Интегрированный урок по "Литературе" и "Человековедению" на тему: "Волевые качества личности. Мужество"

Разделы: Литература


Методические рекомендации по проведению занятия.

Долго существенным недостатком системы образования являлось то, что она мало была ориентирована на личность, на воспитание человека как личности.

Поэтому на занятиях по дисциплине “Человековедение” была проделана попытка, подойти к каждому студенту как к индивидуальной личности.

Развить ее всесторонне и многогранно.

В данной методической разработке предполагается один из возможных типов уроков – интегрированный урок с дисциплиной “Литература”.

Чтобы провести такой урок необходимо проделать подготовительную работу со студентами. Во-первых, студенты изучают тему “Воля”, “Волевые качества личности” где они рассматривают понятие воли, волевого действия, некоторых волевых качеств личности, проводят тестирование. Во-вторых, самостоятельно изучают дополнительную литературу по этой теме. В третьих, из числа студентов выбираются выступающие, которые работают со стихами, дополнительным материалом, заданиями. Они проводят подбор материала для своих выступлений. Параллельно этому педагогом вместе с мастерами готовится материал и проект. Все это согласовывается и доводится до окончательного результата.

Студентами готовится оформление аудитории: подбирается эпиграф, составляются и готовятся плакаты.

Эмоционально-личностному восприятию урока студентам способствует использование преподавателем и студентами практически полностью региональный материал по теме.

Структура и содержание урока необычны. Начинается урок с прочтением стихотворения, наиболее отвечающей содержанию и тональности, настроению урока, из которого студентам необходимо определить тему урока. На доске записан эпиграф словесный – для осмысления проблемы урока.

В помощь проведению урока готовится презентация в которой проходят слайды, фотографии, материал к теме урока.

Использование музыки, видеоматериалов на уроках человековедения становится средством приобщения студентов к хорошей музыке, создает и развивает потребность общения с ней, прививает азы музыкальной культуры, развивает эстетический вкус и чувства.

При изучении этапов жизни своего поселка, района и героического прошлого, воспитывает у студентов чувство патриотизма, гордости за свою страну и людей живущих рядом. Развивает интерес к искусству, истории, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Данная методическая разработка написана на основе опыта работы преподавателя и адресована в помощь не только преподавателям, но и классным руководителям.

План урока № 18

по предмету “Человековедение”

Тема: Волевые качества личности. Мужество.

Цель занятия: познакомить студентов с понятием мужество, виды проявления этого качества в жизни людей, общества.

Тип урока: урок сообщения новых знаний средствами литературы, истории, с элементами опережающего обучения и педмастерской..

Оборудование урока: выставка памяти посвященная людям нашего поселка пережившим ВОВ, слайды Куликовского сражения, видеофильм о ВОВ с фрагментом Курской дуги, фотографии, дополнительный краеведческий материал.

Ход занятия.

1. Начало урока.

2. Сообщения темы и задач урока. Мотивация.

3. Сообщения новых знаний средствами литературы, истории с использованием метода опережающего обучения и театральной постановки.

А) понятие мужества;
Б) рассказ о великих полях мужества нашей Родины:

  • Куликово поле;
  • Бородинское поле;
  • Сражение под Прохоровкой.

В) рассказ о наших земляках в годы Великой Отечественной войны на фронте, в тылу, в оккупации;
Г) рассказ о А.А. Балуеве, человеке который в мирное время поступал мужественно, отстаивая свои взгляды.

4. Закрепления полученных знаний.

Осуществляется по ходу сообщения и на заключительном этапе урока: мини-сочинение, план-конспект, тезисы (на выбор студента).

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Сценарий

Преподаватель человековедения: Наш сегодняшний урок является прямым продолжением темы “Воля”. Но вы сами должны определить, о каком волевом качестве пойдет сегодня речь.

Я мужества не занимал
Ни у живых и не у павших
В боях его я добывал,
В себе растил,
В себе ковал
И часто жизнью рисковал,
В санроте чудом оживал,
И не геройствовал – стонал,
И боль и радость испытавши…

Леонид Кузубов

О каком же волевом качестве мы будем с Вами сегодня говорить?

