Программа дисциплины национально-регионального компонента "Краеведение"

Разделы: География


Согласно требованиям ГОС СПО (рег. № 08-3106-Б) в основную профессиональную программу специальности 3106 “Механизация сельского хозяйства” введены дисциплины национально-регионального компонента. Одной из таких дисциплин и является дисциплина “КРАЕВЕДЕНИЕ”.

КРАЕВЕДЕНИЕ включает в себя обширный материал по географии, истории, традициям, культуре народов населяющих Кубань. Курс включает в себя 17 разделов, очень насыщен практическими и творческими работами. Основной задачей курса является: формирование национального самосознания молодого поколения, освоение смежных культур (народов – соседей), повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края.

В курс дисциплины входят следующие темы: “История”, “ Географическое положение и административное деление”, “Геральдика”, “Рельеф и полезные ископаемые”, “Климат и погода”, “Водные богатства края”, “Почвы”, “Растительный и животный мир”, “Население”, “Религия” “Традиции и обычаи”, “ Экономика и хозяйство”, “Мой город (станица)”, “Искусство”, “Наука”, “Экология”.

После окончания курса студент должен знать: историю и географию заселения региона;

  • географическое положение края и региона в составе России;
  • основные формы рельефа, полезные ископаемые;
  • основные типы климатов и погодные условия;
  • проблемы морей и пресной воды;
  • основные заповедные территории края;
  • народности, населяющие регион, их культур, религию, традиции и обычаи;
  • знаменитых и творческих людей, прославляющих край
  • историю своего рода, своего города, станицы;
  • кубанские сказки, песни, танцы; пословицы;
  • основные экологические проблемы края.

Студент должен уметь:

  • показывать на карте основные географические и исторические объекты края.

Курс рассчитан на 48 учебных часов.

По окончанию изучения курса сдается зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”

Наименование разделов и тем

Макс. учеб. нагр. студента Количество аудит. часов Самост. раб. студента
всего ЛР ПЗ

1

2 3 4 5 6
Введение 3 2 - - 1
1. История. 5 4 -   1
2. Географическое положение и административное деление. 5 2 - 2 1
3. Геральдика. 3 2     1
4. Рельеф и полезные ископаемые. 3 2 -   1
5. Климат и погода. 5 2 - 2 1
6. Водные богатства края. 5 2 - 2 1
7. Почвы. 3 2 - - 1
8. Растительный и животный мир. 5 2 - 2 1
9. Население. 3 2 -   1
10. Религии. 3 2     1
11. Традиции и обычаи. 3 2     1
12. Экономика и хозяйство. 5 2 - 2 1
13. Мой город (станица). 3 2 -   1
14. Культура и искусство. 3 2 -   1
15. Наука. 3 2     1
16. Экология. 3 2     1
17. Моя семья. 3 2     1
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 65 38 - 10 17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение.

Студент должен знать: Цели и задачи изучения Краеведения.

Цель изучения дисциплины “Краеведение”.

Самостоятельная работа студентов:

Реферат: “История заселения края”

Тема 1. История.

Студент должен знать: историю и географию заселения края, основные племена, проживающие в крае, историю края советского времени, историю образования края, новейшую историю края.

Студент должен уметь: определять на карте местонахождение основных географических и исторических объектов.

Самостоятельная работа студентов:

Реферат: “Кем были наши предки?”.

Тема 2. Географическое положение и административное деление края.

Студент должен знать: местоположение края, среди регионов РФ, политико-административное деление края, площадь края в сравнении с регионами России.

Студент должен уметь: графически изображать территорию края, определять географическое положение, анализировать местоположение среди регионов РФ, знать политико-административное деление края. Площадь края в сравнении с регионами РФ.

Практическая работа. Графическое изображение географического положения Краснодарского края.

Тема 3. Геральдика.

Студент должен знать: историю геральдики на Кубани геральдические символы Кубани: герб, гимн, флаг.

Студент должен уметь: графически изображать геральдические символы, знать историю написания гимна, историю происхождения флага и герба.

Тема 4. Рельеф и полезные ископаемые.

Студент должен знать: основные формы поверхности, горы, равнина, возвышенности; основные местоположения полезных ископаемых.

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “Природные богатства Краснодарского края”.

Тема 5. Климат и погода.

Студент должен знать: климатические пояса Кубани, погодные условия (t0, влажность, осадки), народные обычаи, связанные с изменением погоды.

Студент должен уметь: графически определять климатические пояса, изотермы января и июля.

