Занятие элективного курса по черчению на тему: "Построение плоской детали и нанесение размеров в программе КОМПАС"

Разделы: Технология


В мире современных технологий невозможно достичь высокого уровня конструирования без использования систем автоматизированного проектирования (САПР), которые обеспечивают максимальную точность выполнения чертежей и экономят время графических работ.

Чтобы школьнику было легче адаптироваться в современном компьютеризированном производстве, мной была разработана программа элективного курса по черчению с использованием компьютера.

Программа элективного курса разработана для 8 класса.

В качестве программного обеспечения выбрана компьютерная программа “КОМПАС”. КОМПАС является удобным и понятным в освоении. Чертежно-конструкторский редактор “КОМПАС” обеспечивает точность и качество чертежа, позволяет экономить время при выполнении графических работ.

Элективный курс содержит теоретический и практический материал. Теоретический материал излагается в виде лекций и бесед. Практический материал состоит из графических работ, задач на закрепление, задач на преобразования и моделирование.

Программа элективного курса дает школьнику возможность более индивидуально проектировать на персональном компьютере, анализировать результат своего труда, что в дальнейшем позволит легко адаптироваться в современном компьютеризованном производстве.

Основные задачи данного курса.

  1. Развитие пространственного воображения, пространственных представлений, образного, логического мышления учащихся.
  2. Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности в решении задач.
  3. Изучение основ проектирования в программной среде “КОМПАС”.
  4. Овладение методами и способами для получения графических изображений в программе “Компас”.

Предлагаю рассмотреть одно из занятий данного курса.

Занятие элективного курса по черчению в 8 классе.

Тема: Построение плоской детали и нанесение размеров в программе “КОМПАС”

Цели:

  1. Закрепление навыков построения плоской детали и нанесения размеров в программной среде “КОМПАС”.
  2. Развитие пространственного представления и пространственного мышления.
  3. Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.

Оборудование:

  • плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма);
  • темплеты (параллелепипед, 6-ти угольная призма, конус - в 3-х проекциях);
  • модель предмета, плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши;
  • ПК, мультимедийный проектор, программное обеспечение САПР КОМПАС.

Ход занятия

1. Решение задач на пространственное расположение предметов.

Задача 1.

Дан чертеж геометрических тел (Приложение 1).

  1. Определите, какие геометрические тела изображены на чертеже.
  2. Какое геометрическое тело будет ближе к нам? Дальше?
  3. Расположите геометрические тела в соответствии с чертежом на парте.

Оборудование: Плакат с чертежом геометрических тел, модели геометрических тел (конус, параллелепипед, куб, 3-х угольная призма).

Задача 2.

Из темплетов составить проекции детали. Деталь состоит из параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, расположенной в центре верхней (большой) грани параллелепипеда, конуса, расположенного в центре основания верхней грани 6-ти угольной призмы (Приложение 2).

Оборудование: Темплеты: параллелепипеда, 6-ти угольной призмы, конуса в 3-х проекциях.

Вопросы:

  1. В виде какой фигуры проектируется цилиндр на фронтальную плоскость проекций, если его ось вращения перпендикулярна горизонтальной плоскости, а высота равна диаметру?
  2. Сколько одинаковых проекций имеет куб?

Задача 3.

По модели и наглядному изображению предмета определите его проекции (Приложение 3).

Оборудование: Модель предмета.

Задача 4.

Грани предмета обозначены цветом. Выделить на проекциях соответствующие грани тем же цветом (Приложение 4).

Оборудование: Плакаты с наглядным изображением детали и чертежами проекций, карточки с заданием, цветные карандаши.

Закрепление материала на тему: “Построение плоской детали и нанесение размеров в программе КОМПАС”

Компас-График поддерживает все предусмотренные ЕСКД типы размеров: линейные, диаметральные, угловые и радиальные. Для нанесения размеров используем команды, расположенные на странице “Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.