Студенты дают варианты ответов

Преподаватель человековедения: Совершенно верно. Тема нашего урока – “Мужество – как проявление воли человека”.

Внутренний мир человека, его духовные качества и черты характера воспитываются с ранних лет и лучшим примером являются поступки людей. Примеры мужественного поведения людей мы встречаем в истории, литературе, рассказах родных, судьбах людей с соседней улицы. Наш урок пройдет в нетрадиционной форме: мы будем работать совместно с преподавателями истории и литературы, они помогут провести нам сегодняшнее занятие. У вас на столах имеются технологические карты урока, которые позволят вам ознакомиться с планом. Также в них находятся задания, которые необходимо будет выполнить на уроке. Кроме того, вы получили опережающее задание: вам необходимо было найти примеры поступков, которые вызывали бы у вас уважение, желание стать похожими на их героев.

Итак, ребята, мужество - одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Оно предполагает наличие у человека не только способности смело идти на встречу опасности, но и убежденность в необходимости подобных действий, несмотря на любые, даже чрезвычайные обстоятельства.

Это определение мужества, которое дано в психологии.

Давайте же подробнее познакомимся с этим понятием не с научной точки зрения.

Преподаватель истории: Мужество особо почиталось на Руси. В древнерусском сборнике “Пожелание праведного спасения” говорится: “Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя — честь и обретешь”.

Щедра земля нашего Отечества на героев! Восславили в свои времена русскую историю Мстислав и Евпатий Коловрат, Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Михаил Кутузов…

Куликовская битва, Бородинское сражение, Курская дуга – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести и мужества связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. И всегда на первом месте будут мужество и героизм простого человека, в последнем порыве своей грудью закрывшем Родину!

Сегодня мы перелистаем лишь некоторые страницы нашей истории, которые помогут нам понять, что такое мужество.

Преподаватель человековедения: А начнем мы с первого поля мужества – Куликова.

Студент:

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, вы горе раскачати.
У меня в родном дому четыре кручины,
Четыре кручины да пятое горе.
Я посею моё горе во чистом поле.
Ты взойди, моё горе, горькой полынью.

Преподаватель литературы: Летописцы, ребята, так передавали напряженную обстановку накануне Куликовской битвы: “На рассвете, на забрале Ярославна громко плачет. Есть от чего плакать юной Ярославне. Собирается русская рать на тяжёлый смертный бой. Против самой Золотой Орды поднялись русские полки. Во главе их доблестный Московский князь Дмитрий Иванович. Донским прозван будет он за битву Куликову ”.

Преподаватель истории: Утром 7-го сентября русские полки, переправившись через Дон, вышли на Куликово поле. Численность воинов, составлявших войско Дмитрия, вряд ли превышала 50—60 тыс. человек. Если из этого количества исключить обозных и фуражиров, то численность воинов, непосредственно участвовавших в битве, предположительно 40—45 тыс. человек. Мобилизация 1380 г. продемонстрировала великое сплочение Руси на решающем повороте истории.

Преподаватель литературы: “Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, богом изволенного кровопролитного часа... От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться, а сердца слабых и ничтожных — унывать и страшиться, ибо каждый видел перед очами смерть”.

Горели бесчисленные костры, а русские люди, одевая доспехи, вспоминали своих матерей, жен, детей. И страшно им было думать о возможной смерти наутро, но еще нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о полуторавековой “великой туге” под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх смерти, внушала бесстрашие”.

Преподаватель истории: Великому князю Дмитрию Ивановичу, ребята, в то время было 30 лет. Он должен был вступить в битву во главе отборного конного воинства, в окружении своих витязей. Однако, после осмотра войск, в большом полку у главного знамени Дмитрий отдал коня и знаки власти своему любимцу воеводе Михаилу Андреевичу Бренко. Сам же встал в ряды ополченцев - “небывальцев”, которых нужно было воодушевить перед лицом грозной конницы врага. Когда его начали уговаривать руководить войском и не подвергать свою жизнь опасности, он ответил: “Кто больше меня среди русских сынов был почтен и беспрестанно дары принимал от Господа? А ныне злое пришло на меня, неужели не могу вытерпеть! Не могу видеть вас, побежденных, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь, то с вами”.

