Использование адаптивной системы обучения в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Разделы: Биология


Современное общество предъявляет высокие требования к молодому поколению: это и умение ориентироваться в бурном потоке информации, выбирая нужное, и умение владеть навыками самостоятельной умственной деятельности, умение перестраиваться и даже самостоятельное профессиональное обучение. Это все требует усовершенствования народного образования, которое невозможно без нового взгляда на взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, персонального переосмысления роли учителя в учебно-воспитательном процессе.

Работая в массовой школе, в обычном классе учитель, как правило, ориентируется на среднего ученика. Меня всегда волновал вопрос: “А как без ущерба для всех остальных не потерять одаренного ребенка?” При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно их любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Темп работы одаренного ученика может быть слишком быстрый или слишком медленный по сравнению с другими учащимися.

Поэтому в 1998 году я перешла на модель Адаптивной системы обучения (АСО).

Она позволяет конструировать разнообразные конкретные варианты обучения на всех уровнях системы непрерывного обучения. Эта система позволяет, как нельзя лучше, использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении биологии. Дифференциация обучения - один из самых древних и наиболее популярных путей согласования традиционной для большинства стран мира системы школьного образования с современными задачами обучения детей.

Биологию учащиеся начинают изучать с 6 класса. Именно с 6 класса необходимо постепенно переходить на эту систему, так как она положительно влияет на развитие одаренного ребенка. Сначала провожу учет индивидуальных особенностей учеников в классе. Затем начинаю работу в трех направлениях: I - разноуровневый подход к детям, II - обучение самостоятельной работе и III -обучение исследовательской работе.

В 6-8 классах больше делается акцент на разноуровневые задания. Ребенок должен уметь оценивать себя и своих товарищей, знать, что необходимо уметь на оценку “3”, “4” и “5”.

I уровень - задания на воспроизведение учащимися знаний в том виде, как они были изложены в учебнике или раскрыты учителем.

(оценка “3”)

II уровень - задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. (оценка “4”)

III уровень - задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (оценка “5”)

Разноуровневое задание для 8 классов.

Инструктивная карточка №1. “Особенности строения ракообразных”.

“Многообразие ракообразных”.

I этап “3”.

1) Рассмотрите фиксированного речного рака, зарисуйте его внешнее строение.

2) Изучите внутреннее строение речного рака, заполните таблицу.

Системы внутренних органов Органы, образующие системы внутренних органов
   

3) Ответить на вопрос:

“Какова роль ракообразных в природе?”

4) Расскажите товарищу об одном из промысловых видов ракообразных.

Проверь себя!
(Выпиши № правильных суждений)

  1. Хитиновый покров называют наружным скелетом, потому что он защищает мягкие части тела.
  2. Речной рак имеет две части тела: головогрудь и брюшко

и т.д.

II этап “4”.

На основе знаний внешнего и внутреннего строения речного рака докажите, что речной рак - это водное животное.

Проверь себя! (Заполни таблицу без учебника)

Покровы тела Части тела, обеспечивающие передвижение Органы чувств Органы дыхания Места размножения
Прочность Окраска По дну В воде      

III этап “5”

Во многих реках нашей страны численность речного рака упала.

Предположите пути решения проблемы восстановления численности этих животных. 2)на разноуровневые контрольные работы.

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Разноуровневая контрольная работа №7

I вариант

1. Представители каких изученных вами типов животных имеют кровеносную систему?

Назовите органы кровеносной системы речного рака и функции, которые выполняет эта система.

2. Какие особенности пауков позволили им завоевать сушу?

3. У какого насекомого органы слуха расположены на ногах? Назовите отряд, к которому относят данное насекомое и признаки отряда.

II вариант

  1. Назовите признаки приспособленности речного рака к среде обитания.
  2. Докажите, что нервная система членистоногих обеспечивает взаимосвязь организма с окружающей его средой.
  3. Какой процесс, характерный для членистоногих, называют линькой? Перечислите известных вам членистоногих, у которых происходит линька.

III вариант

1. Составьте общую характеристику типа членистоногих.

2. На примере пищеварительной системы майского жука докажите взаимосвязь строения органов с выполняемой ими функцией.

3. Составьте схему возможного заражения человека клещами, используя понятия “паразит”, “хозяин”, “возбудитель”, “переносчик”.

IV вариант

1. Как объяснить, что зеленые железы рака выделяют из организма растворенные продукты распада, а выделения насекомых очень концентрированны и вода на это почти не расходуется.

2. Чем отличается развитие насекомых с полным превращением от развития с неполным превращением?

3. Существует ли взаимосвязь между строением дыхательной системы у насекомых (трахейная система) и небольшими размерами этих членистоногих?

3) Учиться работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой, проводить исследовательскую работу, т.к. дети по природе своей исследователи. С большим интересом, особенно в среднем звене, они участвуют в самых различных исследовательских делах. Больше характерно это для одаренных детей. У них проявляется неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляется желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Но, чтобы уже с 6 класса вовлечь ребят в самостоятельный творческий поиск, их нужно этому научить. Поэтому на начальном этапе вовлекаю в эту работу весь класс, чтобы каждый мог попробовать себя в роли исследователя. Для этого даются одинаковые карточки-задания на весь класс, где описывается весь ход работы и дается план отчета.

Работа №2 Опыт. Испарение воды листьями КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Испарение воды листьями

  1. Налейте в бутылку воды и поставьте в нее побег с листьями.
  2. Долейте немного растительного масла так, чтобы оно покрывало всю поверхность воды в бутылке.
  3. Отметьте уровень воды в начале опыта. Запишите его в дневник наблюдений.
  1. Поставьте побег на 2 - 3 дня в теплое освещенное место (можно вблизи настольной лампы).
  2. Отметьте уровень воды в конце опыта. Поясните причину изменения уровня воды.
  3. Оформите отчет об опыте для проверки по предложенному учителем плану.

