Урок внеклассного чтения по теме: "Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • рассмотреть бессмыслицу как средство создания чудесных ситуаций в повести Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес”;
  • развивать фантазию ребёнка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра.
  • Тип: комбинированный (ознакомление с новым материалом и творческий практикум)

Форма: беседа

Оборудование: портрет Льюиса Кэрролла, детские рисунки с изображением героев повести, плакаты с цитатами, помогающими развитию урока. Например, “Ну как, разгадала загадку? Нет, сдаюсь. А какая отгадка? Понятия не имею”; “Раз – списание, два – списание”; “Поиграем в бег от Ню”.

Примечание: все цитаты, использованные в содержании данного урока, взяты из книги Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес” в пересказе Вл. Орла. При использовании текстов других переводов требуются некоторые изменения.

Содержание урока

Для урока рекомендуем взять эпиграф, отражающий суть темы и взятый из самого произведения.

Чем меньше смысла, тем лучше.
Нам, значит, не придется его искать.

Вводное слово учителя.

Тему нашего сегодняшнего урока, сами того не подозревая, подсказали мне вы. Вспоминаю, сколько раз вы подходили со словами “ничего не понятно, смысла никакого”, пока читали эту замечательную повесть (думаю, что в каждом классе найдутся такие любознательные почемучки). С вами можно согласиться, но не во всем: многое становится понятно, только тогда, когда вчитаешься. Посмотрите на тему, о чем мы сегодня будем говорить? О бессмыслице. “А разве в бессмыслице есть смысл”,спросим мы в стиле Алисы. Но читаем тему дальше – создание чудесных ситуаций! Оказывается, есть, а какой, постараемся выяснить вместе.

Здесь можно обратить внимание класса на выбранные цитаты, которые на первый взгляд бессмысленны, и сказать, что и эти непонятные слова к концу урока обретут смысл для них.

Запишите тему урока в тетрадь. Кстати, эпиграф тоже нашелся подходящий (зачитывается эпиграф). Если чего-то не должно быть, этого не надо искать. Пусть эти слова станут ключевыми сегодня на уроке. Но чем же мы сегодня будем заниматься, если не искать смысл, а вот чем…(проговаривается цель урока)

Ваша задача сегодня проста: пофантазировать и попробовать понять не смысл произведения – фантазию автора. А я в этом вам помогу, и не только я, но и Алиса, ведь ее глазами мы видим страну Чудес. Кстати, об Алисе. Давайте вспомним, что мы знаем об этой девочке. Мы говорили о ней на прошлом уроке.

Учащиеся рассказывают известный им материал об истории создания данной повести, в том числе и об Алисе.

– Хорошо. Только жаль, что мы эту страну увидеть не можем, хотя…Если бы путешествие Алисы было не сном, она обязательно взяла бы оттуда что-нибудь на память. И я догадываюсь, что. Сейчас, ребята, я покажу вам некоторые чудесные предметы, а вы попробуете догадаться, откуда они у нее появились. Тем самым, я проверю, насколько внимательно вы прочитали текст и напомню самые важные эпизоды.

Учитель показывает мешок, достает оттуда такие предметы: чашка и кружка, нарисованная улыбка ( чеширского кота), бутылочка с надписью “ПЕЙ”, колода карт (отдельно показывает карту дамы бубей или червей в разных переводах). Дети вместе вспоминают самые запоминающиеся эпизоды путешествия Алисы. У детей возникает полное ощущение чуда, перед их глазами появляется чудо, о котором они читали.

Достаю колоду. А это самое важное в понимании всего. Ну так что? Пора открыть вам тайну бессмыслиц Л. Кэрролла. Сделать мы это можем только, попав в страну Чудес по следам Алисы. Полетели? Нам всего-то надо: прилететь туда, увидеть самое интересное - чаепитие, крокет у королевы и суд, где решалось дело о пропавших пирожках.

Мы будем искать суть бессмыслиц. Есть только одно условие – принять все условия. Мы можем задать себе вопрос: почему именно карточное королевство выдумал Л. Кэрролл? Почему Алиса не могла ничего там изменить, а потому что это принятые условия. Никуда не деться, не пытайтесь искать смысл, его нет – играйте с героями этой Чудесной страны в их игру, только тогда вы сможете получить удовольствие от происходящего. Ну что падаем?

Далее проводится небольшой тренинг. Дети закрывают глаза, а учитель словами пытается создать иллюзию полета, напоминающий полет Алисы в кроличью нору. Открыв глаза, они должны понять, что попали в страну Чудес.

Приземлились мы сразу в главе “Не все дома, но все пьют чай”

Далее рекомендуем работать с книгой, зачитывать отрывки, обращая внимание на мельчайшие подробности в тексте. Учитель, читая текст, голосом воспроизводит всю загадочность повествования, втягивая учащихся в данные чудесные ситуации.

Эпизод первый.

Зачитывается отрывок, когда Алиса становится свидетелем необычного чаепития.

Да, на месте Алисы мы сказали бы то же самое. Ситуация, мягко говоря странная. Но все-таки и в этой бессмыслице можно найти смысл. По какой причине происходило всё увиденное героиней? Что она узнает из беседы с кроликом?

Дети отвечают на вопросы, читая текст: герои поссорились со временем, поэтому в наказание у них всегда пять часов – время пить чай. Теперь не всё так бессмысленно. Непонятная сказка Сони, построенная на игре слов, тоже выглядит более-менее ясной в контексте жизни в Чудесной стране. Почему непонятно, да потому что в настоящей жизни такого быть не может, но ведь это чудесная страна, в ней так! Нельзя ссориться со временем.

