Комплексная программа по формированию негативного отношения у подростков к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) "Школа без вредных привычек"

Разделы: Школьная психологическая служба


Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности.

Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение – (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций)

Наиболее опасно аддективное поведение для младших и средних подростков, т. к. они более уязвимы, и психоактивные вещества вызывают в этом возрасте довольно значимые изменения в деятельности головного мозга. Психоактивные вещества имеют релаксирующее и эйфоризирующее свойства, способствующие вызыванию психологического комфорта облегчающие межличностные контакты.

Проблема употребления наркотических и психоактивных веществ является одной из основных социальных опасностей (проблем) нашего общества, она актуальна как никогда в образовательных учреждениях, а в детских домах – школах особенно, т.к. многие дети попадающие в условия детского дома имеют свои особенности:

  • в социальном плане – отсутствие родителей и/или благополучного социального окружения;
  • в физическом плане – наличие отягощенного анамнеза (как генетического, так и приобретенного в пре- и постнатальный период);
  • в психическом смысле – отсутствие адекватной развитию (семейной) психологической среды, психические травмы, полученные в неблагополучной семье, состояние хронической депривации в связи с отсутствием семьи.

В результате в учреждении для детей-сирот в соматическом плане большая часть детей имеет отягощенную наследственность, 95% те или иные отклонения в психическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников, но и от психологического климата в коллективе.

Употребление психоактивных веществ во время психологического неблагополучия является доказанным фактом.

В данном направлении работали многие специалисты – психологи, педагоги: Акатова Н. С., Блум Ф., Личко А. Е., Макеева А. Г., Шилова Т. А.

Существует множество программ по реабилитации подростков употребляющих психоактивные вещества, которые касаются лишь частных проблем, либо наркомании, либо табакокурения, алкогольной зависимости. В целом же проблема незнания, неосведомленности подростков о вреде, влиянии психоактивных веществ в комплексе на организм человека не рассматривается в разработках программ.

Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования педагогами способов работы с подростками, склонных к употреблению психоактивных веществ, ведет к тому, что подростки временно прислушиваются к проблеме наркомании или табакокурения, а затем опять возвращаются к той же жизненной позиции, которой руководствовались при употреблении ПАВ.

Очевидно, что к данной проблеме необходимо подходить через психологический аспект, в соответствии с этим, данная программа для подростков направлена на профилактику употребления психоактивных веществ, а также на оказание психологической помощи ребенку.

В соответствии с этим целью данной программы является:

Формирование у несовершеннолетних детей умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения их в асоциальную деятельность, мотив отказа от “пробы” и приема психоактивных веществ, пропаганды здорового образа жизни. Формирования антинаркотических установок.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Помочь подростку осознать проблему наркозависимости, разобраться и изменить ценностные отношения к ПАВ.
  2. Развить у подростков навыки защитного поведения, перед употреблением ПАВ через формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на данные вещества среди молодежи.
  3. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами без помощи ПАВ.

Структура построения программы.

Программа предполагает работу с подростками среднего (12 – 14лет) и старшего (14 – 17 лет) школьного возраста. Рассчитана на 32 занятия. Продолжительность каждого -1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю, при наличии 10 – 12 обучающихся. Для проведения коррекционно-диагностических мероприятий необходимо наличие тренингового зала, но возможно проведение их в обычном учебном классе.

Программа реализуется через 4 взаимосвязанные направления:

  • информационное просвещение;
  • когнетивное развитие;
  • развитие личностных ресурсов;
  • развитие стратегий фысокофункционального поведения и навыков отказа от употребления психоактивных веществ.

Психокоррекционные занятия включают в себя 3 основные темы, и предполагают диагностическое и коррекционное воздействие.

В программе “Школа без вредных привычек” использованы следующие методы и формы работы:

- ролевые игры;

- дискуссии, лекции, круглые столы;

- групповая беседа;

- диагностика, консультации;

- элементы психотренинга, релаксация;

- упражнения на снижение агрессивности, тревожности на снятие мышечного напряжения и телесных зажимов;

- упражнения на самоанализ, самопознание и саморазвитие;

- теоретические справки о правовых нормах;

- психотехники, направленные на помощь в решении проблем;

- психологические сказки;

- обсуждение результатов;

- домашнее задание;

- подведение итогов занятий.

Упражнения необходимо проводить в сопровождении музыкального фона , что делает занятия более приятными, способствует глубокому самораскрытию, помогает формировать у подростков определенное положительное настроение.

На мероприятия II блока - темы возможно приглашение узких специалистов врачей – наркологов, психиатров, терапевтов, III блока - темы инспекторов ОПДН.

Необходимое оснащение:

- музыкальный центр;

- канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы , ватманы, тетради для записей;

- мячи для релаксации.

Занятия необходимо проводить по форме факультативного, дополнительного обучения после завершения учебного процесса.

Критерии эффективности.

  1. Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами;
  2. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
  3. Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия, оказания социальной поддержке в сложных жизненных ситуациях.

В течении курса “Школа без вредных привычек” организуется диагностическая деятельность которая проводится с целью изучения склонностей подростка к употреблению ПАВ.

Диагностические мероприятия проводятся в два этапа – на начало и конец учебного года и составлены из комплекса диагностических тестов с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей подросткового возраста. Тестовые батареи, рассчитанные на изучение интересов, склонностей, тревожности, агрессивности проводятся однократно.