Преподаватель литературы: Как сообщают “Воинские повести Древней Руси”, победа досталась великой ценой: “И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастух в поле не кличут, лишь вороны не переставая каркают над трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда: и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились. Запели птицы жалостливы песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым”. Восемь дней стояли воины за Доном на поле битвы, “на костях”, как говорили в старину: хоронили павших героев, помогали раненым.

Преподаватель истории: У села Бородино, ребята, в ста восьми верстах от Москвы расположено ещё одно поле русской воинской доблести – Бородинское поле. Выбрано оно было не случайно. М.И. Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.

Студент:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

Преподаватель истории: 26 августа Наполеон обратился к своим войскам: “Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Изобилие, отдых, все выгоды жизни, скорое примирение и слава ожидают вас в столице русской. От вас зависит все получить, всем воспользоваться, только ведите себя как при Аустерлице, Фридланде, Витебске, Смоленске. Сражайтесь так, чтоб позднейшие потомки могли с гордостью сказать о каждом из вас: “И он был на великом побоище под стенами Москвы!”.

Но русские воины во главе с великим полководцем Михаилом Кутузовым разрушили планы Наполеона.

Студент:

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умрём же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Преподаватель литературы: Страшная Бородинская битва, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 12 часов. Давайте посмотрим фрагмент из художественного фильма “Война и мир”.

Студент:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Преподаватель истории: Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть её ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твёрдо, как и в начале сражения. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

Преподаватель литературы:

Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову
Ратным доблестям Бородино.

И. Чернухин

Преподаватель человековедения: Мы с вами, ребята, узнали многое о мужестве русского народа на Куликовом поле и на Бородинском. Но разве можно, говоря о мужестве, обойти стороной Великую Отечественную войну? Ведь тогда вся наша страна представляла собой одно огромное поле мужества.

Преподаватель истории: Но самым ярким образцом мужества и стойкости духа человека стало, ребята, знаменитое танковое сражение у деревни Прохоровки, состоявшееся 12 июля 1943 года. Две мощные лавины устремились друг другу навстречу. Наши танки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника, как бы пронизав боевой строй врага.

Студент:

Шли танки... И земля дрожала.
Тонула в грохоте стальном.
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнем.
На батарее - ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам.

Юрий Белаш. “Сухая тишина”

Преподаватель истории: План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван.

Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд”, “Фоке-Вульф-190”. Отборные танковые дивизии Германии “Рейх” и “Адольф Гитлер” были уничтожены 5-й Гвардейской танковой армией Ротмистрова. Сотни немецких солдат остались лежать в русской земле под Курском. Особенно ожесточённые и кровопролитные бои велись на орловском направлении в июле 1943 года.

За проявленные отвагу и героизм в битве под Курском более 100 тыс. солдат, офицеров и генералов Красной Армии было награждено орденами и медалями, 180 особо отличившихся воинов удостоились звания Героя Советского Союза.

Давайте посмотрим фрагмент фильма о Курской дуге.

Преподаватель человековедения: С точки зрения психологии, мужество – черта характера, прежде всего индивидуальная. Именно благодаря проявлению мужества в характере отдельно взятого человека возможен подвиг народный.

Студент:

Давно распаханы окопы,
Но не забыла Мать-Земля
Ни пулеметов резкий цокот,
Ни свист шрапнели в тополях.

Войну отодвигают годы,
Ушло так много в мир иной:
От тех полков остались взводы
Живых еще фронтовиков.

Но утором ранним в День победы,
Как 60 лет назад,
Уже не юноши, а деды
Идут шеренгой на парад.

Не может сердце биться ровно
Под блеском воинских наград.
Оно хранит и бой под Ровно,
И помнит Курск и Сталинград.

И так же теплиться как пламя,
У белой, словно лунь вдовы,
Та похоронка, горя память,
Хранящаяся с той войны.

Соединились боль и слава
У незабытых тех могил.
Всегда мы будем помнить павших,
Никто в душе их не забыл.

