Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Школьная психологическая служба


В Центре детского творчества №3 Кировского района г. Красноярска (далее по тексту – ЦДТ №3) 12 структурных подразделений, в которых обучаются около 2000 детей разного возраста. Педагогический коллектив Центра – 96 педагогов. Разновозрастность детей, огромное разнообразие творческих направлений и образовательных программ – все это вызвало необходимость в организации психолого-диагностической службы (далее по тексту – ПДС).

В сентябре 2004 года в составе научно-методической службы ЦДТ №3 была создана психолого-диагностическая служба. ПДС Центра объединяет трех психологов, занимающихся сопровождением образовательного процесса в определенных структурах ЦДТ №3. Это позволяет равномерно распределить нагрузку между сотрудниками и взаимодействовать с наибольшим количеством детей, родителей и педагогов.

Цель нашей работы — сохранение и, при необходимости, восстановление психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Для того, чтобы достичь поставленной цели, мы разработали модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЦДТ №3, в соответствии с которой осуществляется деятельность ПДС в настоящее время (приложение 1).

Сопровождение образовательного процесса строится на основе первичной и последующих диагностик личностной сферы (самооценки, уровня тревожности и агрессивности, направленности личности, черт характера), творческого мышления и специальных способностей (музыкальных, спортивных, художественных и т.д., исследование которых мы доверяем педагогам-профессионалам различных направлений). Для этого в каждом творческом направлении нами разработаны индивидуальные карты развития. Выделенные нами для диагностического минимума параметры наиболее важны для обучения в ЦДТ №3, так как позволяют оценить не только индивидуальность, но и наличие специальных способностей к какому-либо виду деятельности.

Тесное сотрудничество психологов и педагогов в нашем Центре позволяет успешно осуществлять диагностику динамики развития личности, поддержку и стимулирование развития творческих способностей и создавать комфортные условия для обучения ребенка в ЦДТ №3.

Во время первого года обучения ребенка в Центре детского творчества №3 мы проводим диагностическое обследование личностной сферы, творческого мышления каждого ребенка по методикам, включенным в диагностический минимум. В дальнейшем такие обследования проводятся в соответствии с разработанным графиком, в котором учитывается продолжительность образовательной программы. Для каждого возраста сформированы пакеты методик с целью увеличения информативности обследования и снижения затрат времени.

В результате диагностики выделяются: группа детей со средним уровнем развития специальных способностей и творческого мышления и группа с высоким уровнем.

Группу детей со средним уровнем развития мы сопровождаем в структурных подразделениях ЦДТ №3. Для группы с высоким уровнем как творческих, так и специальных способностей существует возможность выбора:

  • обучения в школе “Поиск” при условии “неуспешности” в общеобразовательной школе;
  • совмещения обучения в общеобразовательной школе с дополнительным образованием в Центре.

Школа “Поиск” занимает особое место среди структурных подразделений ЦДТ №3 , т.к. в ней создан прецедент, когда для детей дополнительное образование является основным, а общее – дополнительным.

По результатам диагностики происходит оформление индивидуальных карт развития (приложение 2) и составление банка данных. В дальнейшем мы разрабатываем стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка, которое осуществляется в следующих направлениях:

  • консультирование педагогов и родителей;
  • gросвещение педагогов и родителей;
  • hазвивающая работа;
  • uкстренная психологическая помощь (по запросу детей, родителей, педагогов).

В нашей статье мы хотели бы более подробно остановиться на тех видах деятельности, которые являются для нас приоритетными.

В первую очередь хочется отметить консультирование участников образовательного процесса, т.к. это индивидуальная работа, которая дает возможность более продуктивно решать возникающие вопросы, такие, например, как: “Что делать, если ребенок в цирковой студии боится высоты?”, “Почему ребенок рисует все в черном цвете?” и т.д.

Мы оказываем помощь администрации ЦДТ №3 в создании благоприятного микроклимата в коллективе, атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения. В Центре детского творчества №3 регулярно (1 раз в два месяца) проводятся занятия стажерской площадки для педагогов по теме “Конструктивное разрешение педагогических конфликтов” под руководством педагога-психолога Исаевой Татьяны Николаевны. Они включают в себя не только теоретические знания, но и множество практических упражнений, в том числе игровые методы, трансовые техники, решение конкретных конфликтных ситуаций.

Педагоги ЦДТ №3 чаще всего обращаются в ПДС за помощью по составлению индивидуальной образовательной программы ребенка, психологическому сопровождению образовательных программ студий. Также важным вопросом для педагогов является профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Родителей волнуют проблемы развития и воспитания детей. Специализация в области семейного консультирования позволяет нам квалифицированно оказывать помощь в вопросах внутрисемейного общения и взаимодействия.

Следующим важным направлением работы мы считаем просветительскую деятельность, т.к. она направлена на профилактику конфликтных ситуаций и наиболее часто встречающихся проблем образовательного процесса. Взаимодействие с родителями строится по двум направлениям: выступления на родительских собраниях, которые выполняют еще и функцию рекламы нашей деятельности; подбор интересного материала для информационного уголка “Психолог – родителям”. В течение первого полугодия 2005-2006 учебного года в нем были освещены темы “Кризисы детства” и “Ценные указания в области наказания”.

Положительный отклик от педагогов ЦДТ №3 и школ Кировского района г. Красноярска получила стажерская площадка педагога-психолога Центра Пуховой Натальи Юрьевны “Диагностика и сопровождение детской одаренности”, поскольку в образовательных учреждениях района накоплен большой опыт по работе с одаренными детьми.

Интересной формой работы, на наш взгляд, являются круглые столы с педагогами студий по результатам диагностических обследований, в ходе которых происходит обмен информацией между участниками обсуждения: психологом предлагаются рекомендации по организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Педагоги, в свою очередь, делятся своими наблюдениями, полученными в ходе непосредственного взаимодействия с учениками. По результатам круглого стола выделяются психолого-педагогические проблемы образовательного процесса. В связи с этим педагогами и психологами планируется дальнейшая совместная работа по разрешению выявленных трудностей.

По результатам обследования, проведенного в 2004-2005 учебном году в Центре, сформированы и работают группы по самопознанию и развитию уверенности в себе (подростки 14-15 лет); по развитию творческого мышления (дети младшего школьного возраста). Также развивающая работа осуществляется в режиме индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов, самого ребенка. Проанализировав тематику консультаций, мы определили основные запросы:

  • rонфликты между учащимися;
  • lетские страхи, тревожность, агрессивность;
  • gрофессиональное самоопределение старшеклассников;
  • lетско-родительские конфликты;
  • hасширенная диагностика;
  • hазвитие личностных качеств ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение в школе “Поиск” в связи со спецификой технологии обучения по индивидуальным образовательным программам (ИОП) имеет ряд особенностей. Сопровождение ИОП является отдельным направлением нашей деятельности и осуществляется в следующих формах:

  • консультации для педагогов по механизму реализации ИОП учащихся;
  • просвещение педагогов (по учету индивидуальных особенностей одаренных детей);
  • консультации по составлению и прохождению ИОП для детей.

Опыт работы по данной схеме психолого-педагогического сопровождения позволяет помочь воспитаннику ЦДТ №3 в выборе траектории дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Разработанная нами модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса может претендовать на универсальность в учреждениях дополнительного образования детей.