Развивающие методы в обучении биологии

Разделы: Биология


В современной жизни, которая характеризуется значительно возросшими требованиями к школьному образованию, особенно актуальными являются дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

Из суммы качеств, необходимых современному выпускнику, мы выделяем как особо важное качество - творческую активность. Развитая способность к творчеству является наиболее емким качеством человека, т.к. включает в себя и умение самостоятельно познавать и обучаться, и обладание критическим мышлением, и высокого уровня коммуникабельность и толерантность, и хорошие навыки экспериментальной работы, и умение грамотно ставить цели и достигать их.

Развивая творческую активность детей, удается решить две альтернативные задачи:

  1. “Разбудить спящих” детей, т.е. вовлечь в активную познавательную и созидательную работу малоактивных слабых учеников через их равноправное сотрудничество с сильными учениками в достижении общей цели.
  2. Наиболее полно раскрыть потенциал одаренных детей, вовлекая их в исследовательскую деятельность, связанную с реальными проблемами современного общества, совместную работу с научными сотрудниками и другими специалистами, конкурсную практику.

Темой своей исследовательской педагогической работы, которой занимаюсь более 10ти лет, я выбрала “Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения биологии и во внеклассной деятельности”. Работая в этом направлении, мы с ребятами осваиваем многие современные дидактические технологии, разрабатываем свои инновации методов и приемов.

Например, дидактическая технология “нестандартный урок” (4 варианта);

  1. “лекция с обратной связью”;
  2. “конструкторские бюро”;
  3. метод “Двойная карусель”;
  4. приемы использования компьютерных технологий на уроках и во внеурочной работе и др.

Развитие творческих способностей учащихся в немалой степени зависит от методов оценивания результатов их деятельности. Разработаны следующие интерактивные формы: “Рабочий листок ученика-учителя”, “Лист самооценивания”, “Клубная карточка”, “Помощь другу” и др., применение которых помогает повысить уровень обученности ребят, их толерантность, взаимодействие в добывании знаний.

разнообразных мультимедийных материалов. Мы активно используем электронные модели биологических процессов, цифровой микроскоп, электронные учебники. На разных этапах урока мы используем возможности Paint, PowerPoint, FlashGet,Word и др. Методы деятельности учащихся при этом разные: индивидуальные проекты, парные работы, “конструкторские бюро”, деловые игры, создание презентаций, вспомогательных материалов и т.д.

Ниже приводим примеры дидактических технологий, которые мы используем на уроках.

Методика нестандартного урока

(авторская разработка)

Современные образовательные технологии предполагают постоянный поиск учителем новых форм и методов работы, направленных на развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся, на раскрытие их творческого потенциала.

Обычную схему урока, в которой ведущим элементом является учитель, можно в корне изменить, поручив его функции ученикам. Такие нестандартные уроки вызывают у ребят интерес, повышают их познавательную активность и мотивацию к обучению.

Нами разработаны 4 варианта нестандартного урока, которые можно применять в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

В начале урока учащимся предлагается составить несколько вопросов по домашнему заданию, затрагивающие самые важные, на их взгляд, аспекты темы. Затем учитель передает свои функции по проверке и оцениванию домашнего задания ряду учеников, которые ведут урок, последовательно сменяя друг друга. Каждый “учитель” имеет в своем распоряжении строго определенное время.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Учитель проводит 2-3х минутное погружение в тему нового материала. Далее следует краткое ознакомительное чтение учебника методом “диагональ”, “слалом”, “пинг-понг”, “островки” и т.п. Затем класс делится на группы, каждая из которых получает для подробного изучения свою часть нового материала. В ходе работы группа выдвигает своего “учителя”, который объясняет этот материал всему классу, вызывая при этом учащихся из своей группы, чтобы они подтвердили его рассказ примерами, схемами, рисунками на доске и т.п. После этого “учитель” путем feed-back выясняет, как его понял класс.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

