; олицетворения- принахмурилась земля, солнце взглянуло исподлобья - помогают понять живую душу природы.

- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже переживает трудности, борется и от этого становится счастливее, после грозы в природе обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту, жаль, что в жизни человека это бывает не всегда)

- Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека? Что чувствуете вы во время грозы? Что чувствует земля?

Следовательно мы – часть природы, а значит прав был прав Тютчев (эпиграф)

А теперь посмотрим, как по – своему описывает грозу другой мастер художественного слова Я. Полонский.

(Читаем стихотворение “ По горам две хмурых тучи”

По горам две хмурых тчи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…

- Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..)

- Назовите основные образы. (Тучи)

- Какие художественно – выразительные средства использует автор?

(Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы;)

Учитель. Не только эпитеты и олицетворения помогают нам увидеть красоту природы, услышать звуки грозы.

Найдите глаголы движения (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается

- С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома? (Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри) Такой пример, когда сочетаются согласные звуки, называется аллитерацией.

Учитель. Давайте еще раз отметим, что общего в этих столь разных произведениях и чем они отличаются?

(Общее – они объединены темой грозы; различия – стремительной смене картин у Я.Полонского противопоставлен замедленный темп стихотворения Ф.Тютчева “Неохотно и несмело”

Учитель. Природа является вдохновителем не только поэтов, но и художников.

Что объединяет живопись, музыку литературу? ( Это искусство)

Живопись – другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы…

Давайте посмотрим на эти удивительные полотна художника Ф.Васильева.

Учитель. На пейзажи Ф.Васильева смотришь с особым чувством, в котором смешивается восхищение талантом художника и горечь оттого, что ушел из жизни совсем молодым – талантливый ученик Шишкина умер от чахотки в возрасте 23 лет. Он почти никогда не расставался с карандашом, рисовал ночами, до полного самозабвения.

Что бы он ни изображал (перечисляем названия имеющихся картин), мы всегда чувствуем, что он переживает, что его волнует, чем живет его душа!

Как отмечали современники, его живопись была близка поэзии Тютчева.

- Какие строки стихотворения Тютчева созвучны этому полотну? (демонстрируется репродукция картины Ф.Васильева “Мокрый луг”)

- Что изображено на картине (устно составляем словосочетания, предложения, работаем по опорным карточкам, на которых записаны слова, помогающие учащимся класса КРО выполнить это задание) (Пейзаж с широким слегка заболоченным лугом, с невысоки холмом, вдали виднеются леса. Дождь кончился, все замерло. На смену бушевавшей стихии, уходящей туче идет солнечный свет, даруя свое тепло)

- Какое чувство хочет передать художник зрителю? (Очищение, покоя, свежести, воцарившихся в природе)

- Что вы чувствуете после грозы? Значит, природа переживает те же чувства.

Учитель. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека.

Давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, заснеженный кустик, травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относится к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей северной природы? (Не мусорить, не ломать деревья, не ломать парты, ведь одна парта – это дерево, которое помогает нам жить и дышать)

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

  1. Дома вы попробуете изобразить свое отношение к природе в рисунках на тему “ Мы и природа”.
  2. Выучите стихотворение наизусть.