Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края

Разделы: Биология, Экология


История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Такой маршруты мы решили создавать и в поселке Красногорский, который имеет большую популярность в городе Полысаево. Протяженность такой познавательной тропы рассчитана на прохождение в течение одного дня.

Учебная экологическая тропа – наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Экологическая тропа – это “ учебно-экспереминтальная лаборатория” нашей школы в природных условиях. Этим и определяется ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, составу экскурсионных объектов, созданию исследовательских групп. При выборе маршрута экологической тропы мы учитывать основные условия, как:

  • доступность маршрута для посещения учащимися, например близость к школе, летнему лагерю, пришкольному участку;
  • посещаемость маршрута тропы местным населением, отдыхающими;
  • эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость маршрута.

При определении общей протяженности тропы следует исходить из средней продолжительности одной экскурсии для старшеклассников (примерно 2–2,5 ч). Этому будет соответствовать оборудованный маршрут длиной около 2 км.

В каждом конкретном случае на экологической тропе продолжительность экскурсии будет зависеть от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление. В школе создано Научное общество учащихся “Исток”, на методическом совете которого было решено в 2000 году проложить экологическую тропу, чтобы внести свой практический вклад в оздоровление экологической обстановки микрорайона школы.

Целью работы является детальная разработка “Кузнецкой познавательно – экологической тропы”.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Показать познавательно-экологические возможности тропы. Определить видовой состав растений и животных. Воспитание чувства ответственности понимание живой природы.

2. Выявить экологические проблемы своего микрорайона (поселка и школы).

3. Провести анализ состояния (почвы, воды, воздуха, снега, автомобильного транспорта)

4. Создать условия для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде

5. Сформировать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности на учебной экологической тропе.

Экологическая тропа рассчитана на педагогов, воспитателей, родителей и учащихся нашей школы. Педагоги и учащиеся изучают разнообразные объекты и явления природы, знакомятся с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом, лесом, лугом и т.д. Кроме этого, своими глазами видят изменяющиеся антропогенные воздействия на объекты природы, на сообщества.

Маршрут тропы <Рисунок 2>. Маршрут тропы выбран с учетом выполнения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Длительные участки с монотонными однотипными природными сообществами утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным.

Глава 1. Методы изучения экологической тропы

Одни из наиболее удачных форм, позволяющих решить эти задачи – тропы природы.

Работы выполнялись во время полевых выходов на трассу тропы в весенне-летне-осенние сезоны и обработка собранных материалов за 2001–2005 гг.

При выполнении работы были использованы следующие методы:

  • Визуальных наблюдений;
  • Сравнительно – географический;
  • Картографический
  • Экспериментальный;
  • Метод геоботанических описаний;
  • Исторический.

Глава 2. Структура экологической тропы

Школа работает по концепции “Школа–Сад”. Каждый ученик становится теоретиком и практиком, настоящим специалистом в исследовательско-практических группах.

В концепции выделяют два блока:

1. Учебный блок – в изучении каждого предмета выделяется региональный и краеведческий компонент, работают группы ребят на элективных и курсах по выбору по улучшению экологии, обстановке в школе, дома, в поселке.

2. Внеклассный блок – охватывает всю внеклассную работу. На классных часах каждый учитель затрагивает проблему взаимосвязи человека и природы. При проведении внеклассных мероприятий используют программы, ориентированные на экологическое образование “Маленький принц Земли”, “Три плюс четыре”. По этим программам учащиеся начинают работать с начальной школы.

На трассе тропы выявлены и описаны следующие смотровые объекты.

Экологическая тропа начинается с учебно-опытного участка (УОУ) расположенного перед школой. Ежегодно обучающиеся в весенне-летний период сажают и ухаживают за овощами и расположенными вдоль школы клумбами, которые радостно встречают детей в сентябре.

