Урок-игра по теме: "Умножение двузначных и трехзначных чисел на однозначное число; рассмотрение различных способов выполнения этих действий. Закрепление тем римской нумерации"

Разделы: Начальная школа


Тема: Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число; рассмотрение различных способов выполнения этих действий. Закрепление тем римской нумерации; решения уравнений вида: a . x = b; сложение и вычитание двузначных чисел.

Цели:

  • Познакомить с умножением двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.
  • Закрепить темы: римская нумерация; решения уравнения вида a . x = b; сложение и вычитание двузначных чисел.
  • Развивать логическое мышление; познавательный интерес к электронной вычислительной технике; прививать любовь к точным наукам.

Оборудование: карточки с римскими цифрами, равенствами, кубики с уравнениями, компьютерные игры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Добрый день, уважаемые знатоки математики! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Я сегодня приглашаю вас на игру “Счастливый случай”. У нас будет несколько геймов, с помощью которых мы узнаем, сильны ли вы в области точной науки математики.

II. Работа над пройденными материалом

Общеобразовательный гейм

Учитель: Записываем числа от 14 до 22. Что вы можете о них сказать?

Дети: Отрезок натурального ряда чисел; двузначные числа; арабские числа.

Учитель: Запишите их в римской нумерации.

Дети: XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI, XXII.

Учитель: Вспомним сказки А.С. Пушкина. В одной из них была введена принципиально новая система оплаты труда.

Дети: (3 щелчка) – III.

Учитель: Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” до того, как поймал золотую рыбку?

Дети: 33.

Учитель: Запишите в римской нумерации 33.

Дети: XXXIII.

Учитель: Какие числа записаны римскими цифрами?

XXVIII, XXXVIII, XXXIV, XXXIX.

Дети: 28, 38, 34, 39.

Итог.

Второй гейм: "Блицвопросы"

Учитель: Придумайте, каким действием можно увеличить число в 2 раза?

Дети: С помощью действия умножения.

Учитель: Задумайте однозначное число, а я угадаю первоначальное число, которое вы задумали.
– А каким действием можно увеличить число в 5 раз?
– Задумайте однозначное число, увеличьте его в 5 раз, скажите мне ответ, а я угадаю первоначальное число, которое вы задумали. Кто-то, может быть, догадался, как это мне удаётся угадать?

Дети: Полученный результат делим на 5.

Итог.

Учитель: Продолжаем нашу игру и следующий гейм. Бегущие минутки. С помощью этого мы среди нас найдём самого быстрого, ловкого. Кто больше наберёт очков при счёте табличного умножения. И поможет нам в этом компьютер.

Предлагаются компьютерные игры на знание таблицы умножения.

Итог.

III. Работа над новыми материалами

Третий гейм: “Быстрая лошадка”

Учитель: Найдите значения произведений 24 . 2, 224 . 2. Сделайте пробную запись.

Работа у доски и в тетрадях.

Дети: 24 . 2 = (20 + 24) . 2 = 20 . 2 + 4 . 2 = 40 + 8 = 48

224 . 2 = (200 + 20 + 4) . 2 = 200 . 2 + 20 + 4 . 2 = 400 + 40 + 8 = 448

Учитель: Рассмотрите запись и объясните, как она выполнена

Дети: Действие выполнено в столбик.

Учитель: Какую вы заметили особенность в записи умножения в столбик?

Дети: Использован знак * – это тоже знак умножения.

Учитель: Сравните обе записи. Какая из них вам больше нравится? Почему?

– Выполните умножение в столбик во втором произведении

– Давайте ещё найдём значение произведений, выполнив действия в столбик. 21 . 3 = 63, 321 . 3 = 963, 42 . 2 = 84, 242 . 2 = 484.

Итог.

IV. Физминутка

Четвёртый гейм: “Заморочки из мешочка”

Учитель: Из пакета достать кубики, составить и решить уравнение.

Дети:

Итог.

Пятый гейм: “Загадки”

Учитель: Составить все равенства, связанные между собой с числами 9, 72, 8.

Дети: 9 . 8 = 72, 8 . 9 = 72, 72 : 9 = 8, 72 : 8 = 9.

Итог.

Шестой гейм: “Художники”

Учитель: Кто больше составит картинок, решив выражения, и поможет снова нам в этом компьютер.

Предлагаются компьютерные игры на знание таблицы умножения.

Итог.

V. Итог игры

Учитель: Понравилось ли вам на нашем уроке-игре? Что вы узнали нового?

Вручение медалей.