Православие и оказание помощи в решении личностных проблем школьника

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность проблемы:

“Дети оторваны от истоков истинного благочестия и традиций Православия.

Душа ребенка постепенно заполняется демонической природой. С этим связана излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности”. (протоирей Борис Нечипоров)

Причины:

  1. Отсутствие веры
  2. Бездуховность
  3. Праздность

Педагог-просветитель К.Д.Ушинский (1824-1870)

“Психология, в собственном смысле этого слова, находится еще более, чем история, в теснейшем отношении к религиозным системам. Все религиозные системы не только возникли из потребностей души человеческой, но и были, в свою очередь, своеобразными курсами психологии”

“Великие психологические истины, скрывающиеся в Евангелии, распространялись вместе с евангельским учением. Какая книга в мире представляет более глубокую психологию, более верное знание людей, и какая книга в мире более читалась, слушалась, обдумывалась!”

Практическая часть

Программа:

“Полезные привычки, навыки и выбор” Пакет учебно-методических материалов, Москва-Новосибирск, 2003г.

Направление работы:

Психопрофилактика эмоционального напряжения учащихся

Цель: Формирование личностной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье

На уроках дети:

  • Рассказывают о себе.
  • Знакомятся с заповедями Закона Божия.
  • Обсуждают проблемы, которые свидетельствуют о том, что ребенок переживает стрессовую ситуацию.

Основные стрессовые ситуации школьников:

  • Физический недостаток, болезнь.
  • Моральное оскорбление.
  • Возрастные физиологические изменения.
  • Трудности в приобретении или сохранении друзей, чувство одиночества.
  • Неуспеваемость в школе.
  • События, переживаемые семьей (смерть, развод, тяжелая болезнь родителей).

Нарушения в поведении:

  • Агрессивное поведение.
  • Ложь.
  • Воровство.
  • Бродяжничество.
  • Употребление спиртных напитков и табакокурение.
  • Замкнутость.

Результаты работы:

  • Искреннее проговаривание детьми о своих стрессах, эмоциональных переживаниях.
  • Позитивные изменения в поведение учащихся.
  • Приобретение детьми навыков конструктивного взаимодействия в социуме.
  • Воспитание терпимости друг к другу.

Мнение детей о уроках:

  • Мне понравился урок, потому что появилось чувство уверенности в себе.
  • Этот урок мне понравился тем, что здесь можно свободно размышлять.
  • Я думаю, такие уроки психологии нужны для того, чтобы мы больше раскрывались.
  • Урок прошел хорошо, я отдохнула, поднялось настроение.

Просветительская работа в школе:

  1. Курс “Основы Православной культуры”.
  2. Проведение Православных праздников.
  3. Беседы с учащимися, педагогами, родителями.

Христианскую психологию можно рассматривать как один их предметов духовной школы будущего, которая, по словам игумена Никона должна:

  • “Укрепить веру.
  • Научить молиться.
  • Научить познать себя, свое падение.
  • Научить бороться с грехом и искушениями, как боролись святые отцы.
  • Научить понимать и чувствовать творение святых Отцов, а через них и Евангелие, сделать их своими, родными, близкими сердцу, живыми, отвечающими на все требования души в любом состоянии, а не предметом изучения.
  • Научить смотреть на заповеди Св.Евангелия не никак на препятствие к вольной жизни, а как на путь к нахождению еще здесь на земле драгоценной жемчужины, увидя которую человек радостно продает все…”.

Мир Вам и радость от Господа!

Сейчас наши дети оказались беззащитными перед социальной действительностью. Это объясняется оторванностью от истоков истинного благочестия и традиций православия. Я согласна с высказыванием протоиерея Бориса Ничипорова в том, что отсутствие духовного воспитания рождает праздность души. Праздность, пустота, невостребованность души, отмечает священник, возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школьных секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто, считает он. Душа ребенка постепенно заполняется демонической природой. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Описанные отрицательные характеристики социального “верха” детского общества, увы, не делает его верхом в подлинном смысле этого слова. И причин главных здесь две: отсутствие веры и праздность, говорит протоиерей Б.Н. И священникам приходится очень часто выслушивать горькую исповедь матери о той или иной трагедии в жизни сына и восклицания типа: “За что, ведь я все ему дала”.

