Нетрадиционные формы работы на уроках кулинарии: "Русская кухня: ключ к здоровью приготовленной самой природой. Ягоды России"

Разделы: Технология


Одни из самых любимых уроков технологии, несомненно, являются уроки по кулинарии.

В разделе “Кулинария” предусмотрены темы по изучению ягод и приготовление блюд из них. На изучение этих тем по программе отводится очень ограниченное время, и материал излагается только теоретический, с ограниченной практикой. Вообще материал по традиционной культуре объёмен, интересен, разнообразен и очень актуален в настоящее время.

Я разработала цикл учебных занятий по кулинарии “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Ягоды России”, как материал по основам традиционной русской культуры. Свои учебные занятия направила на изучение не только традиций России, но и на восстановление и использование рецептов русской кухни в современной жизни с использованием ягод: клюквы, облепихи, шиповника, боярышника, калины, черники, черёмухи, земляники, костяники. Приложение № 5

Основной целью своих занятий ставлю – формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся. Осознание ими жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к традициям, формирование миропонимания, преумножение своих знаний и умений.

Основные задачи:

  • Сформировать ответственное отношение к своему здоровью, как к ценности, через народные традиции и культуру.
  • Сформировать конкретные привычки здорового образа жизни на примере традиций русской кухни.
  • Научиться находить, систематизировать и использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению традиций здорового образа жизни.
  • Расширить знания прикладного характера, составляющие основу понимания о необходимости ведения здорового образа жизни и включение в питание блюд национальной кухни с использованием ягод.
  • Воспитывать бережное отношение и сохранение к народным традициям.
  • Воспитывать уважительное отношение к любым видам деятельности.

Для проведения учебных занятий использую инновационные методы обучения и нетрадиционные формы проведения урока. Термин “нетрадиционная форма урока” включает в себя нетрадиционные приёмы:

  • Подготовку и проведение урока.
  • Структуру урока.
  • Взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителем и учениками.
  • Подбор и критерии оценки учебных материалов.
  • Анализ урока.

На моих занятиях все участники учебного процесса имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу. Применяю активную форму обучения - работу в группах, парах, в группах сменного состава. Для создания на уроке ситуацию успеха и формирование положительной мотивации применяю различные методы стимулирования детей.

Весь изучаемый материал на учебных занятиях по теме: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Ягоды России” я разбила на три этапа:

  1. этап наблюдения, получения и систематизация информации. Урок №1-2.
  2. этап планирование самостоятельной деятельности. Урок №3-4
  3. этап выполнение практического задания – приготовление блюд и проведение дегустации (анализ деятельности). Урок № 5-6.

Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (это распределение видов деятельности, обязанности и ответственность).

Проведение таких занятий даёт возможность развивать свои творческие способности и личностные качества оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь с разными науками, географией, биологией и историей. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Знакомство с традиционной кухней России, позволяет получить более широкое представление о жизни своих предков, что само по себе имеет большое воспитательное значение.

Вовлечение учащихся в практическую деятельность по подготовке и приготовлению блюд Русской кухни помогает разнообразить учебный процесс и учебную деятельность.

Такие занятия помогают лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Предлагаю разработку цикла уроков по теме “КЛЮКВА”.

УРОК №1–2 . “УРОК-НАБЛЮДЕНИЯ”.

Тема: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой. Клюква”.

ЦЕЛЬ: Получение и усвоение теоретических сведений о ягоде - клюква, и формирование исследовательских умений.

Для первого учебного занятия я выбрала форму активного вида деятельности - урок театрализованных действий. Учащимся объявляю тему предстоящего урока, даю задание подготовить краткие сообщения по географии, химии, ботаники.

На первом этапе занятий я выступаю как режиссер – в мои обязанности входить следить за сценарием урока, очерёдностью выступающих, за логическим построением ответа выступающего и исправить или добавить что – то к выступлению учащихся (только в конце их выступления). Такой вид занятий способствует формированию самостоятельности, сплочённости детей, созданию на уроках атмосферы взаимной поддержки и уважения друг к другу. Хотелось бы отметить, что на следующих подобных занятиях учащиеся сами изъявляют желания быть в роли ведущих, писать сценарий урока.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Объявляю тему урока: “Русская кухня: ключ к здоровью приготовленный самой природой”.

Учитель.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о ягодах России. Нет для русского человека продукта известного и привычного, чем ягоды. Использование ягод в приготовлении блюд или как самостоятельную пищу извечно составляли основную пищу российского крестьянина.

