Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью

Разделы: Литература


Одной из наиболее сложных тем при изучении романа Л.Н. Толстого “Война и мир” является, бесспорно, тема духовных исканий князя Андрея Болконского. Урок по этой теме мы предлагаем провести в форме интервью. Причем считаем необходимым сделать оговорку: такой подход не следует рассматривать как дань распространившемуся в последние годы использованию всевозможных игровых приемов, достижению внешнего эффекта.

Эпиграфами к уроку, на наш взгляд, как нельзя лучше подходят высказывания русского писателя В.Я. Шишкова и французского критика Альфреда Бадэна: “…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений”; “…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны”.

На доске записаны вопросы, ответы на которые учащиеся дадут в конце урока:

  1. Князь Андрей – мыслящий человек, его душа открыта всему миру, отзывчива на все явления окружающего бытия. Какие вопросы были для Болконского главными?
  2. Что составляет сущность жизненного пути Андрея Болконского?

Во вступительном слове учитель сообщает учащимся о том, что Л.Н. Толстой, рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры, погрешил против исторической правды. Он лишь применил для раскрытия этой правды свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.

Толстой глубоко изучает внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”.

Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности.

Архитектоника предлагаемого урока позволяет десятиклассникам получить в течение двух часов большой объем информации, осознать мотивы поведения Андрея Болконского, его взлеты и падения, заглянуть в сложный мир его душевных переживаний. Этому помогут и предшествующие уроки, на которых рассматривалась личность Толстого, его мировоззрение.

Урок проходит по тщательно продуманному сценарию. Опережающие задания к нему получают не менее 15-17 учащихся. Таким образом, более половины состава класса вовлечено в самую активную работу. Причем вмешательство учителя, его дополнения могут быть сведены к минимуму или не потребуются вообще.

Роль дирижера берет на себя интервьюер, задающий вопросы Андрею Болконскому. Вопросы составляются таким образом, что несут в себе дополнительную информацию о герое, например: “Князь! Когда вас эвакуировали, Вы оказались в Мытищах и попросились в одну из изб. Здесь Вы вновь встретились с Наташей. Вы в первый раз представили себе душу Наташи, а не так, как прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя. Вы поняли ее чувства, ее страданье, ее стыд, раскаянье. Вы в первый раз поняли жестокость своего отказа, увидели жестокость своего разрыва с нею. Что бы вы могли сказать ей сейчас?”

Поскольку текстовый материал ответов героя достаточно объемен, роль Андрея Болконского могут играть на уроке трое – четверо учащихся. Сформулировать вопросы и найти ответы на них помогут главы романа, указанные учителем. Он может воспользоваться книгой Б.И. Кандеева “Роман – эпопея “ Война и мир”. Комментарий. М.; “Просвещение”, 1967г”. Интервьюер и герой реконструирую повествование в речь от первого лица.

Назначаются также критики, которые подвергают разбору и оценке мысли, настроение, поступки героя. Несколько учащихся готовят выразительное чтение наизусть отдельных эпизодов романа, способствующих лучшему пониманию психологического состояния Андрея Болконского: “Небо Аустерлица”, описание дуба во время первой и второй встречи с ним князя Андрея, монолог героя о счастье (“Да, мне открылось новое счастье, неотделимое от человека…”).

Для достижения цельности и логической последовательности в наблюдении за диалектикой души Болконского необходимо обратиться и непосредственно тексту романа как связующему элементу. Эту работу выполняет еще одна группа учащихся – повествователей.

Приведем пример фрагмента урока, раскрывающего состояние героя в сражении на Аустерлицком поле.

Интервьюер: Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение, желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите?

Болконский: Перед Аустерлицким сражением я предчувствовал, что смогу показать все то, что я могу сделать. Мне представилась та счастливая минута, тот Тулон, которого я так долго ждал. Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.

…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но , как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей.

Повествователь: Русские проигрывали в Аустерлицкой баталии. Князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступившие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

- Ребята, вперед! – крикнул он детски – пронзительно.

“Вот оно!” - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него.

“Ура!” - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя и побежав вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

И действительно,… весь батальон с криком “Ура!” побежал вперед и обогнал его.

Как бы со всего размаху крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову.

“Что это? я падаю? У меня ноги подкашиваются”, - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза…Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками.

Декламатор: Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего. Ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...”

Критик: мечты о славе особенно волную Болконского перед Аустерлицким сражением. Но Андрея ждет разочарование: стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису.

Смертельной горячке боя противопоставляется тишина, спокойствие, вечный мир природы.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

Толстой воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.

Аналогичных звеньев занятия, не всегда одинаковых по объему, - 15.

По ходу урока десятиклассники составляют конспект. Ведению записи поможет помещенная на доске опорная схема, отражающая основные этапы романной жизни героя, его взлеты и падения. В сильном классе составление схемы можно предложить в качестве домашнего задания.

В завершение урока подытоживая жизненный путь героя учитель прочитает строки из текста, из которых мы узнаем, что чувствовал умирающий Андрей Болконский.

На поставленные в начале урока вопросы, учащиеся должны дать такие ответы:

Смысл жизни, цель человеческого существования.

Мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к “миру”, к разумной и гармоничной общей жизни людей.

Апробация урока показала, что десятиклассники хорошо усваивают данную тему и легко приводят аргументы в подтверждение тех или иных действий одного из любимых героев Л.Н. Толстого Андрея Болконского.