Система научно-исследовательской работы в подготовке будущего учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическими колледжами сегодня является подготовка конкурентоспособного специалиста, учителя-исследователя, владеющего современными методами педагогического поиска, способного творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания, проводить научно-исследовательскую работу с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.

На овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности и направлена предлагаемая в данной статье система непрерывной научно-исследовательской подготовки студентов специальности 050303 Иностранный язык

В этой системе мы выделяем следующие компоненты:

  1. Общие цели научно-исследовательской подготовки и задачи научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Познавательные (исследовательские умения).
  2. Знания о специфике ведения научно-исследовательской работы.
  3. Формы организации НИРС.
  4. Виды НИРС.

Cтруктуру и содержание данных компонентов рассмотрим на материале 3 курса.

Общие цели научно-исследовательской подготовки студентов определяет содержание и структуру всей системы. Отсюда вытекают задачи научно-исследовательской работы студентов.

  1. Сформировать представление о структуре научного исследования, принципах и логике научного мышления.
  2. Дать представление о специфике педагогического исследования.
  3. Обучить чтению и анализу несложных научных статей.
  4. Выработать способность к обсуждению несложных научных проблем.
  5. Дать представление о требованиях к структуре и содержанию курсовых и дипломных работ.

Познавательные (гностические) умения учителя иностранных языков

В плане научно-исследовательской подготовки студентов в данной системе предусматривается формирование следующих познавательных (гностических) умений учителя иностранного языка:

  1. Составлять библиографию.
  2. Вскрывать противоречия в суждениях собеседника.
  3. Выделять и строить цели научного исследования.
  4. Делать небольшие сообщения на научные темы.
  5. Формулировать проблему.
  6. Формулировать гипотезу.
  7. Читать и анализировать несложные научные статьи.
  8. Обосновано излагать свою точку зрения.
  9. Написать общую рецензию на научную статью.

При отборе и классификации как гностических умений, так и знаний о специфике ведения научной работы применяется принцип опережающего развития. Так на 3 курсе студенты в рамках данной системы приступают к проведению своего собственного исследования по выбранной ими теме. Поэтому уже на 3 курсе студенты знакомятся с понятиями проблемы, гипотезы, у них формируются умения составлять библиографию.

Для ведения научно-исследовательской работы необходимо владеть определенной совокупностью знаний о специфике этой работы. Это з н а н и я о составлении библиографии, оформлении научных работ, структуре научного исследования, о принципах научного мышления, об основных логических формах мышления, о требованиях к структуре и содержанию дипломных работ, о структуре научных статей, о специфике научных рецензий.

Становление специалиста-исследователя – длительный и трудоемкий процесс и начинать его необходимо с первых дней в колледже. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы студент почувствовал необходимость в поиске. Широкие возможности в этом плане предоставляет метод проектов, так как он является эффективным способом обучения студентов для выполнения научно-исследовательской работы.

Выполнение проектов предполагает наличие значимой в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Так, студентами нашего отделения было проведено исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах, истории появления национальных костюмов народов, проживающих на территории Великобритании и Германии.

В работе с применением данного метода были исследованы такие темы, как: “Синонимия пословиц в английском языке”, “Сопоставительный анализ английских и русских фразеологизмов”, “Имена собственные в английской фразеологии”.

Студентов, имеющих склонность к научному поиску, объединяет научное общество (СНО) “Lingua”, целью которого является привлечение студентов к научно-исследовательской работе. СНО было создано как основная форма повышения качества подготовки специалистов, увеличения эффективности студенческих научных изысканий.

Научно-исследовательские работы в СНО “Lingua” разрабатываются студентами в форме выполнения ими докладов, эссе, творческих проектов, рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ. Лучшие работы студентов поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции и интернет-конференции территориального, регионального, российского уровней, направляются на конкурсы, олимпиады. Одиннадцать студентов отделения выступили со своими исследованиями на межвузовской студенческой конференции “Актуальные проблемы лингвистики и методики обучения иностранным языкам” (г.Уфа). За участие в I научной Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России “Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста” (г.Архангельск) награждены дипломами 15 студентов отделения иностранных языков.

Получив первичные навыки научно-исследовательской работы в колледже, студенты смогут использовать их затем в проведении серьезных научных исследований.

Таким образом, целенаправленная и спланированная на весь период обучения система исследовательской работы студентов способствует совершенствованию подготовки будущего учителя к учебной и научно-исследовательской работе в школе.