- Особенно неизменно употреблялись ягоды в пищу в период постов, когда запрещалось употреблять в пищу животную пищу. Да и сегодня, несмотря на то, что, на прилавках появились заморские фрукты и ягоды, в сознании многих из нас остаётся понимание и ассоциация сельской трапезы и значимость употребления здоровой природной пищи.

Вы уже знакомы с понятиями и темами:

  1. Рациональное питание.
  2. Питательные вещества.
  3. Режим питания.
  4. Уклад наших предков. Национальные блюда.

- На предыдущем занятии некоторые ребята получили задание по географии, химии и ботаники.

О чём были эти задания, мы с вами сейчас узнаем.

- Ваша задача заключается в наблюдении констатации фактов, которые вы должны фиксировать в свой конспект: (Задачи вывешиваются поочерёдно на учебную доску)

  1. Установить назначение объекта.
  2. Установить содержание объекта.
  3. Установить строение и особенности объекта.
  4. Установить произрастание объекта.
  5. Установить назначение и применение объекта.
  6. Вывод или отчёт наблюдения внести в схему (схема нарисована на доске)

Итак, внимание!

Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток географии”, и выходит к доске. Прикрепляет на магниты (нужно заранее увеличить контурную карту России) контурную карту России с заштрихованными участками, где растёт клюква.

Знаток географии:

- Тема моего выступления “Клюква”. Растёт клюква в северной и средней полосе европейской части страны, в Сибири, на Урале и Дальнем востоке. Урожай её, по данным специалистов только на территории РСФСР составляет 546,4 тыс. тон, созревает клюква в конце августа и в сентябре. Сбор производят до глубокой осени и весной. На обширных моховых болотах, среди соснового редколесья она хорошо видна на бледно-зеленом моховом покрове. (для наглядности используются видеофильм, фотографии).

Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток ботаники”, и выходит к доске и встаёт рядом с выступающим учеником.

Знаток ботаники:

- Но, позвольте - это и моя тема выступления!? Клюква относится к стелющимся полукустарникам. (Вывешивает иллюстрации строения клюквы или показывает гербарий). Тонкие нитевидные побеги длиной до 75 см. едва заметны на зелёном ковре. Листья мелкие, сидят на коротеньких черешках, кожистые, блестящие, тёмно-зелёные, зимой не опадают. Ягоды с сочной мякотью и плотной блестящей кожицей, темно-красного цвета, шаровидной формы, диаметром 10..15 мм (демонстрирует замороженную клюкву). Известно, что в мире около 5 разновидностей клюквы.

Входит участник в костюме “Клюквы” и встаёт между участниками. (В руках держит поднос тарелочкой, в которой лежит замороженная ягода и чайные ложечки)

- Здравствуйте всем! Я – Клюква! Да …Я - ягода необыкновенная и обладающая сочной мякотью! (обходит ребят и предлагает попробовать ягоду)

Знаток географии:

- Ага - точно! Достаточно подумать только об этой ягоде, как она начинает оказывать свои действия на мой организм – вызывать отделение слюны, сводить живот…Бр..(гладит себя по животу, искривляя рот)

Встаёт ученик, прикрепляет себе значок “Знаток химии”, и выходит к доске. Нужно подготовить таблички с изображениями химических и пищевых элементов.

Знаток химии:

Это потому что твой химический состав клюква огромен!

Ягоды клюквы содержат в 100 гр. (раздаёт по классу таблички, чтобы их держали):

Воды 88,5 %

Золы 0,3 %

Белков 0,5 %

Углеводов 5 %

Пектиновых вв. до 0,7 %

Органических кислот около 3 %

Клетчатки 15 мг %

Доли мг % витаминов С, В1, В2, РР.

Микроэлементы:

Калий – 116 мг. %

Кальций –14 мг. %

Натрий –12 мг %

Магний –8 мг %

Фосфор –11 мг %

Железо –0,6 мг %

Р- витаминное вещество до 250 мг % (укрепляет стенки сосудов и принимает участие в обменных процессах вместе витамином С)

- Вот взгляните, сколько их! (Учащиеся поднимают таблички вверх.)

Клюква:

- Вот - вот и я говорю: не случайно мои - клюквенные напитки используют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения!