ПЛАН ОТЧЕТА

  1. Цель опыта.
  2. Ход опыта.
  3. Результат (рисунок с указанием уровня воды в начале и в конце опыта).
  4. Вывод о причинах изменения уровня воды.

Работа №2 Опыт. Рост корня КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

Рост корня

  1. Вырастите несколько проростков фасоли или гороха.
  2. Прикрепите их к высокой пробке корнем вверх.
  3. Осторожно, чтобы не повредить корни, обложите все семена мокрой ватой, а на тарелку, где стоит пробка, налейте немного воды и накройте “колоколом”
  4. Наблюдайте, какое направление примут корни через 1-2 дня.
  5. Результат зарисуйте. Сделайте выводы.
  6. Оформите отчет для проверки по предложенному учителем плану.

ПЛАН ОТЧЕТА

  1. Цель опыта (Что хотим выяснить?)
  2. Ход опыта (Что для этого делаем?)
  3. Результат опыта (Что получили?).

Календарь наблюдений:

Число.
Что делаю.
Что наблюдаю.

  1. Выводы (Что выяснили?).

Проделав несколько таких работ, предлагаю каждому придумать свою исследовательскую работу. Если ученику трудно выбрать тему, то ему помогаю, предлагаю темы на выбор. Например: “Проращивание семян”, “Определение состояния устьиц у комнатных растений”, “Осенние явления в жизни растений” и т. д.

В 2002 году Гатаулина Юля, ученица 6 “а” класса, с темой: “Шумовое и механическое воздействие на фасоль” заняла призовое место на школьной конференции. Этой темой она заинтересовалась после того, когда я, знакомя детей с кабинетом биологии, рассказывала им, что растения - это живой организм, что они так же, как и люди, дышат, питаются, реагируют на внешние факторы среды (например, шум), что нежелательно их трогать руками, а то они будут плохо расти и могут погибнуть. И она решила проверить. Изучив литературу по данному вопросу и проделав эксперимент, она убедилась, что это действительно так.

Выбор темы должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей (нужно учесть наличие необходимых средств и материалов).

Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.

Выбрать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить. Это может быть макет, книжка-раскладушка и т.д.

Но самое главное - это защита. Защита - это венец исследовательской работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

На первых этапах защита работ проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию. В нашей школе. В нашей школе №87 такие конференции проходят каждый год. И мои ученики каждый год успешно выступают и занимают призовые места.

Например: Богатырева Надежда ученица 9 “б” класса заняла призовое место в школьной, районной и городской конференции с темой “Биологические методы борьбы на страже здоровья человека”.

В старших классах 9-11 больше делается акцент на самостоятельную работу и идет переход на блочно-модульную систему. Все навыки, полученные в среднем звене, помогает плавно перейти на эту систему.

Изучение блока начинается с вводной лекции, в которой заостряются основные моменты темы, особенно которые им предстоит проработать самостоятельно. Затем идет прорабатывание по разноуровневым карточкам.

Разноуровневое задание для 9 классов.

Зрительное восприятие. Предупреждение нарушений зрения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Преимущество бинокулярного зрения. Стереоскопическая зрение.
  2. Способность человека видеть одинаково хорошо на близком и далеком расстоянии благодаря свойству хрусталика изменять кривизну. Движение глаз и восприятие образа.
  3. Близорукость и дальнозоркость, их причины, предупреждение развития этих нарушений.
  1. Использование при нарушениях зрения очков, контактных линз, лекарственных препаратов (препараты алоэ, хлористого кальция и др.).
  2. Правила гигиены зрения: расположение текста при чтении на расстоянии не менее 30 см от глаз, достаточная освещенность рабочего места, недопустимость чтения, лежа и в движущимся транспорте, соблюдение правил просмотра телевизора и др.
  3. Первая помощь при бытовых и производственных повреждениях глаз.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Изучить параграф 58. Ответить на вопросы: почему нельзя пользоваться чужими очками? Как удалить соринку из глаза? Чем надо промывать глаза при попадании в них щелочей и кислот?

В чем преимущество бинокулярного зрения? Каковы правила гигиены зрения?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

I уровень.

  1. Проделайте опыт, основанный на стереоскопическом зрении. План его найдите стр. 183 учебника. Прочитайте статью “Зрение двумя глазами”. Объясните, почему воспринимать предметы в объемном изображении и оценивать их относительную отдаленность в пространстве мы можем только с помощью бинокулярного зрения.
  2. Рассмотрите рисунок 103 на стр. 185 учебника. Разъясните, что изображено в его первой части. В статье “движение глаз и восприятие образа” параграф 58 найдите слова, выделенные курсивом. Объясните значение движения глаз для формирования целостных образов рассматриваемых предметов, почему для узнавания известных предметов движение глаз необязательно.
  3. В статье “Нарушение зрения” (стр. 183-185 учебника) найдите слова, выделенные курсивом. Объясните их значение.

II уровень.

  1. Проанализируйте рис. №104 на стр. 186 учебника. Определите, почему изображение предмета при врожденной близорукости и дальнозоркости возникает не на сетчатке, объясните роль очков в исправлении близорукости и дальнозоркости.

III уровень.

  1. Прочитайте статью “Гигиена глаз” (стр. 185 учебника) сформулируйте правила гигиены, дайте им обоснование. Результаты своей работы отразите в таблице.

Правила гигиены зрения и их обоснование.

Правила Обоснование правил
   

Пока учащиеся работают самостоятельно, я работаю в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Одаренный ребенок может выполнить значительно больше заданий, чем они выполняли на начальном этапе, переходя на АСО.

Проектирование системы работы с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности учащихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.