“Каждое слово стояло вроде бы на своём месте, и всё-таки они ровным счетом ничего не значили”. Вспомните сказку Сони и вопрос Алисы: а почему? А почему бы и нет. Алиса промолчала. На эти слова следует обратить внимание учащихся.

Эпизод второй.

Зачитывается отрывок из главы “Королевский крокет”.

И опять нам всего лишь нужно взглянуть на происходящее с другой стороны. Что странного увидела Алиса?

Ученики, пользуясь текстом или по памяти отвечают на вопрос. Примерные ответы: белые розы красят красной краской, потому что так приказала королева; драка вальтов и намечавшаяся казнь одного из них, которую предотвратила героиня; крокет с необычными участниками и правилами. Еще раз зачитывается описание игры.

Как вам кажется, сможем мы сформулировать правила игры в королевский крокет.

Учащиеся соглашаются с тем, что это возможно и формулируют правила. Примерные ответы: вместо клюшек играющие используют пеликанов, вместо мяча – ёж, причем мяч может быть у каждого игрока; ворота могут спокойно передвигаться по полю, могут вообще уйти с поля; победителей определить трудно, поэтому выигрывает тот, кого назовёт королева, чаще всего это она сама и есть.

Действительно, странные правила, но… в Чудесной стране в крокет играют именно так и зачем понимать почему. А почему бы и нет. Кажется ли крокет теперь такой уж бессмыслицей? Чудеса, но ведь это страна чудес.

Эпизод третий. Практическая часть.

Работа проводится по главе “Кто стащил пирожки”. Практическая часть будет заключаться в ответах на вопросы карточек по рядам с целью, во-первых, подытоживания материала, а, во-вторых, с целью отдохнуть от многочисленных теоретических высказываний.

А сейчас вы должны постараться самостоятельно поработать с текстом и разобраться ещё в одном немаловажном деле: кто стащил пирожки? Таким образом мы будем пытаться выявлять законы (если они есть) Чудесной страны. Сразу, ребята, давайте посмотрим на плакаты, вывешенные на этот урок. Найдите фразы Короля и Дамы на суде. Как они помогут нам?

Учащиеся зачитывают цитаты на плакатах. Следует выписать следующие цитаты: “Слушай, дорогая, у тебя есть братец. Нет. Жаль. А то бы мы твоего братца попросили здесь разобраться”, “Ты им сперва скажи, какой приговор выносить, а потом пусть себе выносят на здоровье”.

Вдумавшись в эти фразы и используя текст, описывающий суд, учащиеся приходят к мысли о том, что и законы в стране тоже необычные, вернее, их вообще нет.

Тяжело нам будет, потому что мы в этой стране первый раз, и Алису мы понимаем, и так же, как она возмущены происходящим в зале суда, но все-таки попробуем ответить на вопросы.

На каждый ряд учитель раздаёт карточки с вопросами о “системе судебного заседания”, вопросы могут быть такими: каким мог быть приговор, наказание? Каким образом выносится приговор на суде? Кто приглашается в качестве свидетелей на суд? Какова роль присяжных на суде? Кто выносит приговор? Кто был в составе присяжных заседателей? Отвечая на эти вопросы, учащиеся приходят к выводу о полном беспорядке, касающегося “судебной системы”

Следует обратить внимание учащихся на огромную разницу между Страной чудес и обычной страной обычного мира, из которого попала сюда Алиса, ведь поэтому она не могла смириться со всем происходящим на её глазах. Правда, надо заметить, она почти привыкла принимать все эти “чудесные ситуации” как должное.

Вы справились с заданием. Да, эпизод с судом по своим местам ничего не расставляет, многое остаётся непонятным, но он, в который раз, доказывает, что смысла нет. Однако, Алиса, которая уже почти со всем смирилась в этой Стране, не могла вытерпеть этой чепухи (приводится цитата из текста, где Алиса, не выдерживая, кричит на Королеву и Короля), ведь дело касалось законов – самого святого в нашей жизни. Но ведь это не наша жизнь, а чудесная, сказочная, где своё отношение к смыслу. На что Король спокойно указал Алисе.

Таким образом, учитель обращает внимание учащихся вновь на эпиграф. С чего мы начали, к тому и пришли: “Чем меньше смысла, тем лучше. Нам, значит, не придётся его искать”.

Вернёмся к эпиграфу. Ребята, скажите, поменялось ли ваше впечатление от историй Льюиса Кэрролла. Поделитесь своим мнением.

На усмотрение учителя, в связи с недостаточным количеством времени можно данный вопрос не задавать, а перейти к итогам урока и домашнему заданию.

Надеюсь, вы согласитесь с тем, что бессмысленность не всегда выступает в своём первоначальном значении, а может играть большую роль в осмыслении целого произведения.

Домашнее задание:

Дома попробуйте описать законы страны Чудес, касающиеся разных сфер жизни в ней, исходя из увиденного Алисой, понятого на сегодняшнем уроке.

Примечание: при проведении данного урока следует обратить внимание на особенность перевода повести Л. Кэрролла. Во многих из них есть расхождения даже в сюжетной линии, тогда урок строится и проводится на основе имеющегося перевода. Многие из цитат и заданий могут быть изменены на усмотрение учителя.