Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок"

Разделы: Литература


Тема урока: В мире сказок.

Цель урока: Закрепить изученное по теме “Фольклор. Народные и литературные сказки”.

Оборудование: Компьютер (мультимедиа), диск со слайдами, выставка книг.

Слово учителя. Ребята, мы с вами закончили путешествие в мир сказки. Это не значит что вы не должны читать их, или мы с вами никогда на уроках литературы не будем больше о них говорить.

(Презентация)

1 слайд.

Давайте вместе с вами вспомним с чего начиналось наше путешествие.

2 слайд.

Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете? Дети вспоминают, что фольклор – это устное народное творчество. История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическим представлением человека о мире. Фольклор – более древнее искусство, нежели литература. Ребята называют главные черты фольклора: устная форма бытования; опора на традиции народа; коллективность; народность.

Загадки, считалки, небылицы – это всё жанры устного народного творчества, если точнее жанры детского фольклора. Детский фольклор представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нём существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, свой смеховой мир.

3 слайд. (практическая часть урока)

(Презентация)

4 слайд.

Сказка – это эпический жанр устного народного творчества. Народ создаёт в сказках вымышленный мир, однако этот мир связан с реальной жизнью народа. Сказочный мир так же неделим, как и реальный, и каждая песчинка его является символом жизни. Вымышленный сказочный герой создаётся человеком с определённой целью: высказать свои взгляды на жизнь, идеалы, выразить свои творческие возможности.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

Весь нереальный мир в своём движении стремится к гармонии, нравственности, что приводит к постоянной борьбе противоборствующих сил (добро – зло, жестокость – справедливость, уродство - красота). Герой сказки – как правило, свободный человек, принимая участие в борьбе, делает решающий выбор и приводит в равновесие покачнувшиеся основы мира.

Приметы сказки – это вымысел, занимательность, поучительность. Виды сказок: сказки о животных; бытовые сказки; волшебные. Какие сказочные “премудрости” знаете? Это присказка, зачин, концовка, повтор (сказочное число “три”) и постоянные эпитеты (последние две “премудрости” характерны для волшебной сказки).

5 слайд.

На уроках литературы мы с вами читали сказки “Два Ивана солдатских сына”, “Снегурочка”… Скажите, кто автор этих сказок? Правильно, народ. Поэтому эти сказки относятся к народным. Какие сказки называются литературными?

6 слайд. Соотнесите сказки и соответствующие им авторы.

7 слайд.

После знакомства со сказкой В. Писахова “Морожены песни” мы читали саамские сказки, побывали вместе с героями в таинственной Лапландии – стране холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать – по желанию могут вызвать снежную бурю. Бывает, что небо загорается и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня. Саамы жили маленькими погостами (так называются у них деревни), и разбросаны по всему Кольскому полуострову, они так за всю свою историю ни разу не объединились, чтобы дать отпор врагам. Каждый погост защищался сам. На помощь приходили смекалка, ум и знание родных мест.

Если прочитать саамские сказки, а потом побродить по здешним местам, то они покажутся знакомыми. Потому что как только красивая сопка (небольшая гора), или посильнее падун (так на Мурмане водопады называют), или озеро необыкновенное, - саам обязательно об этом сказку расскажет. Есть, конечно, в сказках могучие богатыри и справедливые волшебники – нойды. В сказках саамов – мудрость и опыт предков, их мечты и красота земли Кольской.

Приложение 1.

8 слайд.

Каждый из вас, выполняя домашнее задание, сделал опрос и заполнил таблицу. Давайте посмотрим итог вашей работы.

9 слайд.

Я думаю, что вывод можно сделать такой: нет ни одного человека с 5 до 60 лет, которому не нравились бы сказки. И на этом мы закончим наш урок.