О социальных низах современного детского и подросткового сообщества сказано немало в православной и светской литературе. Но в основном это лишь описание жутких картин подростковой наркомании, невероятной жестокости и садизма детей и т. д. Однако мало сегодня работ, которые открывали бы подлинные причины появления у нас невиданного до сих пор нравственного падения детей и подростков. Эти причины скрыты в бездуховности и отсутствии православной веры.

Ум человека, не озаренного светом христианства, по словам одного из поздних отцов Русской Православной Церкви святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), “блуждает как бы в мрачной, беспредельной пустыне, и вместо истинных познаний, к приобретению которых он не имеет никакой возможности, сочиняет мнение и мечты…”. В христианстве сокровенно и истинное Богословие, и неподдельная психология и метафизика”,- повествует святитель Игнатий.

Высоко оценивал значимость именно христианской психологии и необходимость совершенствования в этой области педагог – просветитель К.Д. Ушинский (1824-1870): “Психология, в собственном смысле этого слова, находится еще более, чем история, в теснейшем отношении к религиозным системам.. Все религиозные системы не только возникли из потребностей души человеческой, но и были, в свою очередь, своеобразными курсами психологии”

Особо подчеркивал Ушинский глубинно-психологическое значение Евангелия: “Великие психологические истины, скрывающиеся в Евангелии, распространялись вместе с евангельским учением. Какая книга в мире представляет более глубокую психологию, более верное знание людей, и какая книга в мире более читалась, слушалась, обдумывалась! Если же евангельская психология более или менее глубоко понятная, сделалась общим достоянием всего христианского мира, то есть всего образованного европейского мира, то таким образом психолог может не знать этой психологии, может обойти её, при этом ограничив свои познания?”

Поэтому, в своей работе я ориентируюсь на базисные понятия христианской психологии “святоотеческое учение о страстях, добродетелях, самопознании, понятие о душе, стадиях развития греховного процесса” использую великие психологические истины Евангелия, Божий Закон, молитвослов и святоотеческую литературу.

Практическая часть.

Одним из направлений в моей работе стала психопрофилактика эмоционального напряжения (стресс, срывы и т.д.) у учащихся.

Цель: Формирование личностной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье.

Задача первоначального этапа работы - формирование доверитель-ных отношений в диаде психолог-ученик.

Для создания благоприятного психологического климата в классе провела уроки на тему “ Знакомство” Каждый ученик называл свое имя, рассказывал о себе. После этого мы узнаем о значении имени.

На следующем уроке мы говорили о десяти заповедях Закона Божия. Более подробна была проанализирована пятая заповедь Закона Божия: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будетъ, и да долголътенъ будеши на земли”. Были пояснения, что на ряду с родителями, дети должны почитать и тех, кто в каком- либо отношении заменяют им родителей. К таким лицам принадлежат: отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; воспитатели, учителя и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще, старшие по возрасту, имеющие опыт жизни и потому могущие дать нам добрый совет. Грешат поэтому те, которые не уважают старших, в особенности стариков; кто с недоверием относится к их опытности, равнодушно, а иногда с насмешкой относятся к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми “отсталыми”, а их понятия и взгляды ”отжившими”. Еще в Ветхом завете Господь сказал через Моисея: “предъ лицемъ съдаго вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего” (Лев. 19, 32).

На последующих уроках, посвященных “Детским и подростковым стрессам”, обсуждались проблемы, которые свидетельствуют о том, что ребенок переживает стрессовую ситуацию.