И. Горяинов

Преподаватель истории: За первые месяцы войны в военкоматы нашего края было подано 17 тыс. заявлений от добровольцев, из них четыре тыс. от женщин. За период с июня 1941–го по июль 1942–го года в ряды Вооруженных сил было призвано более 600 тыс. человек. К ноябрю 1941 года в частях народного ополчения насчитывалось 224 тыс. бойцов.

Преподаватель человековедения: А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока, материал для которого некоторые из вас подготовили самостоятельно. Вы должны были подобрать примеры из истории, литературы, жизни, которые характеризуют наличие у человека не только способности смело идти на встречу опасности, но и убежденность в необходимости подобных действий, несмотря на любые, даже чрезвычайные обстоятельства. Теперь мы знаем, что это качество называется - мужеством.

Студент: Настал самый тяжелый 1942 год. Враг рвался на Кубань. В городе Гулькевичи фашистской авиацией были разрушены: столовая железнодорожников, почта, средняя школа, подожжены склады с зерном, разбито полотно железной дороги, но гитлеровцы не достигли своей цели. Преодолевая все невзгоды, труженики райцентра восстановили полотно железной дороги и продолжали отправлять в глубь страны эшелоны с оборудованием и зерном.

В боях с врагами покрыли себя неувядаемой славой наши земляки. Память о них нетленна. Она живет в сердцах родных, близких, фронтовых друзей, она не гаснет и в памяти потомков.

Мы расскажем вам о людях, которым посвящены страницы памяти в музеях нашего района.

Студент: Бывший батрак Илья Архипович Максименко перед войной работал председателем одного из колхозов района. Когда на нашу страну напал враг, ушел добровольцем на фронт. Отличный артиллерист-наводчик, он уничтожил не один вражеский танк, сотни гитлеровцев. За подвиг, совершенный при форсировании Одера, отважный воин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Студент: Михаил Иванович Коротков коммунист с 1927 года, до войны трудился молотобойцем, но мечтал стать летчиком и, окончив летную школу, к началу войны занимал должность помощника командира эскадрильи. В июле 1941 года он уже был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и возглавлял авиационный полк. Через год Михаилу Короткову было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре после этого в боях за город Ефремов под Москвой он погиб смертью храбрых. В г. Гулькевичи именем героя названа улица, а на средней школе № 1, где он учился, установлена мемориальная доска.

Михаилу Игнатьевичу Белоусову, проживавшему в п. Гирей, когда началась война было 50 лет. Добровольцем он ушел на фронт. В 1943 году за боевые заслуги перед Родиной Указом Президиума Верховного Совета СССР прославленному снайперу - лейтенанту Михаилу Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны на его счету было 350 уничтоженных вражеских солдат и офицеров. Михаил Игнатьевич дожил до дня Победы. Умер в 1957 году.

Преподаватель истории: Героев Советского Союза на Кубани – 289 человек, из них четверым это звание присвоено дважды: Т.Т. Хрюкину, В.К. Коккинаки, В.А. Алексеенко и Е.Я. Савицкому. Имена многих героев известны всей стране – это Е.А. Костылев, братья Гений и Евгений Игнатовы, В. Минаков, “кубанский Маресьев” З.А. Сорокин.

Преподаватель Литературы: Я прочитаю вам, ребята, стихотворение, посвященное П.И. Шувалову, которое написала наша студентка.

След жизни.

Что значит на земле оставить след,
Чтоб память будоражила тревожно.
Чтоб год и два и даже целый век
Забыть об этом было невозможно.
Он был как все: родился, вырастал,
Учился в школе, побеждал тревоги.
От жизни все хорошее лишь брал
И в будущее пробивал дороги.
Никто еще не знал в тот день и час
И было невозможно догадаться
Кем будет он, кем вырастет для нас,
Кем сможет на земле родной остаться.
И вот сегодня, через много лет,
В поселке нашем, в самом его центре,
Стоит мемориал, как вечный след
И его Славу воспевают ветры.
Судьбу свою высотам посвятив,
Он бороздил небесные просторы,
Он больше Славы жизнь свою любил
Летать готов был снова он и снова.
Но по земле шагал военный год,
Полеты становились все опасней
И той войны опасный поворот
Разбил мечты о небе и о счастье.
Война своим пожаром и огнем
Ломала судьбы, разбивала жизни,
И память лишь осталась нам о том,
Что жизнь свою он посвятил Отчизне.