В обобщающем уроке учащиеся, приготовившие рефераты, работают “учителями”. Это означает, что они рассказывают то интересное, что нашли в дополнительной литературе, Интернете, наблюдали сами в окружающем мире, иллюстрируя свой рассказ наглядными примерами. В ходе своего объяснения “учитель” выделяет главное и формирует тезисы для конспектирования слушателями. Заканчивает свою работу “учитель” кроссвордом, ребусом, летучкой и тому подобной игровой формой feed-back.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ

Учащиеся получают задание на дом – придумать опыты для иллюстрации изученного на уроке материала. На следующий раз ребята проводят урок – лабораторную работу, согласно своему опыту. При этом учащийся, выполняющий роль учителя, формулирует для класса тему и цель исследования, создает алгоритм выполнения работы и затем оценивает результат.

Применение мультимедийных и цифровых технологий

В современном постиндустриальном обществе выпускники школ должны обладать определенными качествами личности, среди которых важное место занимает технология. Это означает, на мой взгляд, умение человека самостоятельно добыть и осмыслить необходимую информацию, свободно используя возможности мультимедийных и цифровых технологий. В обучении биологии это имеет особое значение, т.к. именно биологические знания становятся определяющими в перспективе выживания современного человечества.

В настоящей статье представлены фрагменты урока с использованием электронной энциклопедии “Открытая биология”, графического редактора “Paint”и цифрового микроскопа Intel Play QX3 . Их применение позволяет сделать урок исследованием окружающей среды и собственного организма и использовать возможности персонального компьютера для реализации творческой активности учащихся. Полученные здесь умения и навыки помогут ребятам адаптироваться в современном мире, найти достойное применение своим способностям.

Метод “Лекция с обратной связью”

(авторская разработка)

Как известно, согласно “уровневой пирамиде процесса усвоения знаний учащимися” лекции отводится лишь 5%. Для того, чтобы повысить обучающую результативность этого ценного традиционного метода, я разработала “лекцию с обратной связью”. Суть ее в следующем: перед началом лекции учащиеся получают “листы обратной связи”, в которых содержатся вопросы, затрагивающие ключевые моменты будущей лекции. Вопросы носят анализирующий характер, логичны и требуют краткого и точного ответа. Затем учитель читает лекцию, останавливаясь в нужный момент и называя соответствующий номер вопроса, на который учащиеся тут же отвечают. По окончании лекции листы могут быть собраны для оценивания, они также могут использоваться учащимися как алгоритм для ответа на этапе feed back, как материал для взаимооценивания и взаимообучения. Данный метод позволяет развивать креативные способности детей, логическое мышление, активизирует их познавательную активность.

Метод “Двойная карусель”

(авторская разработка)

Алгоритм:

  • создаются две группы учащихся, по 5 человек в каждой;
  • учащиеся внутренней группы получают индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу; - учитель одновременно выводит все вопросы на экран компьютера или на проекционный экран;
  • на обдумывание ответов отводится 2 минуты;
  • “карусель” начинает свое “движение”- учащиеся отвечают по кругу;
  • в это время внешний круг учащихся слушает их ответы с тем, чтобы оценить их;
  • учащиеся, не попавшие на “карусель”, могут помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой.

Метод позволяет провести проверку знаний учащихся в оригинальной и динамичной форме, привлечь к активной деятельности всех учащихся в классе. У ребят развиваются креативные способности, взаимооценивание, а также толерантное отношение к коллегам. Невербальный способ общения стимулирует мозговую деятельность детей, активизируя лимбическую систему.

Метод Power-point-анализа

Программа Power-point позволяет учащимся создавать различные презентации. Это могут быть вспомогательные обучающие материалы по дополнительной литературе, проекты, практические, исследовательские работы и т.д.

В ходе урока мы используем данную технологию как метод добывания необходимых для ответа знаний или как метод создания собственного, индивидуального или группового варианта решения проблемы.

Этот метод развивает творческие способности ребят, формирует актуальные умения и навыки.

Являясь межпредметной, данная дидактическая технология имеет высокую результативность.

Творческий метод

Под творческим методом мы подразумеваем такую работу учащихся с изучаемым материалом, в результате которой ими создаются собственные задачи, проблемные задания и т.п.

