Тема урока: "Художественное отражение мира средствами изобразительного и прикладного искусства с целью формирования чувств и отношений к человеческим ценностям"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Применяя ранее в работе с детьми технологию папье-маше, чувствовала неудовлетворение от полученных результатов, то есть невозможность передать мелкие детали объемной формы, например: черты лица, элементы одежды, пластичность изгиба маленьких веток дерева. Не устраивало длительное время просушки изделия. Стала искать новые материалы. Так вышла на салфеточную мягкую бумагу, из которой можно быстро оформить – слепить картину, более изящно передать детали изображаемого.

Работая с детьми от 4 лет и до 14 лет, разработала свою дидактику по обучению лепке из бумаги.

А для чего эта технология и картины? Мелкую моторику пальцев рук можно развивать конструированием и лепкой из пластилина. Оба полушария мозга рекомендуют совершенствовать технологией оригами.

Главной задачей нравственного воспитания человека любого возраста является формирование чувств и отношений к человеческим ценностям.

Занимаясь с детьми спортом или точными науками — тоже воспитываешь их нравственно-патриотически: рост от первого успеха в школьных соревнованиях до участия в городских или областных олимпиадах, представляя лицо своего учреждения, украшая его историю своими победами.

Занятия изобразительным и прикладным искусством взращивают Духовность в человеке, делая его человеком!

Выбирая любую тематику будущей картине можно без назиданий и нравоучений преподать юным творцам урок о цели бытия человека в этом красивом мире!

В свою программу художественного образования детей включаю любимые темы о Святом Материнстве, о Великой Малой Родине: ее природе и жизни людей, об истории Отечества, о творчестве уральского писателя Павла Петровича Бажова — сказах, об устном народном творчестве — сказках Детства каждого ребёнка.

Считаю, что подобное сочетание содержательной деятельности обогатит эмоциональную сторону личности, а также разовьет ее гармонически.

Материал, необходимый для занятий по лепке из бумаги и росписи картин: салфетки бумажные (в пачках), салфетная бумага (в рулонах), старые газеты, журналы; ножницы; палочка с заостренным концом (для поправления мелких деталей); кисти клеевые (с жесткой щетиной), для росписи — кисти белки №2, №3, №4; простой карандаш; линейка; салфетка из ткани (для рук); клейстер (мучной или крахмальный); клей “Мастер” для работы с пенопластом; потолочные плитки (из пенопласта — для основы картин); потолочные плинтусы (из пенопласта — для рамок картин); плотный картон (для основы картин); гуашь; водоэмульсионная краска для потолков (для смешивания с гуашью); емкости для клейстера, клея и воды; подставка для кисточек, карандаша, ножниц; тесьма и ткань (для петелек на оборотной стороне картины).

Приемы лепки из салфеточной бумаги

Весь курс обучения освоению этой технологии состоит из 3-х главных тем: дерево, дом, человек. В них заложен практические упражнения по “знакомству с руками” с приемами:

1) Скручивание пальцами жгута — бумажной веревочки;

2) Складывание салфетки в 2-3-4-5-6 слоев;

3) Закругление углов у многослойного квадрата, прямоугольника, треугольника;

4) Сворачивание бумажной полосы в трубочку-цилиндр, конус, шар;

5) Сдавливание круга с четырех противоположных концов к центру;

6) Гофрирование полосы вертикально (трава);

7) Гофрирование по овалу (речка, облако);

8) Сборка одной из сторон прямоугольника (оборка на платье);

9) Плетение из 3-х жгутов (коса);

10) Плетение из многослойных полос или жгутов в шахматном порядке (корзинка);

Во всех 10 перечисленных приемах пальца рук заменяют собою ножницы и кисти для клеяния.

Вспомогательные технологии и приемы для успешного овладения лепкой из бумаги

Результаты рукотворчества будут более качественными, если чередовать занятия по лепке из бумаги с занятиями других технологий изобразительного и прикладного искусства в такой последовательности, но с одной и той же темой: рисование карандашами, аппликация из цветной бумаги, лепка из пластилина (теста), лепка из бумаги, оригами.

Для развития подвижности пальцев левой руки в начале занятия упражнение в прописи на 2-3 минутки — написать левой рукой какое-либо слово, увеличивая их количество с каждым занятием. Поднимает интерес детей к тренировке терпения, открытию “способностей” левой руки, разрабатывает скорость работы пальцев, улучшает ориентировку на листе бумаги, уточняет глазомер. Для дошкольников — зарисовки левой рукой.

“Физкультура для пальчиковых человечков”. Составляя рассказ о делах пальчиковых человечков инсценировать эти движения: ходьба, приседание, прыжки, бег, плавание, объятия, борьба, догонялки, “подвижные игры”.

Для детей 4-летнего возраста на первые занятия бумагу нарезать нужного размера. Для новичков школьного возраста — тоже.

С 3-его занятия ребенок пробует сам отрывать из общего рулона нужных размеров длину бумажного отрезка.

Для неуверенных — робких детей применять “спасающий” прием — детские пальчики в руках взрослого — совместная деятельность. Ребенок получает уверенность от 4-х рук.