Студент:

От самой Волги шел он, не сгорая,
Дорогой света к западу, во тьму.
И вся земля, от края и до края,
Светала, благодарная ему.

Что вынес он! Грязь, холод и усталость,
Три сотни ран и столько же смертей.
В его родне быть может, не осталось
Ни стариков, ни женщин, ни детей.

Он выстоял, борясь и наступая,
И только крепче сжал упрямый рот,
Когда недавно гадина тупая
У Бранденбургских рухнула ворот.

Ступай на площадь и в толпе несметной
Ищи его, не отрывая глаз.
Вот и вернулся юноша бессмертный!
И правду человеческую спас!

Преподаватель человековедения: Но разве только на фронте на линии огня люди поступали мужественно во время войны? В оккупации тоже было трудно и страшно.

Студент: В годы войны Гулькевичский район был временно оккупирован фашистами, но население не склонило голову перед врагом, всячески вредило ему. Гестаповцы и их прислужники жестоко расправлялись с патриотами. В те дни были зверски казнены комсомолки Тамара Шкурина и Дуся Сорокина. От Дуси фашисты требовали выдать отца, руководителя подполья, но шестнадцатилетняя патриотка молчала, истекая кровью. Когда силы покидали хрупкое, истерзанное тело, Дуся заговорила: "Убивайте, всех не перебьете, нас много. Советская власть была и будет!" Это были последние слова бесстрашной советской патриотки.

Преподаватель истории: В фашистскую неволю угнали 130 521 кубанца, из них 81 083 женщины и 38 022 ребенка до 16 лет. К августу1947 года в родные места вернулись 87 тыс. человек, в их числе 25 тыс. детей.

Студент: Я хочу рассказать историю о никому не известной женщине, которую я прочитал в музее в старой газете.

“Теплой майской ночью я сидел на берегу красавицы Кубани и любовался бездонным весенним небом, усыпанным крупными звездами. Вместе со мной коротал ночь у рыбацкого костра молодой инженер, приехавший в отпуск в родное село.

Падали звезды. Одни, проносясь по небосводу, оставляли за собой тонкие, как нитка, огненные полоски, другие вспыхивали, как жаркое пламя. След звезды, - задумчиво сказал инженер, - короткий, как миг, а какой красивый! Счастлив должен быть тот человек, который после смерти, оставит хоть маленький следок... Мы долго молчали. В прибрежных кустах спросонок пискнула какая – то птичка. И это словно разбудило моего собеседника.

- Хотите, я расскажу про одну женщину и про след, который оставила она на земле? - спросил он.

Я кивнул в ответ и приготовился слушать.

- Во время войны жила в маленьком кубанском селе Отрадо-Ольгинском женщина. Щупленькая, некрасивая и молчаливая. Многие даже ее имени настоящего не знали, а звали просто Конопушкой. С приходом в село гитлеровцев Конопушка словно переродилась. Каждый день ее стали видеть на улице, даже слышали ее смех. Заходила частенько в комендатуру: то полы там помоет, то воды принесет. Люди хмурились Партизаны частенько делали ночные налеты на село. И после каждого какого-то из немцев не оставалось в живых. Уже потом, после изгнания фашистов, люди узнали, что это Конопушка помогала партизанам.

В последние дни хозяйничанья в селе оккупанты особенно зверствовали. Они истребили почти все взрослое население. И как раз напротив дома Конопушки совершили свое последнее злодеяние: зажгли небольшой стожок соломы и бросили в огонь шестилетнего мальчика-сироту. Но не успел ребенок скрыться в дыму, как в костер кинулась женщина. Сухая солома горела недолго, когда рассеялся дым, люди увидели распростертую на пепле Конопушку. Она вся обгорела. Лишь по какой-то случайности сохранилось лицо. Глаза чистые, светлые, как голубое майское небо, умытое первым весенним дождем. Под ее телом нашли мальчика. Он был жив. Только по локоть обгорела левая рука.

