Тема урока: "Дороги войны", посвящается 60-летию Великой Победы

Разделы: МХК и ИЗО


Посвящается 60-летию Великой Победы.

 

Задача урока: Расширить знания детей об этом историческом событии, воспитать в учащихся гордость за эту Великую победу, воспитать в детях патриотизм.

Оборудование: 4 рулона плотных обоев; краски; кисти; фрагменты будущей композиции, принесённые и подготовленные в виде набросков домашнего задания; репродукции художников, изображающих дни Великой Отечественной войны (П. Кривоногов “Поединок”, Я. Титов “Вечный огонь”, А. Дейнека “Окраина Москвы”).

Ход урока

1. Проверка организации рабочих мест. В классе парты сдвигаются в один длинный ряд, с обеих сторон расставляются стулья, раскручивается рулон обоев, расставляются кисти, краски, вода.

2. Беседа о героическом подвиге нашего народа, о том, какой ценой завоёвана Победа.

Учитель: Начало Великой Отечественной войны для нашей страны оказалось чрезвычайно тяжелым. На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска, поддержанные армиями Румынии, Венгрии, Финляндии и Италии, вероломно вторглись на территорию СССР. Это был невиданный по силе удар, нанесенный агрессорами.

Звучит песня “Священная война” (Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Началась Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей. В развернувшемся гигантском сражении с обеих сторон участвовало до 10 млн. человек. Фашисты планировали в короткий срок полностью ликвидировать Советский Союз, а на его территории создать четыре рейхскомиссариата, как германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других крупных городов предусматривалось вообще взорвать либо затопить. То есть ставилась задача уничтожения гражданского населения.

Они хотели поработить, закабалить русских, украинцев, белорусов, казахов, узбеков, другие народы Советского Союза и беспрепятственно использовать богатства наших земель, чтобы у этих народов не было своих ученых, инженеров, писателей, поэтов, чтобы дети забывали родной язык и учили только немецкий, чтобы они кончали только начальные школы и дальше не учились.

Советские люди понимали, что в войне с гитлеровской Германией дело шло о жизни и смерти Советского государства, о настоящем и будущем их самих, их детей, внуков и правнуков. Поэтому, несмотря на тяжелейшие испытания, они все как один выступили на защиту своей Родины. Кто мог держать в руках оружие, шли в Красную Армию, на корабли Военно-морского флота, воевали с врагом на всех фронтах. На заводах и фабриках, которые делали оружие, снаряды, мины и пули для фронта, изготовляли самолеты, танки и пушки, вместе с другими мужчинами работали женщины и девушки. Часто к заводским станкам становились подростки и дети. Чтобы легче им работалось, и они могли дотянуться до нужных им механизмов, им под ноги подставляли деревянные ящики.

На заводах и фабриках, у доменных печей, у станков взрослые и дети работали по двенадцать - четырнадцать часов в сутки, часто и засыпали там после окончания работы. Они понимали, что их труд — это вклад в победу над фашистскими захватчиками.

Чтобы дать хлеб воинам-фронтовикам, рабочим, инженерам и техникам, чтобы не оставались голодными семьи, оставшиеся без кормильцев, напрягая все силы, трудились колхозники, рабочие совхозов. В основном на полях работали женщины, подростки и дети. Когда не хватало техники, пахали землю с помощью лошадей, а иногда и сами впрягались в плуги.

В борьбу с врагом с первого дня войны вступили и советские ученые. Они конструировали, создавали новые самолеты, танки, орудия, минометы, пулеметы, автоматы, которые по своему качеству не только не уступали немецким, но и превосходили их. Такого оружия и военной техники в Красной Армии становилось все больше, и гитлеровские захватчики на себе испытали их силу и мощь.

Но советские люди - жители тех мест не склонили головы перед оккупантами. Там начали действовать партизанские отряды и бригады, в городах создавались подпольные организации. Они наносили врагу большие потери.

Как бы было ни тяжело взрослым в годы Великой Отечественной войны, они не забывали о том, что дети должны учиться, чтобы стать грамотными, настоящими гражданами Советского Союза. И даже в тех местах, где шли бои, слышны были выстрелы и взрывы, часто в полуразрушенных классах продолжались уроки.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля, И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Вы знакомы с материалами этих событий на других уроках и сегодня в память о подвиге нашего народа выполним большую коллективную работу.

3. Ребята, приступим к нашей работе.

Включить во время работы детей музыку Дмитрия Шостаковича Седьмая “Ленинградская” симфония.

4. Работа каждого ученика индивидуально над своим фрагментом в коллективной работе.

Ребята, сегодня вы все хорошо потрудились, создали огромную коллективную работу, и результат вашей работы украсит нашу школу к юбилею этой великой даты.

5. Подведение итогов. Все получают “Отлично”.