Решение задач на прямую и обратную пропорциональность с помощью пропорции

Разделы: Математика


Тема: “Решение задач на прямую и обратную пропорциональность”.

Цели урока:

  • сформировать первоначальные умения решать задачи с помощью пропорции;
  • обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков и умений решать задачи;
  • закрепить понятия отношения и пропорции, представление о прямой и обратной пропорциональностях величин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение.

- Ребята, сегодня мы продолжим решать задачи на прямую и обратную пропорциональности. Откроем свои тетради и заполним таблицы:

Масса упаковки

Кол-во упаковок

150 гр

30

50 гр

10

25 гр

5

300 гр

60

- Какой зависимостью связаны масса и кол-во упаковок? (Прямой пропорциональной зависимостью).

V , км/ч

t , ч

120

3

30

12

90

4

60

6

- Какой зависимостью связаны V и t? (Обратной пропорциональной зависимостью).

- Ребята, как характеризуются прямо-пропорциональные величины? Обратно-пропорциональные величины?

- Посмотрите внимательно на составленные пропорции:

3 : 6 = 2 : 4

4 : 6 = 2 : 3

3 : 6 = 4 : 2

6 : 3 = 2 : 4

6 : 2 = 4 : 6

6 : 4 = 3 : 2

6 : 3 = 4 : 2

- Все ли они правильно составлены?

- Назовите правильно составленные пропорции.

- Где в данных пропорциях крайние и средние члены?

Повторение основного свойства пропорции.

- Ребята, что позволяет нам находить основное свойство пропорции? (По трем известным членам находить неизвестный член пропорции).

III.

Игра “Лото”:

- Ребята, у вас на столах лежат карточки.

- Найдите неизвестный член пропорции и выберите нужную карточку с ответом, положив ее обратной стороной на карточку с заданием.

- Пусть нам сегодня на протяжении всего урока сопутствуют удача и успех. Ведь “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”.

А.Маркушевич

IV. Изучение нового материала.

Запись числа и темы урока.

- Ребята, мы знаем, что 6 ноября 2005г. нашему городу исполняется 30 лет. Готовясь к викторине, посвященной этому событию, мы узнали много нового и интересного о нашем крае. Вы знаете, что расстояние от г.Нерюнгри до г.Алдан – 270км. Чтобы проехать это расстояние машина затрачивает 150 л дизельного топлива. Расстояние от г.Нерюнгри до п.Чульман – 30км. Сколько дизельного топлива потребуется машине для прохождения этого расстояния?

Решение задачи по действиям:

  1. 270:30=9 (раз) – во столько раз уменьшилось расстояние
  2. 150:9= (л)

- Ребята, какая зависимость существует между этими величинами? (Прямая пропорциональная зависимость).

- А нельзя ли по-другому оформить решение данной задачи? (Можно с помощью пропорции).

270 км - 150 л

30 км - х л

Ответ: литра.

- Итак, задача решена с помощью составления пропорции. Значит, решение задач на прямую и обратную пропорциональность можно решать при помощи чего? (ПРОПОРЦИИ). Дописывается тема на доске: “Решение задач на прямую и обратную пропорциональность с помощью пропорции”.

- Следовательно, сегодня мы должны закрепить умения решать задачи такого типа, с помощью составления пропорции.

Детям предлагается решить задачу на обратную пропорциональную зависимость величин:

Пешеход затратил на путь 2,5ч, двигаясь со скоростью 3,6км/ч. Сколько времени затратит он на тот же путь, если его скорость будет 4,5км/ч?

V. Закрепление нового материала.

Работа в группах:

  1. Для отопления здания заготовлено угля на 180 дней, при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?
  2. На изготовление 14 деталей расходуется 16,8кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей?
  3. Для перевозки угля автомашине грузоподъемностью 6т надо сделать 10 рейсов. Сколько придется сделать рейсов автомашине, грузоподъемность которой на 2т меньше, чтобы перевезти этот груз.

- От каждой группы 1 учащийся защищает решение своей задачи. Остальные ребята оформляют решения в своих тетрадях.

VI. Итог урока.

- Итак, ребята, скажите, каким способом мы сегодня научились решать задачи на прямую и обратную пропорциональность? (с помощью пропорции).

Выставление оценок.

Домашнее задание.