Физические признаки:

  • нарушение сна;
  • проблемы с едой или весом;
  • нервные тики и подергивание век, привычка грызть ногти;
  • ночные кошмары;
  • нечеткая дикция, заикание;
  • слабая концентрация внимания, быстрая утомляемость;

Поведенческие признаки:

  • неуспеваемость в школе – особенно при хорошей успеваемости прежде;
  • жестокое отношение к животным или к людям;
  • воровство;
  • бродяжничество;
  • агрессивное поведение;
  • ложь;
  • употребление спиртных напитков и табакокурение.

Симптомы отношений и самооценки ребенка:

  • чувство безнадежности;
  • заниженная самооценка;
  • заявления: “я хочу умереть” или “я жалею, что родился”;
  • потеря друзей;
  • отверженные дети;

Рассматривались состояния учащихся, к которым могут привести следующие наиболее распространенные жизненные ситуации, обычно являющиеся источниками стресса у детей и подростков:

События, переживаемые непосредственно ребенком:

  • серьезная болезнь, травма, госпитализация;
  • физическое моральное оскорбление, включая тяжелое физическое наказание;
  • уродство, физический недостаток;
  • поступление в школу или ее окончание;
  • возрастные физиологические изменения;
  • трудности в приобретении или сохранении друзей.

События, переживаемые семьей:

  • смерть одного из родителей;
  • развод родителей;
  • родитель-наркоман или алкоголик;
  • родитель в тюрьме (только что попал в тюрьму);
  • тяжелая болезнь члена семьи;
  • рождение брата или сестры;
  • смена места жительства;
  • финансовые затруднения семьи.

Подобные уроки дают видимые результаты. Ребята искренне проговаривают или пишут о своих стрессах, эмоциональных переживаниях. Видны позитивные изменения в поведении учащихся, дети приобретают навыки конструктивного взаимодействия в социуме и становятся более терпимыми друг к другу.

Мнение детей об уроках:

  • мне понравился урок, потому что появилось чувство уверенности в себе;
  • этот урок мне понравился тем, что здесь можно свободно размышлять;
  • я думаю, такие уроки психологии нужны для того, чтобы мы больше раскрывались;
  • урок прошел хорошо, я отдохнул(а), поднялось настроение.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Был проведен праздник славянской письменности и культуры. В этот день Православная церковь праздновала память равно апостольских Мефодия и Кирилла Славянских учителей, давший нам по истине священное сокровище мощный, образный и величавый язык, на котором совершается таинственное общение православного христианина с Богом.

1. Веду курс по предмету “Основы Православной культуры”.

Мнение об уроках учителей и родителей:

  • ребята с удовольствием, интересом слушают этот курс;
  • после уроков ребята приходят домой и с восторгом рассказывают о том, что нового они узнали на этих занятиях;
  • приносят из дома духовную литературу, иконы, задают вопросы.

2. Провожу беседы, индивидуальные консультации с педагогами и родителями.

И в заключение хочу сказать, что согласно христианской психологии, человеческая личность духовна, а потому принадлежит, прежде всего, сфере духовного бытия. В каждом человеке запечатлен образ божественной любви и свободы. В каждом из нас потенциально заложены нравственные достоинства, постепенно раскрывающиеся по мере очищения души человека от греховности, в стремлении к правде, святости и чистоте.

Христианскую психологию можно рассматривать как один из предметов духовной школы будущего, которая, по словам игумена Никона должна:

  1. “укрепить веру;
  2. научить молиться;
  3. научить познать себя, свое падение;
  4. научить бороться с грехом и искушениями, как боролись святые отцы;
  5. научить понимать и чувствовать творение святых Отцов, а через них и Евангелие, сделать их своими, родными, близкими сердцу, живыми, отвечающими на все требования души в любом состоянии, а не предметом изучения;
  6. научить смотреть на заповеди Св. Евангелия не никак на препятствие к вольной жизни, а как на путь к нахождению еще здесь на земле драгоценной жемчужины, увидя которую человек радостно продает все…”.