- И вообще без меня ну никуда! Меня используют не только в пищевой промышленности, но и медицине! Вот смотрите и слушайте (звучит не громкая музыка, участник рассказывает под музыку, заполняет таблицу заранее напечатанными текстами)

- А теперь посмотрите! Где моя польза больше! (рассматривают таблицу) Приложение №1

- Правильно для здоровья! Значит, я на вашем столе должна быть всегда!

- Ну ладно мне пора! До новых встреч! (Участника – “КЛЮКВА” уходит или садится на своё место)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учитель:

Спасибо ребята за ваш интересный рассказ! Вы замечательно нам всё рассказали о клюкве!

Обращаясь к ученикам:

Вам было интересно?

Давайте попробуем заполнить нашу схему. (Идёт заполнение индивидуально каждым учеником в своём конспекте заполнение схемы, затем приглашается любой желающий ученик к доске и заполняет схему на доске)

Например, можно заполнить схему - Приложение № 2

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

При подведении итогов урока коллективно отвечаем на ряд основных вопросов относительно содержания урока.

Например:

ЧТО: клюква

ГДЕ: в Сибири, на Урале и Дальнем востоке

ЗАЧЕМ: для здоровья

ПОЧЕМУ: полезна

И т.д.

Провожу рефлексию: что понравилось, что не понравилось.

Учитель:

- Но это ещё не всё… Клюква нам оставила свои рецепты. Приложение № 3 (раздаю рецепты – индивидуально, группам, парам – это зависеть от того, как в дальнейшем будет организован урок в форме дегустации или практического занятия)

- Д.З.: предлагаю рассмотреть свои рецепты и определить, какие продукты, инвентарь, посуда нам необходимы для приготовления этих рецептов на следующий урок. Делаю акцент, что эти сведения нам будут необходимы на следующее занятие.

УРОК №3-4. “УРОК-ПЛАНИРОВАНИЯ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

Тема: “Ритуал еды. Национальные русские блюда с клюквой”

ЦЕЛЬ: научиться самостоятельно, планировать и организовывать свою деятельность, через познавательно - поисковую деятельность.

На втором этапе учебных занятий происходит обсуждение и планирование самостоятельной деятельности для выполнения практической работы: заполнение технологических карт по приготовлению блюд согласно полученным рецептам, распределение обязанностей и подготовка продуктов. Ведётся обсуждение в микрогруппах презентации своего блюда.

Занятия сопровождаются народной музыкой, рассказами и беседами о питании наших предков, роли постных блюд, традиции народного календаря., праздники, этикете того времени, утвари и посуде тех времён (иллюстрации, видеофильм, книги).

На этом этапе учебных занятий моя роль как учитель - наблюдатель и консультант.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

I. Определить согласно полученных рецептов:

  1. Последовательность рабочих операций.
  2. Способы обработки, применяемые при выполнении каждой из рабочих операций.
  3. Технические условия для выполнения каждой работы и для всех работ.
  4. Соблюдение правил по санитарии и гигиене, и по ТБ.
  5. Организация рабочего места.

II. Заполнение технологических карт приготовления блюд.

III. Беседа или ролевые игры по этикету: правила этикета, сервировка стола, правила подачи блюд, правила проведения дегустаций и употребление блюд.

IV. Обсуждение правил гигиены и санитарии и Т.Б. при выполнении практических работ по кулинарии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Заполнить технологическую карту приготовления блюда. Приложение №4.
  2. Обсудить сервировку стола.
  3. Распределить обязанности и роли в группе, паре.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

При подведении итогов урока, с точки зрения профессионала, предлагаю учащимся проверить и обсудить положительные результаты и недочёты в составлении технологических карт.

При обсуждении сценария проведения практического занятия акцент делаю, что можно на следующее занятие можно прийти в костюмах в русском стиле – сарафаны, ленты в волосах, косынки и на обязательное условие проведения практического занятия – защита своего блюда, оригинальная сервировка стола, салфетки, скатерти, утварь в старинном стиле.

УРОК № 5–6 “УРОК ДЕГУСТАЦИЙ”

Тема: “Приготовление блюд из клюквы. Дегустация”

ЦЕЛЬ: ознакомиться с разнообразием блюд из ягод – клюквы и научиться их приготовлению, правилам подачи и правилам употребления этих блюд, через познания народных традиций.

На занятиях такой формы практической деятельности учащиеся знакомятся с разнообразием блюд из ягод и овладевают не только практическими навыками приготовления блюд из ягод, но расширяют и обобщают знания по этикету, сервировке стола и правилам подачи этих блюд, через знакомство с профессиями, и содержанием профессионального труда. Для разнообразия учебного процесса я применяю ролевые игры по этикету. Учащиеся знакомятся и осваивают приемы работы повара, кондитера, бармена, официанта, мойщицы посуды.

