Нетрадиционная форма урока. Урок-аукцион: "Эпоха Петра Великого"

Разделы: История и обществознание


Вид урока – повторительно-обобщающий.

Форма урока – урок-аукцион.

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении блока “Эпоха Петра Великого”

Задачи урока:

  1. Активизировать изучение и закрепление исторических терминов, дат, событий, фактов, понятий, хронологий.
  2. Научить учащихся объективности в самооценке своих знаний и своей активности на уроке (работа с картой самоконтроля ).

Время проведения урока - 1 академический час ( возможно 1-2 академических часа, в зависимости от класса - общеобразовательного или гуманитарного).

Обеспечение урока-аукциона:

  1. Портреты Петра великого и деятелей петровской эпохи.
  2. Исторические карты.
  3. На меловой доске написана тема урока.
  4. Аукционные лоты с перечнем вопросов.
  5. Гонг – молоточек и подвешенный на простой конструкции металлический диск.
  6. Карта – самоконтроля для каждого ученика.
  7. Лицевой счёт участника аукциона.
  8. Журнал учёта движения денежных средств на лицевом счёте участников аукциона.
  9. Денежные купюры различной ценности(10, 50,100 У.Е. ), изготовленные на ксероксе.

Правила игры:

  1. Перед началом игры все участники получают кредит в размере 500 у.е. под 20% годовых, которые они должны вернуть банку в конце аукциона.
  2. Классу задаётся конкретный вопрос по теме и называется стартовая цена (например 10 у. е.).
  3. Право ответа может купить любой участник аукциона, заплатив наибольшую сумму денег в открытых торгах.
  4. Участник, купивший лот, выплачивает в банк сумму, за которую он купил данный лот.
  5. За неверный ответ в банк выплачивается штраф в размере 50 у.е.
  6. За правильный ответ банк выплачивает вознаграждение в размере от 50 у.е. и выше.
  7. Вопрос, на который дан неверный ответ, снимается с аукциона или ставится на аукцион в конце игры.
  8. Если у участника закончились деньги, то он может взять в банке 500 у.е под 50% годовых.
  9. За нарушение дисциплины на игре-аукционе – штраф 50 у.е. выплачивается в банк.
  10. Критерии оценок:
  • 2000 у.е. и выше – оценка “отлично”;
  • 1500 -2000 у.е - оценка “хорошо”;
  • 1000-1500 у.е. – оценка “удовлетворительно”;
  • “неудовлетворительной” оценки не предусмотрено.

(Учитель может изменить вопросы, стартовую цену и цену вознаграждения за правильный ответ, а также критерии оценок в зависимости от особенностей класса.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока: “Эпоха Петра Великого”. Этот повторительно-обобщающий урок мы проведём в форме игры-аукциона. В ходе игры вы должны повторить, обобщить и закрепить знания по данной теме.

2. Знакомство с правилами игры.

3. Игра-аукцион.

1-й тур “Открытый вопрос”

Учитель читает вопрос. Объявляется стартовая цена, например 10 у.е., задаётся вопрос: “Кто желает выкупить данный вопрос и получить право ответить на него?”

№ п.п Вопрос аукциона (лот) Стартовая цена (у.е.) Вознаграждение за правильный ответ (у.е.)
1 Как назывался высший орган по делам русской православной церкви, учреждённый Петром Великим вместо упразднённого им патриаршества? 50 100
2 Как назывались органы центрального управления в России, учреждённые взамен приказов? 10 50
3 Годы царствования Петра Великого. 10 50
4 Назовите причину и дату основания Санкт-Петербурга. 20 60
5 В чем заключалась политика протекционизма? 50 100
6 Годы Северной войны. 10 50
7 Назовите причины и повод к Северной войне. 30 80
8 Перечислите участников Великого посольства. 50 100
9 Перечислите реформы Петра I. 50 100
10 Какова цель Великого посольства? 50 100
11 В каком году произошла Полтавская битва? 10 50
12 Когда был заключён Ништадтский мир, и на каких условиях? 100 200
13 Какие изменения произошли в сословиях? 50 100
14 Назовите функции 11-ти коллегий. 100 200
15 В каком году учреждён табель о рангах? 50 100
16 В каком году прошла перепись населения? 30 50

2-й тур “ Закрытый вопрос”.

Только по окончании торгов выставляется неизвестный вопрос. Цена за правильный ответ возрастает.

п.п.

Вопрос аукциона (лот)

 

Стартовая Цена (у.е.) Вознаграждение за правильный ответ (у.е.)
1 Охарактеризуйте международную обстановку накануне Северной войны. 100 300
2 Чем объяснить поражение Петра под Нарвой? 50 200
3

 

Что такое генеральное сражение? Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. 50

 

500

 

4 Есть ли связь между экономическими и сословными изменениями при Петре I? 50 200
5 Чем отличался Сенат от боярской думы, коллегии и приказов? 50 200
6 Почему была создана Табель о рангах? 50 300
7 В чём заключались причины победы России в Северной войне? 50 200
8 Докажите противоречивость личности Петра Великого. 50 500
9 Какие меры Петра позволили русскому флоту одержать победу при Гангуте? 50 200
10 Как повлияла Полтавская битва на дальнейший ход Северной войны? 50 300
11 Как потешные игры повлияли на серьёзные дела Петра? 50 300
12 Какие изменения произошли в структуре государственного управления при Петре I? 50 400

4. Заключительная часть:

  • Подведение итогов игры.
  • Обсудить с учащимися те сложные вопросы, на которые учащиеся не смогли дать ответ.
  • Учащиеся заполняют карту самоконтроля.
Тема урока Моменты урока, которые вызвали интерес Что не понравилось на уроке Моя активность на уроке (по 5-ти бальной шкале) Моя оценка за работу на уроке (по 5-ти бальной шкале) Мои предложения по совершенствованию урока
           
  • Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.
  • Комментарий и занесение оценок в журнал.

5. Задание на дом: подготовка к контрольному тестированию.