Практическая работа. Графическое изображение климатических поясов края.

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “народные приметы о погоде на Кубани”.

Тема 6. Водные богатства края.

Студент должен знать: название Кубанских рек, озер, водохранилищ, их биологическую продуктивность. Состав флоры и фауны морей, их проблемы и перспективы развития. Экологическое состояние морей и их охрана.

Самостоятельная работа студента:

Рефераты: “Минеральные воды – богатство края”; “Экологическое состояние южных морей России”.

Практическая работа. Графическое изображении рек, озер, морей, водохранилищ края.

Тема 7. Почвы.

Студент должен знать: основные типы почв края. Проблемы почв: засоление, заболачивание. Меры по охране почв.

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “Почвы Краснодарского края”

Тема 8. Растительный и животный мир.

Студент должен знать: виды природной растительности края: лесостепь, степь, высотную поясность. Основные виды заповедных территорий края. Антропогенные изменения растительного и животного мира.

Студент должен уметь: определять виды природных зон и места расположения основных заповедных территорий.

Практическая работа. Графическое изображение природных зон края и заповедных территорий.

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “Красная книга Кубани”.

Тема 9. Население.

Студент должен знать: численность населения края, национальный состав, возрастной состав, воспроизводство населения, плотность, естественный прирост миграции и миграционные процессы;

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “Кубань – полиэтнический регион России. Национальные проблемы Кубани”.

Тема 10. Религии.

Студент должен знать: Основные религии, господствующие в крае: христианство, ислам. Нетрадиционные верования.

Тема 11. Традиции

Студент должен знать: Казачество – особый этнос Северного Кавказа. Традиции и обычаи Казачества. Обряды Кубани.

Самостоятельная работа студента:

Рефераты: “Свадебный обряд”. “Обряд Мыланки” “ Масленица”, “ Ярмарка”, “ Колядки”

Реферат “Традиции и обычаи казачества”

Тема 12. Экономика и хозяйство.

Студент должен знать: основные отрасли промышленности края, основные отрасли сельского хозяйства, основные виды транспорта, крупнейшие транспортные пункты.

Практическая работа. Графическое изображение промышленных объектов и сельскохозяйственных зон края.

Самостоятельная работа студента:

Рефераты: “Хозяйство Краснодарского края. Перспективы развития”.

Тема 13. Мой город (станица).

Студент должен знать: историю своего населенного пункта, происхождение названия населенного пункта, памятные места и известных людей города.

Студент должен уметь: показывать географические объекты края на карте Краснодарского края.

История города, происхождение названия, геральдика, население. Хозяйство, памятные места, известные люди города.

Самостоятельная работа студента:

Реферат: “Мой город (станица) на карте Кубани”.

Тема14. Культура и искусство.

Студент должен знать: Кубанская культура – как синтез трех культур: кубанские сказки, песни, танцы, пословицы, поговорки. Кубанские поэты, писатели, композиторы.

Тема15. Наука.

Студент должен знать: Ученые Кубани. Выдающиеся селекционеры и генетики Кубани. Ученые мировой величины в истории Кубани.

Реферат: “Радетели земли Кубанской”.

Тема 16. Экология.

Студент должен знать: экологические проблемы края, пути решения экологических проблем.

Тема 17. Моя семья.

Студент должен знать: Роль своей семьи в истории края. Мой род. Генеалогическое древо моего рода.

Темы практических работ.

  1. Географическое положение края.
  2. Природные богатства края.
  3. Водные богатства края.
  4. Промышленность и сельское хозяйство края.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доклад “О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2002 году”.
  2. Карты и атласы Кубани, Краснодар, 2000
  3. Костенков А. “Кубани Славные сыны”, Краснодар, 1985 г.
  4. Меркурьев В. “Ейск”, Краснодар, 1980 г.
  5. В. Бардадым . “Радетели Земли Кубанской”, Краснодар, 1986 г.
  6. Л.Ф. Иванова, Е.А.Глушаков. “ Культурное и экономическое развитие Кубани”, Краснодар, 2000г.
  7. В.Н. Ратушняк, “История Кубани”, Краснодар, 2002 г.
  8. Терская И.А. Терский А.В. Терский Д.А. “География Краснодарского края. Природа. Экономика”, Краснодар, 2004 г.
  9. РелизовИ.Н. “Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития, Краснодар,1998г.
  10. Г.Клименко. “С любовью о Ейске”, Ейск, 2000 г.