Оценка, которую я выставляю в классный журнал по подведению итогов урока это как мера поощрения за проявление усердия, оригинальности, и мера наказание за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, нарушение техники безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Оформление класса выполняю в стиле русского быта, использую иллюстрации блюд, таблицы сервировок стола, иллюстрации русского быта и национального костюма, старинную утварь, посуду.

Перед практической работой провожу инструктаж по содержанию урока, прикрепляю его на учебную доску для всеобщего обозрения и фронтальный опрос с целью проверки общих знаний по применению инструментов, оборудования и Т.Б.

  1. Подготовка рабочего места: продукты, инвентарь, посуда, приборы и т.д.
  2. Приготовление и оформление блюда согласно рецепту.
  3. Выполнение сервировки стола.
  4. Уборка своего рабочего места, посуды.
  5. Подача приготовленного блюда и его представление.
  6. Проведение дегустации.
  7. Обсуждение и подведение итогов.
  8. Уборка своего рабочего места, посуды, пищевых отходов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Учащиеся приступают к выполнению практической работы согласно распределённых между ними обязанностей труда. Кто-то приступает к приготовлению блюда, кто-то выполняет сервировку стола, другие следят за уборкой грязной посуды или рабочего места.

Моя роль как учителя – роль эксперта: следить за соблюдением правил Т.Б., санитарно-гигиеническим требованиям и правилами выполнения приготовления блюда, подачи и сервировке стола. Особое внимание уделяю умению учащегося контролировать свой труд, осуществлять самоконтроль и анализировать свой трудовой процесс, активность каждого в трудовом процессе, проявление творчества и импровизации в сложившейся ситуации, взаимовыручка и эмоционально – психологического состояние в микрогруппе.

Следующий этап – это проведение дегустации. Провожу первичный инструктаж цель проведения дегустации: “ознакомиться с вкусовым разнообразием блюд из ягод – клюквы, научиться их правилам подачи и правилам их употребления”.

При проведении дегустации необходимо учитывать и соблюдать следующие правила этикета:

  1. Оригинальность сервировки стола.
  2. Оригинальность оформления блюда в целом и его правила подачи на стол.
  3. Блюдо делиться на мелкие порции или готовиться маленькими порциями (такое бывает очень редко) и подаётся каждому дегустирующему на пирожковой тарелочке, с соответствующим прибором (Ложечкой или вилочкой).
  4. После каждого блюда нужно выпить или прополоскать рот небольшим количеством воды. Дегустирующих блюд не должно быть больше трёх – четырёх (притупляется вкус после насыщения).

Перед проведением дегустации свои блюда девочки представляют песнями, стихами, прибаутками, придуманными сказками, сценками (очень коротко).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

При проведении итогов практического урока – дегустации ведём обсуждение: анализируем отдельные стороны изученного материала, систематизируем полученные знания и практический опыт и практическое применение полученных знаний, сравниваем культурные ценности и значения, применения их в современном мире, обобщаем - роль национальных традиций в питании человека и, конкретизируем - роль ягод в питании человека.

По своему опыту знаю, что применение нетрадиционных форм уроков по кулинарии позволяет не только сделать теоретический материал интересным, но и занимательным и полезным. Весь изученный и практический материал учащимися в дальнейшем оформляется в проект.

ЛИТЕРАТУРА

Русская кухня:

  1. Ковалёв В.М., Могилевский Н.П – “Русская кухня: традиции и обычаи”, М. 1992г.
  2. Андреев А. - “Русская обрядовая кухня”, СПб. 1992г.
  3. Ридерз Дайджест - “Еда наш друг, еда наш враг”, Санкт – Петербург 2000г.
  4. Поскрёбышева Г - “Современная православная кухня”, М. 2000г.
  5. Поскрёбышева Г - “Энциклопедия домашних заготовок”, М. 2001г.
  6. Ивашкевич Н.П. – “Пасхальный стол”, Л. 1996г.
  7. Лагутина А.А., Лагутина С.В. – “Что приготовить в пост”, Р-на –Д 2004г.
  8. Руцкий А.В. – “Домашние заготовки”, Минск 1993г.

Традиционный костюм:

  1. “История костюма”, Уче.пособие, Феникс 2001г.
  2. Маслова Г.С. – “Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – нач. XX вв.”, М. 1984г.