Основные правила нанесения размеров известны с прошлых занятий.

Рассмотрим на примере чертежа плоской симметричной детали последовательность нанесения размеров (Приложение 5).

Основные требования, предъявляемые к нанесению размеров:

  1. Количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления.
  2. Каждый размер указывается только один раз.
  3. Размерные и выносные линии располагают так, чтобы они не пересекались. Сначала наносят наименьшие размеры, потом наибольшие.
  4. Размеры симметричных форм проставляют относительно оси симметрии.
  5. Размеры нескольких одинаковых элементов предмета наносят один раз с указанием их количества.

Чтобы нанести размеры на деталь, вспомним, как наносят размеры на конструктивные элементы: скос, паз, скругление, круглое, прямоугольное, квадратное отверстие (Приложение 6).

При нанесении размеров на конструктивные элементы также необходимо нанести координирующие размеры. Координирующие размеры - это размеры, которые определяют взаимное положение элементов детали. Затем наносят габаритные размеры, которые характеризуют предельные величины внешних очертаний предмета.

Компас-График позволяет значительно сократить время на простановку размеров за счет автоматического измерения их значений.

3. Практическая работа.

Выполнить чертеж детали в программной среде КОМПАС. Нанести размеры (Приложение 7).

(Ученикам раздается шаблон детали, размеры которого они сами измеряют линейкой).

Алгоритм выполнения работы:

1. Построим габаритный прямоугольник, для этого используем на странице “Геометрические построения” Инструментальной панели команду “Ввод прямоугольника”. Вводим ширину и высоту детали.

2. В прямоугольнике проводим ось симметрии. Выбираем команду “Ввод отрезка” и привязку “Середина” - проводим осевую линию.

3. Построения паза.

- Выбираем команду “Вспомогательные параллельные линии” на странице “Геометрические построения”. Курсором указываем базовую прямую (ось), относительно которой строим вспомогательные прямые. В строке параметров вводим расстояние до оси (половину длины паза). Аналогично строим вспомогательную прямую для высоты паза.

- Выбираем в “Геометрических построениях” команду “Непрерывная прямая”, последовательно соединяем точки пересечения.

- Удаляем вспомогательные линии. Лишние контуры удаляем, используя команды “Усечь кривую” на листе “Редактирование” Инструментальной панели.

4. Построение окружности.

- Находим центр окружности, выбираем команду “Параллельный отрезок” и задаем расстояние до основания детали в строке параметров.

- Включаем команду “Ввод окружности” в строке параметров в поле радиус окружности вводим радиус окружности.

5. Построение скруглений.

- Выбираем команду “Скругление”, в строке параметров вводим радиус скруглений.

- Курсором отмечаем углы прямоугольника там, где скругления.

6. При нанесении размеров используем страницу ““Размеры и технологические обозначения” Инструментальной панели.

7. При нанесении линейных размеров используем команду “Линейный размер”. При нанесении размера на окружность и скругление выбираем команды: “Диаметральный размер” и “Радиальный размер”. Щелчком правой клавиши мыши выбираем команды “Задание параметров размера” и “Задание текста надписи”, с помощью которых можем редактировать текст надписи и размер стрелок.

(Нанесение размеров на деталь ученики выполняют самостоятельно).

4. Подведение итога занятия.

Литература

  1. Иванов Н. Компьютерное образование // Компьютер Пресс, 1996, № 8. - С. 6.
  2. Колесников В.К. О компьютерной подготовке учителей труда // Школа и производство, 1994, №1. - С. 11-12.
  3. Трошин В.В. Компьютер на уроке черчения // Школа и производство, 1991, №7. - С. 55-58.
  4. Юрин В., Злыгарев В. Система автоматизированной конструкторско-технологической подготовки производства в качестве средства обучения // Высшее образование в России, 1996, №1, - С. 97-100.
  5. Компас. Самоучитель// АО АСКОН, Санкт-Петербург.-1996-2002.