Программа кружка "Юный цветовод"

Разделы: Биология


Курс представлен для проведения кружковых занятий учащихся 5-х классов общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве. Изучение курса требует от школьников хорошего знания учебного материала по ботанике (семейства растений) и зоологии (характеристика вредителей цветочных культур).

Цель курса. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

К задачам курса относятся:

  • характеристика основных мероприятий по уходу за комнатными растениями;
  • обсуждение практических особенностей сельскохозяйственного труда;
  • знакомство учащихся с основными видами цветочных декоративных растений.

Требование школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении вопросы, связанные с формированием культуры мышления, потребностей и т.д Приобретение навыков культуры проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, правильно ли пользуется инструментом, соблюдая правила по охране труда, экономно и рационально расходует материалы, время, силы, способен ли обеспечить высокое качество выполняемой работы.

Формы и методы проведения занятий разнообразны – практические работы, опыты, наблюдения, беседы, дидактические иглы, подготовка к праздникам, экскурсии. Главная специфическая особенность последней – в источнике знаний. Эта форма обучения создает условия для особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности. Экскурсия дает обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Из вербальных методов обучения наиболее целесообразным может быть признано использование рассказа, поскольку определенная часть предлагаемой вниманию учащихся информации будет иметь для них характер новизны. Если ученики обладают необходимыми опорными знаниями или располагают личными наблюдениями, не получившими научной интерпретации, допустимо обращение к беседе. Касаясь ранее неизвестных учащимся понятий, терминов, схем, рекомендуется использовать метод объяснения.

Содержание занятий обогащают природоведческие знания учащихся, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей.

Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Учащиеся должны знать, что

  • Растения – живой организм, особенности его строения;
  • Условия жизни комнатных растений (свет, тепло, вода, воздух);
  • Труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;
  • Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;
  • Условия, необходимые для прорастания семян;
  • Агротехнику выращивания рассады.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно поливать комнатные растения;
  • Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;
  • Рыхлить почву;
  • Приготавливать почвенные смеси;
  • Правильно сажать семена растения;
  • Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;
  • Пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;
  • Наблюдать за ростом растений;
  • Составлять таблицы по уходу за комнатными растениями;
  • Правильно составлять этикетки для комнатных растений

Тема 1. Введение. 4 часа.

Ознакомление с планом работы. С литературой. С задачами курса кружка.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.

Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.

Тема 2. Биологические особенности однолетников. 5 часов.

Классификация однолетников и их биологические особенности.

Практические работы. Сбор семян однолетников на пришкольном участке, выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки. Заготовка почвы на зимний период.

Работа с книгами: выписка кратких сведений об однолетниках.

Тема 3. Биологические особенности комнатных растений. 20 часов.

Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Особенности вегетативного размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Опыты и наблюдения.

Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений в разных условиях.

Практические работы.

Проведение паспортизации растений. Работа со справочной литературой. Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Размножение черенками. Листьями, корнями, луковицами. Оформление фотоальбома “Растения нашего класса”.

Тема 4. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними. 5 часов.

Вредители комнатных растений и вред причиняемый ими. Решение проблем защиты растений от вредителей и возбудителей инфекционных болезней.

Классификация защитных мероприятий, предпринимаемых с целью сохранения растений.

Сравнительная характеристика агротехнического, физического, химического и механического способов уничтожения вредителей и инфекционных агентов.

Практические работы.

Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми-вредителями. Наблюдение за состоянием комнатных растений. Борьба с вредителями народными средствами.

Тема 5. Питание комнатных растений и их подкормка. 10 часов.

Удобрения минеральные о органические. Необходимость растений в питании. Охрана труда при выполнении практических работ. Роль минеральных и органических удобрений для улучшения питательного режима и свойств почвы.

Условия избыточного накопления нитратов в растениях и их влияние на состояние здоровья человека. Опасность отравлений сельскохозяйственных рабочих при использовании пестицидов. Примеры и перспективы развития биологического способа борьбы с вредителями как один из способов получения экологически чистой продукции.

Практические работы.

Виды удобрений для цветочно-декоративных культур. Составление календаря подкормки комнатных растений. Проведение подкормки комнатных растений школы. Работа со справочной литературой.

Тема 6. Семена однолетников и подготовка их к посеву. 5 часов.

Условия для прорастания семян.

Практические работы.

Очистка, определение всхожести. Дражирование, стратификация семян. Посев однолетников на рассаду. Подготовка ящиков. Подготовка почвы.

Тема 7. Выращивание рассады однолетников. 4 часа.

Практические работы.

Подготовка ящиков и почвы. Агротехника выращивания рассады. Посев семян. Пикировка. Уход за рассадой. Написание этикеток.

Тема 8. Выгонка луковичных и корневых растений. 4 часа.

Практические работы.

Подготовка ящиков и почвы. Подготовка посадочного материала (лук репчатый, корни петрушки и др.) Посев. Уход за рассадой. Агротехника выращивания.

Тема 9. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке. 5 часов.

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии, значение обработки. Виды почв. Плодородие почв в России; причины, способствующие его снижению. Почвы нашей местности. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Экскурсия. Знакомство с почвами пришкольного участка.

Практические работы. Перекопка почвы и распределение клумб. Уход за посевами. Пересадка рассады на постоянное место. Наблюдение за ростом растений. Составление таблиц по уходу на летний период.

Тема 10. Заключение.1 час.

Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год.

Литература.

  1. Борисов В.М. Справочная книга по химизации сельского хозяйства – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1980. – 560 с.
  2. В помощь крестьянину: Практическое пособие /Сост. П.И.Писаренко. – СПб.: Лениздат, 1993. – 365 с.
  3. Пфайффер Э. Плодородие земли. – Калуга.: Духовное познание, 1994. – 300 с.
  4. Созвездие московского меридиана. Иллюстрированный энциклопедический сборник. – М.: Нива России, 1997. – 380 с.
  5. Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.: ил.
  6. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”, 1980
  7. Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.