Использование элементов модульной технологии обучения на уроках географии

Разделы: География


МОДУЛЬ №1

Современная политическая карта мира

Состав модуля:

  1. Многообразие стран мира, группировки.
  2. Типология стран. Международные отношения.
  3. Государственный строй. Политическая география.
  4. Контрольная работа.

Изучив этот модуль, вы должны будете:

  • Называть и показывать на карте государства разного типа, их столицы; основные формы правления и государственного устройства стран.
  • Определять уровень экономического развития разных стран.
  • Характеризовать этапы формирования политической карты мира.

Урок 1

I этап. Беседуем (Учебник, с.9)

Цель: систематизировать знания о формировании политической карты мира

Для этого:

1. Вспомнить все, что вы знаете о формировании политической карты мира – слиянии и распаде государств.

2. Работаем с текстом до слов: “за этим…”

  1. Читаем
  2. Составляем ЛОК

Изменения в XX веке

1

2

3

Всего государств — 230 (из них суверенных?)

Суверенное государство — это …

II этап. (Учебник, с.10, форзац, таблица, приложения; работаем с политической картой мира)

Цель: изучить современную группировку стран мира

Для этого:

Работаем с текстом и “визитной карточкой”

  1. По величине территорий (10 крупнейших со столицами)
  2. 1

    2

    10

    Преобладают?

    Микрогосударства…

  3. По населению (10 крупнейших со столицами)
  4. 1

    2

    10

  5. По географическому положению
  1. Полуостровные…
  2. Островные…
  3. Сраны-архипелаги…
  4. 42 — ?

Урок 2 и 3

I этап

Цель: закрепить и проверить знания, полученные на первом уроке темы.

Для этого: проговариваем опорный конспект.

II этап

(Стр. 10, последний абзац и сноска, с.11 учебника — обязательно!)

Цель: изучить типологию стран мира.

Для этого:

Работаем с текстом

  1. Читаем до слов: “наряду…”.
  2. Объясните различие количественных и качественных показателей (не обязательно).
  3. Уровень социально-экономического развития страны определяется показателем ВВП на душу населения.
    ВВП — это …
  4. Читай мелкий шрифт.Что вы знаете о ИЧР?
  5. Составляем схему

Типы стран. (По уровню социально-экономического развития)

I. Экономически развитые. 60 (20-30 тыс. $)

“Большая семерка”

США (Вашингтон)…7.? 8? Почему? (Устно)

Менее крупные страны Западной Европы. (Примеры?)

Страны переселенческого капитализма (или …) 1…4? Почему? (Устно)

Читаем мелкий шрифт

II. Развивающиеся страны. 150. Страны “Юга”. Третий мир.

Ключевые 1. … 3. Почему ? (Устно)

Страны догоняющие ключевые…

Страны НИС (?) или “?” 1. … 7. Почему? (Устно)

Нефтеэкспортирующие (?$) 1. … 7.

Отстающие (ВВП?) много……..

Наименее развитые (40) “Четвертый мир” (ВВП?) Почему? 1. … 11.

III. Страны с переходной экономикой (Пост…) противоречивые

Польша, Чехия, Венгрия, ... Китай…

Проверь себя! (Учебник с.21, блок самоконтроля, устно)

Как вы объясните: 1.

Знаете ли вы: 1.

Можете ли вы: 2

III этап

(Учебник, с. 18)

Цель: познакомится с наукой — политической географией.

Для этого:

  1. Вспомни, что изучает экономическая и социальная география мира?
  2. В тетрадь

Политическая география – наука …

Изучает

Политико-географическое положение страны (геополитическое) – это отношение …

Геополитика — это политика страны …

IV этап (Учебник, с. 13, устно)

Цель: узнать о международных отношениях.

Для этого:

  1. Изучить текст, обратить внимание на вопросы:
  • Что произошло с политической картой мира после Второй Мировой войны?
  • Военно-политические союзы.
  • Что такое региональные конфликты и где они происходят сейчас?
  • В чем особенность современного этапа?
  • Где были разрешены конфликты, а где нет?
  1. В тетрадь (с. 14):
  2. “клуб” ядерных держав …
    члены НАТО …

Дома на контурную карту нанести эти страны

Проверь себя (с.22)

Можете ли вы: 1, 2, 3

Главные научные знания темы — все понятия.

IV этап

Цель: проверить, что усвоено, а что нет.

Для этого: выполнить тест №1

1. Большее число стран мира относится:

А. К экономически развитым.

Б. К развивающимся

В. К странам с переходной экономикой

2. К экономически развитым странам относят:

А. Германию и США

Б. Германию, США и Австралию

В. Германию, США, Австралию и Южную Корею.

3. Установите соответствие: тип развивающейся страны — страны

1) ключевые

2) отсталые

3) новые индустриальные

4) экспортёры нефти

А. Тайвань, Гонконг, Сингапур

Б. Индия, Бразилия, Аргентина

В. Непал, Чад, Гаити

Г. Кувейт, Катар, Бруней

Д. Египет, Бразилия, Нигерия.

4. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:

А. К республикам

Б. К монархиям

5. К федеративным государствам относятся:

А. Германия

Б. Германия, Франция

В. Германия, Франция, Украина.

6. Если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то такая форма правления называется:

А. Монархия

Б. Республика

В. Доминион.

7. Дополните: политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах, называется…

Оцени свои успехи

“5” — все задания выполнил сам (КЛЮЧ НА ДОСКЕ);

“4” — иногда искал ответы;

“3” — часто заглядывал в текст;

“2” — все списал.

ДОМА: готовимся к контрольной работе

V этап

Цель: проверить знания модуля “Политическая карта мира”

Для этого: рассказать о различии стран по уровню социально-экономического развития; выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ №1.

Вариант I

  1. Как различаются страны мира по формам правления?
  2. Какие из перечисленных стран могут служить примерами стран-федераций: Великобритания, Куба, США, ФРГ, Франция, Индия, Египет, Бразилия?
  3. Дать определение термина “суверенные государства”.
  4. Объясните ключевые слова темы: развивающаяся страна — …, геополитика — …
  5. * Найдите правильные пары:
    Гиганты по площади:
    1. США — Нью-Йорк
    2. Великобритания — Лондон
    3. Австралия — Канберра
    4. Канада — Оттава
    5. Китай — Шанхай
  6. ** Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты. В чем их сущность? Предложите свои пути решения.

Вариант II

  1. Как различаются страны мира по формам административно-территориального устройства?
  2. Какие из перечисленных стран могут служить примерами стран-республик: Великобритания, Болгария, Польша, Япония, Франция, Саудовская Аравия?
  3. Дать определение термина “политическая география”.
  4. Объясните ключевые слова темы: развитая страна — …, политико-географическое положение — …
  5. * Найтите правильные пары:
    Гиганты по населению:
    1. Нигерия — Каир
    2. Индонезия — Джакарта
    3. Пакистан — Исламабад
    4. Саудовская Аравия — Эр-Рияд
    5. Канада — Оттава
  6. ** Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты. В чем их сущность? Предложите свои пути решения.

КЛЮЧ К ТЕСТУ № 1

  1. Б
  2. Б
  3. а) Б
    б) В
    в) А
    г) Г
  4. А
  5. А
  6. Б
  7. СУВЕРЕННОЕ

Литература:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. (2003–2005 г.)
  2. Атлас по географии для 10 класса
  3. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии