Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!"

Разделы: Литература


В ходе подготовки и проведения данного урока решались задачи:

  1. Усиление практической направленности урока, мотивации познавательной деятельности;
  2. Воспитание чувства ответственности человека перед природой;
  3. Развитие коммуникативных умений (диалогической и монологической речи, сжатого пересказа, инсценирования), развитие навыков составления сценария литературного произведения, определения темы, идеи художественного произведения, определения сверхзадачи художника;
  4. Знакомство с особенностями киноискусства как синтеза литературы, изобразительного искусства, музыки.

Подготовка к уроку.

За две недели до урока учащиеся разбиваются на творческие группы (Госкино, сценаристы, режиссер и его помощники, композиторы, зрители) и получают задания.

Госкино

К вам пришла творческая киногруппа просить деньги на съемки фильма по рассказу В. Астафьева “Белогрудка”

Вы сомневаетесь, кому дать деньги – создателям “Белогрудки” или же другой киногруппе для съемок фильма о Звездных войнах. Продумайте вопросы, которые вы бедете задавать создателям фильма “Белогрудка”. Перед вами важный выбор. Вы должны понять, какой из фильмов, какая из двух проблем важнее и должна быть воплощена на экране.

Вступите в диалог со съемочной группой фильма “Белогрудка”.

Сценаристы

1. Подготовьте краткий пересказ рассказа В.Астафьева “Белогрудка”. Определите тему и основную мысль сценария. Подготовьте доказательства того, что проблемы, затронутые в сценарии, являются самыми важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.

2. Напишите сценарий ключевых сцен:

  • мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;
  • разговор отца с сыном.

3. Подберите актеров и поставьте эти сцены.

Режиссер и его помощники

1. Подготовьтесь к разговору с чиновниками Госкино. Вам нужны деньги для съемок фильма по рассказу В.Астафьева “Белогрудка”. Дирекция Госкино решает вопрос, кому дать деньги на фильм – вам или другой киногруппе для создания фильма о Звездных войнах. Докажите, что проблемы, затронутые в вашем фильме, являются более острыми, важными проблемами современности. Убедите в этом дирекцию Госкино.

2. Подумайте, какими вы видите ключевые сцены фильма “Белогрудка”:

  • Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки;
  • Разговор отца с сыном.

Определите, какова основная мысль этих сцен. Какую задачу должны выполнить актеры в каждой сцене? Что они должны донести до зрителей и как.

Посмотрите подготовленные актерами сцены и сделайте замечания, выскажите советы и предложения по игре актеров и постановке сцен.

3. К вам пришли два композитора, написавшие песни к фильму. Каждый из них убеждает вас, что его песня созвучна главной мысли фильма. Но вы должны выбрать одну и объяснить почему, не обижая при этом отвергнутого автора.

4. В каких сценах вы будете использовать “крупный план”, “замедленную съемку”, “возвращающийся кадр”, “аэросъемку”? Обоснуйте свой выбор.

5. Отберите из представленных вам кинопроб – лучшую. Обоснуйте свой выбор.

Композиторы

1. Ваша задача – сочинить (подобрать) музыку к фильму по рассказу В.Астафьева к следующим ключевым сценам:

  • Белогрудка у разоренного гнезда.
  • Пес поедает куненка.
  • Месть Белогрудки.
  • На косогоре.

Убедите режиссера и его помощников, почему именно эту музыку вы выбрали.

Охарактеризуйте музыку (мажор, минор, тревожность, взволнованность, отчаяние, трагичность, величавость, покой, торжественность и т.д.)

Обратитесь за помощью к учителю музыки.

2. Нужна ли музыка к сцене “Мальчики скармливают куненка собаке”? Если нужна – какая? Если нет – обоснуйте почему.

3. Вам поручили написать песню к кинофильму и вы написали ее. Это песня “Просьба”. Убедите режиссера, что эта песня уместна и созвучна главной мысли фильма. В начале или в конце фильма она будет звучать. Исполните песню.

Зрители

1. Оцените работу киногруппы (сценаристов, режиссера и его помощников, композитора, актеров)

2. Чья работа вам больше понравилась и почему?

Какие рекомендации, советы, предложения вы выскажете?

Какие вопросы вы хотели бы задать киногруппе?

Какими словами вы выразите свою благодарность создателям фильма?

Оборудование:

Рисунки-иллюстрации к рассказу Астафьева.

Звукозапись песни А.Пахмутовой на стихи Р.Рождественского “Просьба” и текст самой песни.

Распечатка заданий для творческой группы.

Таблички с названиями творческих групп.

Портрет В.Астафьева.

Словарь:

Экология, Красная Книга, тема, идея, сценарий, сценарист, кинопроба (черновик какой-либо сцены), мизансцена (размещение актеров), сверхзадача.

Эпиграф:

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!

Р.Рождественский

Ход урока

Слово учителя (инструкция к игре). Игра имеет правила. Каждый участник игры должен знать, что будет делать и как.

- Цель игры одна. Какая? (Создание фильма)

Итак, каждый из участников представится и назовет свои задачи.

Госкино – чиновники, решают вопросы финансирования, отбирают проекты, т.е. выполняют госзаказ, они прогнозируют кассовый успех фильма.

Режиссеры – работают с актерами, делаем кинопробы, ставим фильм.

Сценаристы – пишут сценарий, работают с литературным произведением, четко представляют себе идею художественного произведения.

Композиторы – зная сценарий фильма, сочиняют музыку, органичную сценарию.

Актеры – подчиняются режиссеру, доносят суть образа, идею, сверхзадачу фильма.

Зрители – оценивают работу создателей фильма.

Учитель – ведущий игры.

Общие правила игры

  1. Войди в образ! Говори согласно заданной роли.
  2. Говори конкретно, доказательно и убедительно.
  3. Внимательно, не перебивая, выслушивай собеседника.
  4. В диалоге выигрывает знающий, красноречивый и вежливый.

Обращение к словарю.

Ведущий: С чего начинается фильм, работа над ним? (Создание сценария, переговоры с чиновниками о выделении денег).

1 задание. Диалог между чиновниками Госкино и съемочной группой (режиссер и его помощники, сценаристы)

Ведущий: Итак, задача ясна (прочтите условия диалога): “выбить” деньги для фильма, убедить Госкино.

Подведение итогов. Итак, цель достигнута.

2 задание. Съемки фильма.

Обсуждение 5 вопроса задания для режиссеров и их помощников. Выбор лучших кино проб (Почему?)

3 задание.

Ведущий: Но прежде чем приступить к следующему заданию, выясним, чем отличается работа сценаристов и режиссеров. (Сценарист пишет сценарий (литературную запись фильма). Режиссер-постановщик ставит фильм).

- Что значит ставить фильм? (Это значит определить место действия и дать рекомендации актерам).

Что сейчас и будет сделано.

Актеры под руководством режиссера разыгрывают сцены по сценариям, написанным учениками-сценаристами:

1. Мальчики находят и разоряют гнездо белогрудки. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – показать беззаботность и легкомыслие мальчиков)

2. Разговор отца с сыном. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – предостережение и осуждение поступка)

3. – Месть белогрудки. (Режиссер руководит игрой актеров, исходя из основной мысли – наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом).

4 задание. Работа режиссера с оператором. Ответы по 4 вопросу задания режиссерам.

Вывод: крупным планом нужно снять сцены - белогрудка в гнезде, нежно облизывает своих детенышей, которые зависят от внешнего мира, от его доброты.

Замедленная съемка – “мертвая хватка”, “пес поедает куненка”, “пес повис на цепи”.

Ведущий: Как показать, что пес не виноват? (Мальчик дает ему куненка, а миска у собаки пустая, она сидит на цепи).

Аэросъемка – косогор с высоты.

5 задание. Работа композиторов над фильмом.

Ведущий: Зачем нужна музыка к кинофильму?

Композиторы предлагают варианты музыкального сопровождения к эпизодам и аргументируют свой выбор.

В конце фильма звучит песня “Просьба” (класс вместе исполняет)

6 задание.

Ведущий: Итак, работа над фильмом завершена. Фильм вышел на экраны. И после просмотра фильма встреча создателей со зрителями.

Слово зрителей (по заданию)

Чью работу вы считаете наиболее интересной?

Подведение итогов урока.

Учитель: Чему научила игра? (Общаться с другими людьми, отстаивать свое мнение. Разрабатывать сценарий. Инсценированию. Входить в образ. Определять основную мысль, сверхзадачу эпизодов. Подбирать музыку к литературным произведениям)

Просьба

Музыка А.Пахмутовой

Слова Р.Рождественского

Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицею осталась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
И земля без зверей не земля!!!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!

Припев.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться!
Пусть расправит крылья раненая птица.

Припев.