Инженер умолк. Потом взял охапку хвороста и подкинул в костер. В свете вспыхнувшего пламени матово блеснула на левой руке черная кожа протеза.”

Преподаватель человековедения: В годы войны на Кубани действовало 86 партизанских отрядов (6510 чел.) За время оккупации партизаны уничтожили двух немецких генералов, 12 тыс. солдат и офицеров, сто изменников родины, шпионов и диверсантов, три штаба противника, 14 эшелонов с войсками.

Преподаватель литературы : Это тоже стихотворение студентки нашего техникума

Кто помнит этот страшный день,
Кто чтит воспоминания,
На ком войны осталась тень,
И боль вошла в сознанье,
Тот не забудет никогда,
Тот вечно будет помнить
Раскаты взрывов, свист гранат,
Страданья, крики боли.
И в памяти еще живет
И раны будоражит
То, что кубанский наш народ
Перетерпел однажды.
То, что копали длинный ров
По берегу Кубани,
Что вырастало число вдов,
Что дети жили сами.
Что если кто-то еще мог
Работать и трудиться
Был должен заготовить в срок
Для фронта всю пшеницу.
Все силы отданы борьбе,
Чтоб нынче жили люди
Должны никто, ничто, нигде
Не поднимать орудий.

Преподаватель литературы: Конечно, ребята, мы еще очень много и долго могли бы говорить о мужестве во время войны. Ведь список подвигов русских солдат нескончаем: Куликово поле, Бородинское поле, Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня. Что дальше? Этот вопрос мы оставим без ответа.

Проявить мужество можно и в мирное время: отстаивать свои убеждения, бороться за справедливость, возможность жить в свободном обществе. Пример такого мужества нашла Н. Рогова и расскажет о Балуеве Анатолии Агафоновиче, о человеке который не мог не летать…(Приложение)

Преподаватель человековедения:

А сейчас, ребята, давайте с вами обсудим то, о чем вы сегодня услышали.

Как вы думаете:

Что такое мужество?

Кто может и когда может проявлять это качество?

Преподаватель литературы: А сейчас обратите внимание, как вы сидите. Мы не случайно рассадили вас таким образом, чтобы получились небольшие группы. У каждой группы на столе есть, так называемая, технологическая карта урока, в которую занесены вопросы для изучения, рассмотренные на сегодняшнем уроке. Проверьте, все ли мы их разобрали. Вторым пунктом в технологической карте стоят задания по созданию проекта. Т.е. каждой группе необходимо создать свой собственный проект на одну их тем, предложенных вам в карте. Что это будет, решите вы сами: тезисы по уроку, план-конспект, стихотворение, рисунок, песня, мини-сочинение, и т.д. На столах вы найдете необходимые инструменты для создания проекта: бумагу, карандаши, фломастеры. Пожалуйста преступайте, но не забывайте о защите своего проекта. (студенты работают над заданием). Обсуждение проектов.

Преподаватель человековедения: Итак, ребята, наш урок заканчивается и я хочу отметить, что вы все сегодня замечательно поработали. Конечно, нельзя все сказать о мужестве на одном занятии, поэтому мы продолжим его рассмотрение при изучении характера человека. А сегодня я говорю вам всем спасибо за ваше внимание, за вашу реакцию на то, что вы увидели и услышали. У всех вас прекрасные проекты, которые будут соответственно отмечены.

Сообщения, которые вы подготовили для сегодняшнего занятия оказалось много, но, к сожалению, мы ограничены во времени, поэтому, мы предлагаем вам оформить их в форме докладов. Нам хотелось бы, чтоб вы не только изложили историю, которая произвела на вас впечатление, но и выразили свое отношение к событию, оценили свое возможное поведение в подобной ситуации.

И в заключении каждый из вас должен выразить свое отношение к сегодняшнему уроку для этого вам необходимо дорисовать ваше отношение на карточке, которая у каждого в руках и сдать их мне.

Еще раз всем спасибо, урок окончен, до свидания.

Приложение