Интеграционные приемы для обогащения духовности ребенка

Изобразительное и прикладное искусство для художественной литературы и поэзии — поэзия и художественная литература для изодеятельности и прикладного искусства.

А) Дети знакомятся с полным содержанием или отрывком художественного произведения или стихотворением какого-либо автора. После обдумывания прочитанного или услышанного — передают в своем рисунке свои впечатления

Б) К любой иллюстрации (из журнала, книги), фотографии (о природе или на любую другую тему) дети сочиняют свои четверостишия. “Игра с рифмами по картинкам”.

В) К своим нарисованным и вылепленным картинам сочиняют рассказы или авторские стихи с выделенным замыслом содержания темы.

Тематическое содержание

1 занятие: “Дерево” (одноствольное).

Цель и содержание: скручивание салфеточной бумаги в жгут — веревочку сухими руками, смачивание (без кисточек для клеяния) (деталь нельзя макать в клейстер, а обмазывать ее слегка пальцами) скрученного бумажного ствола дерева клейстером (мучным), укрепление на картоне (пенопласте) первой детали. Скручивание веток длинных и коротких, соединение их со стволом и ветками (все образцы в приложении). Скручивание выполнять только пальцами обеих рук, но не ладонями.

2 занятие: “Береза летом” (трехствольная).

Цель и содержание: усложнение в объеме работы — скручивание уже трех жгутов-стволов, соединение их. Изображение кроны и травы гофрированием зеленой салфеточной бумагой, цветов в траве — желтой и розовой, солнца — кремовой, облаков — голубой. Прорисовка крапинок на стволе черной гуашью.

3 занятие: “Фруктовое дерево”.

Цель и содержание: передача характерной формы ствола и изгибов веток. Обратить внимание на отличие в технологии лепки из пластилина и из бумаги: в первом случае яблоки-шарики раскатывают между ладонями, во втором — только пальцами, закругляя углы многослойного квадрата вниз и смазывая их клеем. Чтобы фрукт казался более объемным, противоположные стороны квадрата-круга слегка сдвигают к центру — друг к другу.

4 занятие: “Осеннее дерево”.

Цель и содержание: отражение смены времен года и цветовой гаммы, наполнение композиции деталями, соответствующими осени. Для грибов салфеточную бумагу складывают прямоугольной формой в 4-6 слоев, закругляя углы, слегка пропитывая их клейстером (с изнаночной стороны). Прежде чем приклеить деталь к цветному картону или пенопласту, сначала пальцем, смоченном в клейстере, “рисуют” на основе похожее — предполагаемое изображение.

5 занятие: “Деревья и кустарники зимой”.

Цель и содержание: показ строения дерева и кустарника (количество стволов, их высота и толщина). Работа с гуашью после просушки деталей (на следующем занятии). Роспись коры с передачей оттенков: коричневато-зеленый — тополь, коричневато-бордовый — рябина, коричневато-черный — черемуха. Сугробы и снег на ветках можно изображать — наклеивать вату, раскрошенный пенопласт, прозрачные бусы, бисер, ткань. Если снег из белой салфеточной бумаги, то накладывать ее не скручивая — воздушно, облачком. Если сугробы изображаются серой бумагой (из рулона), то на следующий день покрыть водоэмульсионной краской (дешевле) или белой гуашью (будет цвет белоснежнее, но дороже).

6 занятие: “Бревенчатый дом с забором”.

Цель и содержание: передача строения дома из объемных деталей — “бревен”. Скручивание прямоугольных полос бумаги цилиндром-трубочкой, а бревна боковых стен, выходящих концом на фасад дома изображать “пуговками”, укладывая их в вертикальный рядок между бревнами. Для крыши длинную полосу бумаги складывать в 4–6 слоев, слегка смазанных между собой. Чтобы крыша держалась на основе — 6-слойную полосу снизу подогнуть на 0,5 см и намазать клеем. Если забор из досок, то заготовить 4-ехслойные прямоугольники. Забор из жердочек передать способом скручивания толстых и тонких жгутов. В сказочной тематике, где “строится” избушка на курьих ножках, “куриную ногу” дополнить тоненькими жгутиками, горизонтально уложенными на толстом жгуте-ноге.

7 занятие: “Фигура человека “Девочка с косичкой”.

Цель и содержание: отображение ребенка в движении. Лепка начинается с головы из 4-слойного квадрата. Платье оформляется способом сборки верхнего края прямоугольника. Рукава — цилиндрики с закругленным верхом и сборенным низом возле запястья. Ладошки — маленькие овальчики с большим пальчиком. Ножки – овал с заостренным носиком туфельки. Коса — плетение из 3-х тоненьких жгутов. Замечательные свойства этой технологии в том, что можно детальки двигать по-разному, “репетировать”, как лучше передать осанку, позу, движение — будто играешь с куклой. Здесь не понадобится стирать резинкой, как в рисовании не понравившиеся линии. Если работа идет не с цветными салфетками, а серой бумагой (в рулонах), то для раскрашивания лица, рук человечка лучше смешивать белую гуашь или водоэмульсионку с небольшим количеством оранжевой краски — получится приятный нежный живой оттенок.

