Урок географии в 7-м классе по теме: "Климат Африки"

Разделы: География


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего обучения.

Место урока в изучении темы: третий из 10 уроков по теме “Африка”.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели и задачи:

  • углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
  • вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками;
  • охарактеризовать климатические пояса и области Африки;
  • продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;
  • воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический,

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?

Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.

Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей
берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.

– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)

На доске надпись:

Африка – самый жаркий материк Земли.

– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.

III. Актуализация знаний

– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта Чем дальше от экватора, тем … Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Высота над уровнем моря Чем выше, тем … Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
Господствующие ветры Пассаты с океана приносят весь год … Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
Направление горных хребтов Осадки выпадают на наветренных склонах Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
Течения Если у берега проходит теплое течение, то Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

IV. Изучение нового материала

– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.

Работа с контурной картой.

– Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.

Выводы:

  • получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
  • самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
  • в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
  • много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
  • большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
  • приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.

V. Закрепление и применение знаний и умений

Описание погоды в климатических поясах, используя схему.

Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).

Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.

– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Господствующие ветры в январе, июле.
  6. Климатический пояс и область:
    • № 1 – экваториальный;
    • № 2 – субэкваториальный;
    • № 3 – тропический.

VI. Подведение итогов урока

На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.

VII. Домашнее задание

  • Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
  • Опережающее задание:
    • 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
    • 2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.

VIII. Проверка уровня усвоения материала

Выполнение теста и самопроверка.

Тесты и задания для проверки

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.

А) экваториальный № 3,
Б) субэкваториальный № 1,
В) тропический № 2,
Г) субтропический № 4,

А) 3, 5, 10;
Б) 1, 8, 12;
В) 2, 6, 9, 11;
Г) 4, 7.

Приложение