Интегрированный урок развития речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

Обучающие:

  1. Попутное повторение орфограмм.
  2. Совершенствование навыков пересказа, выборочный пересказ.
  3. Умение выражать основную мысль текста; создавать части текста.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Развивающая:

  1. Развивать чувство прекрасного, развивать монологическую речь, внимание, мышление.

Межпредметные связи: природоведение, биология

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Все вы осенью любите ходить по грибы в лес. Но, думаю, не каждый из вас знает съедобные грибы, где их искать, как правильно их собирать.

II. Текст на доске.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, слова, озаглавить текст.

Грибная грамота

В лесу внимательно смотри … (под ноги). Может, тебе п..везет найти … (гриб)! … (Грибы) любят селит..ся на опушках, обочинах лесных дорог, в старой хвое и листьях. Каждый … (гриб) дружит со своим … (деревом). С дубом - дубовики или белые грибы. С берёзой … (подберезовики) и … (сыроежки). С осиной - … (подосиновики). На пнях и в..круг них р..стут опята. С сосной и елью … и … (лисички, маслята и рыжики).

Слова для справок: грузди, опята, сыроежки, подосиновики, подберёзовики, лисички, маслята, рыжики, (записываются на доске).

Название текста – после работы учащихся.

Стихотворение на эту тему:

Обойди полсвета:
Коль берёзок нету, -
И меня… там нет.
Не зеленый ельник
И не бурелом,-
Солнечный берёзник -
Мой родимый дом.

III. Беседа с классом.

Учитель: Назовите еще грибы, которые можно найти у нас в лесах?

Сейчас послушаем ваше домашнее сочинение-миниатюру "Отгадай гриб". По описанию гриба отгадайте его название.

Выступают дети со своим домашним заданием, например:

  1. А этот даже на гриб не похож. Все у него не так. Во-первых, у грибов хорошо видны шляпка и ножка, а у этого все срослось – не поймешь, что где. Во-вторых, он появляется раньше других, только снег растает. Вообщем, вылез из земли сморщенный уродец. И потому, что он такой чудной, весь сморщенный, будто вот-вот чихнет, и прозвали его … [сморчком].
  2. Потому люди их … [груздями] прозвали, что растут они целыми семейками, словно друг на друга груздятся. У них бело-желтоватые шляпки с книзу завернутыми краями. Дожди частые прошли - вот они и появились, но если дождей будет слишком много, то они погибнут. Растут в еловых лесах.

Учитель:

Две подруги

Две рыжие подружки
Стояли на опушке,
Болтали те подружки,
О белке-попрыгушке.
А белка-попрыгушка
Болтушек сорвала,
В дупло их унесла,
На зиму запасла.

- О каких грибах-“подружка” идет речь в этом шуточном стихотворении?

Ученик (предварительно подготовленный):

- Все грибы являются важным компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей – они срастаются с корнями деревьев, кустарников, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами.

Не сбивай грибы в лесу, даже несъедобные. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Для животных они служат пищей и лекарством.

Помни, что грибы очень нужны природе!

IV. Работа над изложением.

1. Чтение текста (первый раз)

Карманный помощник.

“Показывайте, как собираете”, – скомандовал лесник. Ребята начали быстро выдергивать грибы из земли и класть в свои корзины. "Стойте, стойте! Эх, вы, грибники”, – заворчал лесник и покачал головой. Он срезал ножом около самой земли подосиновик, показал его на широкой морщинистой ладони и сказал: “Вот как надо. Я всегда хожу по грибы со своим перочинным другом”. От лесника ребята узнали, что они выдергивают из земли вместе с грибами тоненькие нити грибницы, разрушают лесную подстилку, которая защищает это кружево. А ведь именно из грибницы вырастают новые грибы. Тут всем стало ясно, почему вокруг сторожки самое хорошее грибное место.

2. Беседа по прочитанному тексту:

- В чём главная мысль рассказа? Как нужно собирать грибы?

(заглавие "Карманный помощник)

- Как говорится в тексте о ноже?

- О чем говорит это предложение: “Тут всем стало ясно, почему вокруг сторожки самое хорошее грибное место?”

- Какое начало рассказа можно придумать к данному тексту? (Дети предлагают варианты)

- Ваше описание гриба включаем в изложение, а также описываем вокруг природу. Попробуем составить план.

3. Составление плана.

План.

I. Вступление. Лесник и ребята. – сочинить (2-3 предложения)

II. Основная часть. “Эх, вы, грибники”

1. Лес осенью. – сочинить (3-4 предложения)
2. Описание грибов. – сочинение-миниатюра. (предыдущая домашняя работа)

Чтение текста (второй раз).

3. “Я всегда хожу по грибы со своим другом”.
4. Грибы и грибница.

III. Заключение. Грибное место у сторожки.

К какому типу относится текст? (Повествование с элементами описания леса, гриба)

4. Работа над словом художественного текста.

Кружево – переплетение нитей в форме узора.

Перочинный друг – синонимы: карманный помощник – нож, небольшой нож (перочинный<перо, чинить)

Сторожка – домик лесника.

5. Орфографическая работа.

Заворчал, скомандовал, морщинистая, ладонь, кружево, именно

6. Пунктуация.

Знаки препинания в сложном предложении, при прямой речи.

Чтение текста (третий раз)

V. Письменная работа учащихся.