Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Любовная лирика русских и зарубежных поэтов"

Разделы: Литература, Иностранные языки


Цели урока:

  • обучающая – обучение учащихся элементом лингво-стилистического анализа поэтического текста на примере двух языков.
  • развивающая – развивать у учащихся готовность и способность к ведению диалога культур (т. е. формирование социокультурной компетенции).
  • воспитательная – воспитывать у учащихся трепетное отношение к близкому, любимому человеку.

Эпиграф урока:

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в
прекрасных слезах любви…

У. Шекспир

Оборудование:

  • магнитофон (СD, аудио);
  • портреты А.С. Пушкина, У. Шекспира

Оформление доски:

  • раздаточный материал учащихся (русс.яз.);
  • учебник англ. яз. Opportunities Upper Intermediate.

А.С. Пушкин

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

My mistress’ eyes are nothing like t he sun by William Shakespeare

My mistress’ eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips’ red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damask’d, red and white,
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in the breath that from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks, treads on the ground:
And yet, by heayen, I think my love as rare
As any she belied with false compare.

Ход урока

1) Звучит музыка F. Liszt “Love Dream №3”.

У1. Читает под музыку стихотворение А.С. Пушкина.

У2. Читает под музыку стихотворение “I wish I could remember…” by Christina Rossetti.

У1. Сегодня, мы обратимся к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей России и Англии, которые являют собой “солнце поэзии”. Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?

У2. Today, we’ve got a Russian – English lesson and we wish you speak both Russian and English languages. We’ll compare two poems of two poets from different cultures. And our aim is to find what is in common in these poems.

Well, speaking about poetry we should know some specific methods which poets use to express he beauty of the language. Look at the blackboard.

У1. На доске даны термины, которыми мы будем оперировать при работе с художественным текстом (называет их).

тема – theme

настроение стихотворения – tone

рифма – rhyme

метафора – metaphor

эпитет – simile

аллитерация – alliteration

ассонация – assonance -

the repeating of sounds in words

that are close together especially for

literary effect (wish, list).

У2. Let’s revise the literary techniques in English, so open your books at page 126.

Please, read…

(Учащиеся читают определения в учебнике p. 126).

У1. Итак, вашему вниманию предлагаются 2 стихотворения А.С. Пушкина и У2. Шекспира, которые мы подвергаем частичному лингвостилистическому анализу.

  1. “Мадонна”
  2. в аудиозаписи сонет Шекспира.
    (sonnet – 14 lines)

У2. К какому роду литературы принадлежат эти произведения? (Тема)

Каковы особенности лирического произведения?

Найдите словарный ряд (ключевые слова), определяющие тему стихотворений.

У1. How would you describe the tone of the poems? (Lyrical, calm, garmonical with the world).

Find in the text what is the image of a lyrical character?

У2. Знаете ли вы, кому посвящено стихотворение “Мадонна”?

Какой образ возлюбленной возникает в стихотворениях?

- Кто такая Мадонна?

- Что это за образ?

У1. What is the image of a lover in Shakespearis?

What things are used to compare with the woman’s appearance?

У2. В сонете Шекспира образ возлюбленной создается при использовании приема сравнения. У А.С. Пушкина образ возлюбленной создается за счет использования слов определенной тематической группы.

Найдите эти слова в тексте.

Какая это группа? (Божественная)

Найдите эпитеты, которыми А.С. Пушкин характеризует возлюбленную.

У1. How many images of women are there in each poem?

What are they?

У2. Почему поэт сближает Мадонну на картине художника и земную женщина? (Любовь)

У1. Why does the poet (W. Sh.) contrast the ideal woman with the ordinary one? (Love)

Let’s pay attention to phonetical structure of the poem “My Mistress eyes”. Find in the text the examples of alliteration and assonance. What is the aim of using these techniques? (Melody of the language)

У2. Обратите внимание на ритмо-метрический рисунок стихотворения А.С.Пушкина (АВ…)

У1. Let’s look at Shakespeare’s poem?

ABAB
CDCD
EFEF
GG

Y2. Исходя из полученных результатов, сделайте вывод о жанре обоих стихотворений. (Сонет).

Какие требования предъявлены к сонету?

Какие виды рифм мы находим в стихотворении (точная мужская, женская). Определите размер стихотворения А.С. Пушкина (6 стопный ямб).

У1. Well, we are to come to conclusions.

W. Sh. wrote his sonnets and plays in the 16th century, and A.S. Pushkin created in the 19th century. What does unite the poets?

У2. Читает эпиграф

Оба поэта поклонялись красоте, некоему идеалу, воплощением которого для них была женщина. Красота бывает разная.

Какую красоту воспевают поэты? (Внутренняя, внешняя).

У2. Представьте, если бы мы не знали, кому Пушкин посвятил стихотворение, как например, У. Шекспир писал о неизвестной нам возлюбленной, представляло бы оно интерес и почему?

Звучит музыка (F. Liszt “Love Dream №3).

Стихотворение Р. Рождественского “Все начинается с любви…”

Твердят: “Вначале было слово…”
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза ребенка –
все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть – родная
И вечная сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
Все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: “Живи…”
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с любви!