Эти креативные задания используются затем при взаимообучении, а также учителем в других классах наравне с традиционными заданиями.

Мы обычно практикуем применение творческого метода в сочетании с “МИП” (метод информационной перенасыщенности). Такой тандем позволяет значительно активизировать творческое мышление, развивает логику и способствует наиболее полному самовыражению личности учащегося.

В результате учащимся удается интегрироваться в систему более высокого уровня мышления и поведения

Журналистский метод

(авторская разработка)

Создание рефератов является ценным традиционным методом развития творческих способностей учащихся, но здесь имеется и слабая сторона – это пассивная роль аудитории слушателей.

Для того, чтобы преодолеть этот недостаток мы применяем технологию , в процессе которой учащиеся-слушатели становятся “журналистами на научном симпозиуме” и должны в ходе выступления авторов рефератов составлять краткие сообщения-резюме для “газеты”. По окончании выступлений “журналисты” вывешивают свои корреспонденции на доску или постер. Они могут их прокомментировать, а также получить оценку автора реферата соответственно идее, которую он выражал в своем докладе.

Эта технология позволяет учащимся интерпретировать теоретический материал в систему собственных критериев, активизируя их внимание, логическое мышление и творческие способности.

В работе учеников – журналистов используется также технология SWOT, особенно при обсуждении проектов, выполненных самими учащимися (Приложение 1).

Метод “Конструкторское бюро”

(авторская разработка)

Суть метода состоит в том, что в КБ объединяются сильные и слабые учащиеся для решения творческой задачи в течение ограниченного времени; разрабатываются идеи каждого члена КБ в отдельный вариант решения. Как и в настоящем конструкторском бюро учащиеся выбирают руководителя, который направляет деятельность остальных участников , помогает развить идею и выразить ее как текстом, так и графически и сам предлагает свое решение задачи.

По окончании работы создается продукт - технологическая схема действий, проект, модель и т.п. в одном или в нескольких вариантах.

Докладывать результаты деятельности КБ могут все его участники или кто-то один, но обычно эта работа поручается самому слабому ученику, что способствует развитию его знаний и умений.

Метод КБ способствует развитию креативного мышления детей, формирует навыки творческой деятельности, развивает коммуникативные качества, а также позволяет слабым ученикам повысить свою самооценку.

Метод развивающей взаимооценки “Помощь другу”

(авторская разработка)

Алгоритм

К доске для ответа выходит ученик. Остальные учащиеся рассчитываются на №1 и №2. По окончании ответа вызванного ученика свои комментарии высказывают слушатели. При этом первые номера отмечают в его ответе только то, что было особенно хорошо, удачно и понравилось им. Вторые номера комментируют те моменты, которые можно было бы улучшить, расширить, исправить. Итог подводит учитель. Эта технология позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся, развивает их аналитические способности и, в итоге, повышает уровень обученности предмету.

Метод самооценки “Клубная карточка”

(авторская разработка)

Самооценка учащимися результатов своей деятельности является одним из наиболее прогрессивных способов школьного оценивания. Самооценка может быть устной, письменной, результативной или прогнозирующей.

Наша модификация самооценивания состоит в создании “Клубной карточки” учащегося, где представлены дидактические технологии, которые применяются на данном уроке. Таким образом, учащийся оценивает, с одной стороны, выполненную им работу, а, с другой стороны, умение действовать определенным дидактическим методом. Применение “Клубной карточки” показало, что у ребят повышается интерес к обучению, сознательное стремление раскрыть свои способности на уроке. Ниже приводим пример карточки, которая применялась в 9-м классе на уроке по теме “Системы координации и интеграции организмов в окружающую среду”.

КЛУБНАЯ КАРТОЧКА

Пользователь:

Проблемный метод Метод граффити Инсерт “Двойная карусель” Power-point-анализ
         

Итоговый результат деятельности:

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить что в тандеме учитель – ученик главным моментом является взаимообучение, поэтому я очень благодарна моим ученикам…