Тема урока: "Профессиограмма и психограмма профессии". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


ТЕМА: Профессиограмма и психограмма прфессии (9 класс)

ЦЕЛИ:

  1. Создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
  2. Максимально подготовить себя к выбору профессии.
  3. Научиться получать информацию разными способами.

Тип урока: исследование

Технические средства обучения:

  • тесты,
  • компьютер.

Формы обучения:

  • групповая,
  • индивидуальная.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

Слово учителя

Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.

Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.

2. Ситуация успеха.

(Учащимся предлагается вспомнить)

Учитель: мы изучили два понятия - “профессия” и “специальность” - Что они означают?

Ученица: Профессия – это род трудовой деятельности, требующей определённых знаний и опыта. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека той или иной профессии.

Учитель: С предыдущих занятий мы знаем, что все “профессии” и “специальности” классифицируются по отраслям экономики (промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура и т. д. ) – удобна для руководителей предприятий. Изучая классификацию, мы выяснили, что 5 типов профессии. Что это за типы профессий?

Ученица: “Человек - природа” (агроном, зоотехник, ветврач)- связь с природой;

“Человек - техника” (инженер-механик, инженер-техник)- связь с техникой; “Человек - человек” (учитель, врач, следователь) – связь с человеком;

“Человек - знаковая система” (чертёжник, корректор) - связь со знаками;

“Человек - художественный образ” (писатель, музыкант, актёр)- связь с художеством.

Учитель: На прошлом занятии выполняя тест- диагностического опросника, каждый для себя определил - какие профессии не стоит выбирать и какой тип профессии подходит. Данный вывод понадобится вам в ходе занятия.

Ученицы: называют свой тип профессии.

3. Проблемная ситуация.

Учитель: Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии. На прошлом занятии в качестве инструкции для выполнения домашнего задания была дана схема профессиограммы. Класс был поделен на три группы. Каждая группа по профессии “Учитель” получила домашнее задание.

д/з 1группа:

История профессии, ее значимость и потребность в ней. (Ответ учащихся)

Педагогика в переводе с Греческого означает “детовождение”, воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Сложившаяся наука педагогика

Занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогике, как науке, появились в Древней Греции в У-IУ веках до нашей эры. Интересны афинская и спартанская системы воспитания. Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, педагог (так называли чёрного раба) вёл ребёнка в школу, где сначала он проходил чтение и счёт, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась и физическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска). Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера. Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер. Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

д/з 2 группа: Сведения о возможности получения профессии (учебные заведения своего города).

(Ответ учащихся). Нашей группой проведена исследовательская работа по определению учебных заведений в нашем городе, где можно получить профессию – учитель.

Вот одни из них: ЯГУ (Якутский Государственный Университет имени М. К. Амосова). Продолжительность обучения –дневное 5 лет, заочное – 5-6 лет, экстернат 3-4 года. Оплата – бюджет, коммерция, стипендия. Условия поступления – зачисление проводится по результатам экзаменов ЕГЭ профильных предметов. На специальности инженерного направления профильными являются физика, математика. На специальности гуманитарного направления – русский язык, литература, иностранный язык, математика (учитель математики, русского языка). Для того, чтобы подать документы в технический институт необходимо сдать экзамены ЕГЭ в школе по профильным предметам. ПЕД. УЧИЛИЩЕ – продолжительность обучения 3-4 года. Оплата – бюджет, коммерция, стипендия, надбавки до 25% за участие в мероприятиях. Экзамены по профилю – физкультура русский язык, математика, собеседование. Специальности – физ. воспитание, художественный труд, учитель начальных классов, социальный педагог. Приём документов на базе полной и не полной средней школы.

д/з 3 группа:

Требования профессии к человеку и условия труда. (Ответ учащихся)

Наша группа получила задание понаблюдать, проанализировать и выявить качества, которые обеспечивают успешность и препятствие профдеятельности учителя. Из наблюдений на уроках мы поняли, что у учителей присутствуют положительные качества:

  1. Знание фактического материала своего предмета.
  2. Способность добиваться дисциплины на уроках.
  3. Находить общий язык с детьми, чувство юмора.
  4. Знание детей по именам, обращение.
  5. Требовательность.
  6. Способность заинтересовать и задействовать класс.
  7. Имеются виды деятельности: направляющая, контролирующая, организующая.
  8. Эмоциональность в изложении материала.

отрицательные:

  1. Повышенный тон
  2. Неумение дисциплинировать класс.
  3. Нет заинтересованности в излагаемом материале.
  4. Нет интересных, логических задач.

Так же мы узнали условия труда учителя – светлое, тёплое и чистое помещение. Учитель должен быть психологически устойчивым человеком. Оплата труда зависит от категории и нагрузки учителя. Есть определённые льготы, отпуск летом – 24 дня, возможности профессионального роста. Профессия учитель востребована.

Разрешение проблемы. “Открытие” новых знаний

Учитель:

Выполняя поисковую работу о профессии Учитель, вы выяснили условия труда учителя, где можно получить профессию учителя в нашем городе, узнали о требовании к профессии, а также узнали о истории данной профессии – это всё важная информация. Она входит в документ, который называется – профессиограммой. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности.

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

Психолог:

Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие) – психограмма профессии.

1) Упражнение для успешного сотрудничества “Поддержка”.

2) Самостоятельная работа по психограмме. (На предыдущих занятиях в результате тестирования каждый ученик определил свой тип личности и область профессиональной деятельности).

Сопоставить требования, которые предъявляет профессия к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотреть профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.

3) Групповая работа.

Разработать по отработанному материалу “траекторию” профессионального роста одного из учеников (по желанию).

(Для дальнейших занятий каждому разработать по подобию собственную “траекторию” профессионального роста. )

Учитель:

Имея определённые знания, небольшой опыт, зная свой тип профессии и свои психологические данные, вы можете выполнить профессиограмму будущей профессии, пользуясь компьютерными данными, а так же интернетом.

Учитель информатики: Поиск информации о профессии в компьютерных данных и в Интернете

1. Учитель: Сегодня мы будем учиться задавать ключевые слова в поисковых системах Интернета и попытаемся оценить сайт, который найдем через заданное ключевое слово.

2. Обсуждение: выбираем ключевое слово “профессия”.

3. Заходим на сайт “www. yandex. ru”, в поисковой строке вводим слово “профессия”.

4. Заходим на сайты через появившиеся ссылки.

5. Обсуждаем сайты по следующим критериям:

  • Официальное название сайта.
  • Удобная навигация.
  • Ссылки на источники информации.
  • Обновление сайта.
  • Связь с автором сайта или статьи.
  • Скорость загрузки сайта.
  • Наличие картинок, оформление сайта.

6. Выбираем сайт по критериям.

7. Поиск на сайте необходимой информации.

8. Сохраняем найденную информацию на дискету.

5. Рефлексия

Учитель: Полученные данные вы можете вывести на принтер или на дискетку.

В дальнейшем будет проходить центролизованное тестирование, где ваша задача будет, как можно больше получить информации о профессиях.

Выполняя сегодня работу, что вы нового, интересного узнали для себя?

Учащиеся: Ответы ( Много интересного узнали о профессии учителя, а так же на примере данной профессии можем получить информацию о профессиях через интернет).

Учитель: Оценка учащимся.

Приложение