Рейтинговая система как эффективный метод обучения и воспитания

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из самых важных проблем образовательного процесса является создание стимулов, побуждающих и студента и преподавателя прикладывать максимум сил для качественной работы.

Традиционная система обучения не позволяет студенту работать заинтересованно, регулярно, равномерно в течение всего семестра, без спадов и подъемов, без “штурмовщины”, с постоянным желанием и стремлением к конечному результату.

Мною апробирована и во многом усовершенствована применительно к системе среднего профессионального образования Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения (сокращенно РИТМ), используемая ВУЗами нашей страны [1], позволяющая направить деятельность студента в русло постоянной и кропотливой работы на протяжении всего семестра.

Идея РИТМа в том, что весь учебный курс делится на модули. Модуль представляет собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно модуль – это раздел или тема. В каждом модуле определяются контрольные акции по усвоению теоретического материала, выполнению практических, самостоятельных, контрольных и других видов работ.

Каждая контрольная акция оценивается в баллах, идентичных получаемым оценкам. У каждого модуля есть цена в баллах – своя “стоимость”. В РИТМе версия рейтинговой оценки имеет в качестве фундамента идею заработной платы. Освоив модуль и пройдя через его все контрольные акции, студент поэтапно зарабатывает баллы, копит их и знает, что он может купить на свои “сбережения”. В зависимости от суммы заработанных баллов определяется рейтинг студента и выставляется итоговая оценка.

Для работы по методике РИТМ вначале необходимо составить “Модульную программу” (см. приложение 1), в которой произвести разбивку всего учебного материала по модулям, разделам, темам, видам работ и контрольным акциям, оценить в баллах каждый элемент модуля и модуль в целом и подсчитать общий рейтинг(Rtmax), представляющий собой максимальную сумму баллов, которую может заработать студент, освоив всю “модульную программу”. В зависимости от количества набранных баллов выставляется итоговая оценка:

  • “5” (отлично) – при условии, если набрано не менее 0,9 Rtmax;
  • “4” (хорошо) – не менее 0,75 Rtmax.;
  • “3” (удовлетворительно) – не менее 0,6 Rtmax;
  • “2” (неудовлетворительно) при менее 0,6 Rtmax.

Модульная программа доводится до каждого студента уже на первом занятии вместе с “Памяткой”, в которой оговариваются все необходимые условия и требования по выполнению “Модульной программы” (см. приложение 2).

Все сведения поэтапной реализации “Модульной программы” заносятся в журнал учебных занятий и дублируются на “рейтинг-листе”, доступном для обозрения студентами. Анализируя рейтинг-лист, каждый студент видит свои результаты работы, а также видны лидеры и отстающие, что, несомненно психологически воздействует на каждого студента, так как виден его рейтинг в группе, а это – мощная побудительная сила к самосовершенствованию.

Результаты работы в системе РИТМ

Работа в системе РИТМ позволила:

  • осуществить модульное построение курса, исключив эффект “затоваривания” студенческих мозгов;
  • использовать многобалльность итоговой оценки, а следовательно, осуществить дифференцированный подход к студентам, исключив субъективную позицию преподавателя по отношению к студенту;
  • найти очень мощный стимул для постоянной, равномерной работы студента на протяжении всего семестра;
  • дать студенту средство самодиагностики знаний (Кто я? Где я?);
  • применить единые требования к знаниям студентов в разных учебных группах;
  • определять статус студента, группы в глазах самих студентов, классного руководителя, руководства учебного заведения;
  • своевременно информировать классного руководителя, администрацию учебного заведения о нарушении ритма работы группы или отдельного студента;
  • побудить естественный интерес студента к процессу обучения;
  • внедрить более демократичную систему контроля;
  • приучить студента к системному выполнению единых требований, а следовательно, воспитанию серьезного отношения к делу;
  • получить внутреннее удовлетворение от творческой работы в системе РИТМ и её совершенствования применительно к специфике среднего профессионального образования.

Многолетняя работа в системе РИТМ, апробированная по всем преподаваемым мною учебным дисциплинам: “Этика и психология профессиональной деятельности”, “Менеджмент”, “Семейное право”, “Право социальной защиты”, подтвердила ее важные преимущества перед традиционной системой обучения.

Использовав бесценную идею ВУЗовской системы РИТМ, я ее значительно упростил, убрав сложную балльно-коэффициентную “бухгалтерию”, в которой немудрено запутаться, и приспособил ее к обычным оценкам, используя гибкую систему требований и условий.

Уверен, что Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения (РИТМ) займет достойное место среди прогрессивных технологий, а поэтому есть смысл ее пропагандировать и приобщать к ней творческих работников.

Литература

1. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения: Центр РИТМ, 1993 г.