На пришкольном участке располагаются аптекарские и декоративные грядки. Благодаря наблюдениям и опытам, которые проводятся на пришкольном участке, мы прослеживаем ежегодные изменения, происходящие на экологической тропе. На практических занятиях и во время экскурсий ученики с большим желанием выполняют научно – исследовательские работы: “Изучение экологического состояния пришкольной территории”, “Экологический паспорт микрорайона школы”. Полученный урожай с пришкольного участка мы реализуем в приют “ Гнездышко”, детские сады, межшкольную и школьную столовые. Экологически чистый урожай, получаемый с УОУ, является лучшим результатом проделанной работе на тропе. УОУ – это начало наших знаний. Благодаря УОУ на экологической тропе учащиеся получают знания не только по биологии, экологии, географии, но и другим предметам – литературе, истории, химии, экономике, технологии, музыке.

1. Направления экологической работы

Работа на экологической тропе построена по трем основных тесно переплетающихся направлениям:

Наблюдения. Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.

Изучение серьезных вопросов, ответы на которые лучше попытаться найти самим.

Созидание. Ученик не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем микрорайона. Для изучения природы мы организуем походы в лес, до озера по тропе по заранее разработанным маршрутам. Цель походов – изучение биоценозов, различных биотопов, видового состава растений и животных, а также мест отдыха и стоянок туристов. Такие походы имеют цель систематически изучать, исследовать фауну, флору местности, водоёмов, расширять и углублять знания учащихся о растительном и животном мире, привлекать специалистов городской администрации, курирующих экологические и социальные проблемы города. Во время экскурсий на уроках биологии, экологии ребята развешивают кормушки, весной на берегах водоема устанавливают щиты об охране природы. Таким образом, работа по составлению экологического паспорта микрорайона школы с помощью экологической тропы способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.

2. Практические этапы экологической тропы

За четыре года работы на экологической тропе нами были проведены следующие исследования по группам.

3. “Изучения видового разнообразия птиц”, “Зимующие птицы”

Птицы по-разному реагируют на ближайшее соседство с человеком. Однако с каждым годом условия обитания птиц становятся все менее благоприятными: вытаптывается травянистый покров, повреждается и угнетается подлесок, вырубаются дуплистые деревья, на которых кормятся насекомоядные птицы. Постоянное присутствие людей, шум автомобилей, бродячие собаки – также являются серьезными факторами беспокойства птиц. Нами проводились орнитологические наблюдения за поведением и повадками птиц. В работе “Эти удивительные птицы” описаны особенности зимующих птиц. Старожилы поселка в своих интервью рассказывают: – “О многообразии птичьего мира”. Нам, учащимся школы, хотел бы восстановить тех “пропавших” птиц своего родного края.

Жизнь птиц во многом зависит от нас с вами. Ребята, увлеченные изучением пернатых друзей, систематически проводят наблюдение, подкормку птиц в зимнее время, готовят скворечники весной. При изучении видового состава птиц, мы выявили факторы, приводящие к исчезновению зимующих птиц и некоторые виды поставлены на учет.

4. “ Растения – посредники между небом и землей”

Ребята, работающие в этой группе, проводят наблюдения и исследования леса. Рассматривают изменения ярусности леса. Оберегают редкие и лекарственные растения. Экологическая воспитанность ребят определяется не только бережным отношением к природе, но и умением оценить действия в природе сверстников и взрослых, умением отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, настойчивость, готовность прийти на помощь. (Башмачок обыкновенный – растение из Красной книги)

Совет на щите: Смотри на цветы, любуйся ими, но не рви”.

Рост растений во многом зависит от нас с вами. Ребята, увлеченные практической и исследовательской работой, систематически проводят наблюдение, сравнение, обнаруживают закономерности в росте и развитие растений.

5. “ Изучение условий жизни березы, её болезни, практическая помощь”

Часть маршрута экологической тропы проходит по березовому колку. Березняки – это чаще всего произвольные лесонасаждения, возникающие на горах и прогалинах.

“ Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках”.

Так о березе пишут русские писатели. Наш поселок окружен лиственным лесом с преобладанием березы.

Березовые рощи веселы и прекрасны, они украшают нашу местность. В них много цветущих растений. В нашей лесной зоне в большом количестве встретишь два вида берез. Береза повислая и береза пушистая. Мы проводили наблюдения и анализы роста берез, и пришли к выводу: что, более приспособлена к экологическим факторам – это береза пушистая, которая преимущественно растет в сырых лесах, болотах и по окраинам. В лесостепи встречается в заболоченной части колков – такие участки на тропе встречаются. Экологическая тропа – поле деятельности для юных географов, экологов, химиков, юннатов, любителей природы. На тропе путем сравнения и анализа проводили измерение природных и антропогенных ландшафтов. В основу наших методик и анализов легли методики С.Е. Мансурова (2001) по определению загрязнения воздуха с помощью лишайников – индикаторов, и загрязнение воздуха автомобильным транспортом.

6. “ Малым водоемам полноводность и чистоту”

Вдоль маршрута проходят два озера – Малое Красногорское и Большое Красногрорское. С большим озером много хлопот – это любимое место туристов для отдыха. За два года изменился видовой состав рыб, учащиеся организовали “голубой патруль”, следящий и контролирующий деятельность туристов, поставили природоохранные щитки, определили специальные места для мусора. Проводили исследование на мутность воды, жесткость, содержание примесей. Использовали биологические методы биоиндикации и биотестирования. Анализ исследования показал, что Большое Красногорское озере нуждается в помощи человека. Данное озеро взято под особый контроль. В сентябре мы провели контрольные измерения по состоянию воды, чтобы ранней весной сравнить результаты весенней и осенней работ.

Для школьников открываются большие возможности для познания тех необъятных глубин, которыми владеет природа. На экологической тропе проходят занятия военно-патриотической направленности, факультативы по программе “Валеология здорового образа жизни”.

Наш девиз: “Мы все являемся частью природы, мы единое целое”. Мы, педагоги школы, считаем необходимым прививать глубокие знания нашим детям с самого раннего детства, приучать общаться с природой, пользоваться её дарами, уметь защитить её от хулиганской руки человека.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Были выявлены наиболее загрязненные участки тропы (Большое озеро). Чем сильнее загрязнение воды, тем больше изменяется видовой состав водной фауны.

2. Взятие проб снега на разном расстоянии от школы показало, что чем дальше от котельной и дороги, тем меньше обнаружено загрязняющих веществ и выявлено их увеличение возле живой изгороди УОУ. Это объясняется тем, что пыль и выхлопные газы относятся ветром. Приложение № 3.

3. Экологическая тропа имеет все предпосылки и условия для создания методических пакетов к концепции “ Школа–Сад”.

В процессе изучения обнаружены главные источники загрязнения экологической тропы:

1. Выбросы котельной при сжигании топлива.

2. Автомобильные выбросы.

3. Выбросы угольной пыли при транспортировке на необорудованных машинах, выбросы угарного газа (как продукт переработки печей).

4. Господствующие ветра.

5. Противогололёдные реагенты.

По озеленению нашей территории проводятся ряд мероприятий. Но пока на деревьях очень мало можно увидеть лишайников, что указывает на большую загрязненность микрорайона школы.

Мы предлагаем ряд мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и пути выхода из сложившейся ситуации.

1. Необходима установка высококачественных фильтров на трубы котельных и предприятий.

2. Привлечение ресурсосберегающих и безотходных технологий.

3. Регулярно два раза в месяц (весенне-летний период) на экологической тропе проводить лабораторные анализы воды, почвы, воздуха.

4. Озеленение территории.

5. Вести просветительскую и природоохранительную работу среди населения через беседы, развешивание листовок, плакатов.

6. Беседы по классам, проведение экологических вечеров.