Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более всестороннем и тщательном изучении способов получения информации.

Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развитие современного грамотного члена общества.

Мне хотелось бы отметить тот факт, что по сравнению с 90-ми годами для русских школ существует отдельная программа, потому что есть существенные отличия от методики преподавания татарского языка в татарских школах, в русских школах знания приобретаются практически с нуля. На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо голое изучение грамматики, необходимо соблюдать ситуативно-тематический принцип. То есть искусственно создается ситуация “в магазине”, “в театре”, “на празднике” и ученик свободно общается в рамках ситуации с соседом по парте. Но одной диалоговой речи недостаточно, поэтому я использую презентации на своих уроках, чтобы заинтересовать учеников материалом, который я хочу преподнести им. Таким образом, в легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова. И потом для многих татар первым языком является русский, этим можно объяснить столь пристальное внимание, которое уделяется разработке отдельных программ по обучению татарскому языку как неродному. Известно, что татарский язык входит в кипчакско-булгарскую группу тюркских языков. В татарской лексике много слов общетюркского происхождения. Люди, хорошо владеющие татарским языком, имеют возможность общаться на башкирском, казахском, узбекском, азербайджанском, карачаевском, туркменском языках, а также, при желании, смогут понять и турецкую речь. Татарский язык входит в число 14 легко усваиваемых языков мира, его понимают более 150 млн. представителей тюркоязычных народов земного шара.

Я работаю учителем татарского языка и литературы в татарских группах. На своих уроках стараюсь раскрыть перед учениками красоту родного языка. В своей работе использую различные активные формы и методы. Трудные на первый взгляд задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации, поэтому необходимо интенсифицировать процесс развития. С целью интенсификации обучения я использую новые технологии. Многие ученые ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер. Некоторые думают, что компьютер перед учащимися и учителями раскрывает новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы.

Некоторые ученые думают, что у учащихся пропадает внимание, а учителя должны пройти специальные курсы по использованию компьютера на уроках.

На уроках я использую компьютерные технологии. Почему?

Ученик с приходом в школу испытывает определенный дискомфорт, потому что не во всех школах есть классы, достаточно обеспеченные техническими средствами. Поэтому у детей исчезает интерес к учебе. Творчески работающие учителя находятся в поиске новых технологий. Сначала применяли магнитофон, потом теле-, видеоаппаратуру, а теперь используют компьютер. Компьютер включает в себя телевизор, видеомагнитофон, книгу и калькулятор. Он для детей является и другом, и учителем, и высшей точкой интеллектуального развития человечества.

Применение компьютера на уроках татарского языка имеет следующие положительные стороны:

  1. индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;
  2. возрастает познавательная активность учащихся;
  3. за счет экономии времени возрастает эффективность урока;
  4. учет психологических особенностей детей и объективная оценка знаний;
  5. меняется характер работы учителя.

Возникает проблема: учащиеся не разговаривают между собой, значит и исчезает литературный язык. Но тем не менее, мы должны адаптировать учеников к жизни в век информации. Знакомство с компьютером – это только одна часть адаптации. Сама я начала использовать компьютер в своей работе три года назад, но не в полном объеме, как хотелось бы, не хватало опыта работы с компьютером.

В нашей школе были организованы компьютерные курсы: “Основы информационных коммуникативных технологий” для учителей-предметников. Руководителем была Мухаметшина А.Ш. Одними из первых курсы прошли учителя татарского языка. На курсах я делала презентацию по теме: “Домашние птицы” для учащихся 1-го класса..По окончании курсов у меня появилась возможность для более объемной, полной работы с компьютером.

В 2004 году участвовала в районном и городском конкурсе “Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе” с проектом по татарскому язык и заняла 1 место в районе, 3 место в городе.

В 2005 году участвовала с проектной работой по татарской литературе “Незабываемые имена”, которая в районном этапе заняла II место, в городском конкурсе III место.

Продолжая работу по использованию компьютера на уроках татарского языка и литературы, я подготовила и провела открытый урок на семинаре. Тема урока: “Имя прилагательное” 3-ий класс.

По программе на изучение темы дается 5 часов. Этот урок – первый. Тема урока очень важная. Она логически связана с предыдущими уроками. Поэтому методы обучения и объяснение новых понятий были выбраны, опираясь на ранее изученный материал.

Были поставлены следующие цели:

  1. Закрепление знаний по теме: “Имя существительное”.
  2. Отработка навыков правильного произношения звуков.
  3. Объяснение понятий “имя прилагательное”, “определяемое слово”.
  4. Развитие диалогической и монологической речи учащихся, расширение словарного запаса.
  5. Воспитание чувства гуманизма через знакомство с историческими местами нашего города.

Тип урока – объяснение нового материала. Основная моя работа на уроке заключается в том, чтобы научить ребят находить в тексте прилагательные и определяемые слова, уметь их использовать в своей речи.

При объяснении нового материала и при закреплении полученных знаний я использовала компьютер. Это позволило лучше усвоить тему урока.

Применение компьютера в начальных классах при проведении физкультминутки улучшает настроение детей и дает возможность ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами.

Закрепление полученных знаний также происходит с помощью компьютера. Сравнивая старые и новые виды Казани, учащиеся подбирают прилагательные и определяемые слова (видеоролик 5-6 минут).

Компьютер дает возможность на уроках татарского языка и литературы, используя разнообразные методы и приемы, развивать творческие способности учащихся.

Еще Екатерина II разрешила открывать школы, в которых начали изучать татарский язык, и при ней всегда состояли переводчики с татарского. В 1758 году в Казани открывается гимназия №1, где первым учителем татарского языка был назначен Сагитт Халфин. По историческим источникам известна династия Халфиных, они преподавали татарский язык в течение 60 лет, ими же были созданы первые учебные пособия. Для чего нужен был татарский язык царскому правительству? Чтобы вести дипломатические переговоры, устанавливать контакты с тюркоязычными странами в сферах политики и экономики.

На сегодняшний день плохо поставлен вопрос о компьютерной поддержке татарского языка как государственного. Задачи внедрения национальных языков в информационные технологии актуальны. Неудовлетворительным является также состояние татарского сегмента в Интернете, где практически отсутствует татарский компонент. Электронные тексты на татарском языке, реализуясь в виде электронных газет, журналов и книг, не становятся частью распределенного машинного фонда татарского языка. Крайне неудовлетворительно состояние исследований и разработок по развитию электронных образовательных технологий и обеспечению образовательных учреждений программными средствами поддержки обучения татарскому языку, а также преподавания общеобразовательных предметов на татарском языке. Не выполняются условия паритетности функционирования в компьютерных технологиях обоих государственных языков в услоaвиях двуязычия. Наверное, появляется необходимость создания Центра национальной поддержки компьютерных технологий. Наши учителя татарского языка прошли курсы компьютерных технологий и работы в Интернете. Мы имеем доступ к работе в Интернете. Хотелось бы, чтобы наша школа была подключена к образовательной сети и Интернет, обеспечивающим доступ к мировым и российским образовательным информационным ресурсам; создать лабораторию обучающих и тестирующих программ, электронных учебников и словарей, обучающих и развивающих игровых программ на татарском языке.