8 занятие: “Фигура маленького человека “Мальчик с мячом”.

Цель и содержание: передача отличий в одежде, прическе, заполнение рук мальчика деталями. Последовательность выполнения начинается с головы. Обратить внимание, что у мальчиков из-за короткой стрижки видны ушки. Волосы можно передать двумя способами: тоненькими жгутиками, коротенькими или скомканными маленьким кусочками бумаги. Одежда состоит из цилиндриков — брюки, рукава. Часть туловища до пояса — свитер — оформить из многослойного прямоугольника со скошенными верхними углами — плечами. Для подъема мотивации лепки по ходу составлять свой рассказ о своем мальчике: как зовут, куда идет, что в руках несет — кому, для чего (мяч, арбуз, дыню, книгу — другу, деду…). В соответствии с изображаемой погодой можно менять одежду на объекте (мальчике, девочке).

9 занятие: “Фигура взрослого человека “Бабушка в платочке”.

Цель и содержание: использование деталей более крупных размеров, усложнение в отображении головных уборов. Лепка взрослых людей расходует бумагу — прямоугольники более длинные. Вся технология лепки состоит из работы с прямоугольниками, квадратами, треугольниками — придаче им нужной формы (круга, овала, шара, конуса, цилиндра). Называя детали и их форму дети закрепляют термины пространственной геометрии. При передаче стиля одежды людей пожилого возраста, расписывая их гуашью, можно предварительно или в ходе занятия познакомиться с элементами народной старины — “вышивкой” кистью, оборками — гофрированием полосы бумаги, бусами — тончайшими, как ниточка жгутиками. Чтобы повязать бабулечке платок — обыграть этот момент — в бумажный треугольник поместить шар (голову) и повязать, как платок из ткани.

Салфеточная бумага очень “послушная”, представляешь ее как глину или пластилин и лепишь задуманную тему. Ювелирная работа потребуется для лепки “морщин” — складок кожи из тончайших жгутов, бровей, глаз, носа. Это уже будет отражать совершенствование способов лепки, развитость мелкой моторики пальцев рук, наблюдательности за окружающим миром, интересом к нему, как у художника.

10 занятие: “Животный мир. Насекомые. Корзина с ягодами”.

Цель и содержание: плетение корзины из полос или жгутов в шахматном порядке. Пройдя весь тематический курс вышеперечисленных занятий, к изображению животных ребенок подходит уже увереннее и самостоятельнее, так как все приемы и способы лепки им практически попробованы.

Занятие: Коллективная форма лепки.

Выполнив несколько работ индивидуально, каждый ребенок пробует свои способности в коллективном деле. Активизация мотивации совместной деятельности — подарок какому-либо образовательному учреждению на юбилей или оформление кабинета, вестибюля своего класса, школы, Центра Творчества и т.д. Последовательность планирования общей работы лучше начинать с карандашного наброска композиции картины, обговаривая формы, размеры, место положения, не забывая девиз художника: “Каждая деталь работает на тему картины, ее замысел, идею”.

Распределив все детали между участниками создания картины по технологии “лепка из бумаги” каждый ребенок самостоятельно выполняет карандашный набросок выбранный части общего сюжета. Игровой прием “мозаика” помогает “прорепетировать” — увидеть будущую картину, пока что еще только нарисованную детьми. Коллективный обзор-беседа-корректировка пока еще только первого шага созидания в прикладном искусстве. После коллективного решения о переходе ко второму этапу — лепке — дети вновь разбирают “мозаику” по квадратам и лепят изображенные детали прямо на своем бумажном квадрате, ориентируясь на заданные линии и размеры в рисунке. Повторная сборка “мозаики” теперь уже в технологии лепка, укрепление всех квадратов на общей основе, естественная просушка до следующего дня или урока. Третий этап — роспись — раскрашивание объемного изображения всей картины с поочередным подходом к ней или 2-3 детьми одновременно, но чтобы не мешали друг другу. Предварительная беседа о доминирующем оттенке картины, его рефлексии на все детали. Регулярный просмотр всей картины в отношении цветового веса, гаммы, решения — то есть целостное восприятие на расстоянии. Хоровое решение: “что хорошо…”, а “чего не хватает…”. К четвертому этапу относится оформление рамок картины. Если рамки деревянные (не фигурные), прикрепленные мелкими гвоздиками к основе из толстого картона (коробки из магазина, киоска), то по окончании росписи можно обклеить их обоями (остатками от ремонта), но подбирая по теме и фону картины. Рамки из потолочных плинтусов (из пенопласта) приклеить к основе пенопласта на клей “Мастер” (которым приклеивают потолочные плитки), но только после завершения росписи картины, чтобы не запачкать их гуашью во время раскрашивания деталей. Перед первым этапом работы на основе из пенопласта заранее отчертить по всем четырем сторонам место для будущей рамки шириной с линейку — 3 см, чтобы на ту полосу не попали детали композиции. Также предварительно с обратной стороны приклеить 2 петельки на клей “Мастер” (клейстер для этого слаб).

Приложение