Воспитательное мероприятие "В гостях у сказки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • обобщить знания о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев;
  • познакомить с различными жанрами сказок;
  • развивать умение выделять главную поучительную мысль;
  • учить детей узнавать героев сказок, чувствовать и сопереживать ;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы,
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память;
  • воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей;

Оборудование:

  • иллюстрации различных сказок,
  • карточки с названием персонажей сказок,
  • детские рисунки,
  • сказочные предметы (цветок, яйцо, зеркало, яблоко, клубок, игла),
  • звукозапись сказок,
  • сундук.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка это окно,через которое душа ребенка смотрит в мир и познаёт его с сомого раннего детства.

Беседа.

А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

“Сказки это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” (Френсис Бэкон).

Знакомимся мы со сказками по разному: вначале их рассказывают родители, мы с удовольствием смотрим сказки по телевизору , а .позже, научившись читать, зачитываемся ими сами.

Все, что создано умом
Все, к чуму душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Дом без книги - день без солнца.

Выставка книг. (Сказки писателей и русские народные сказки)

Сказки бывают разных жанров: бытовые, о животных и волшебные сказки. Бытовые сказки это сказки о быте и жизни людей.

(Примеры).

В сказках о животных главные герои- животные. (Примеры).

Волшебные сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).

Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.

Что всегда побеждает в сказках?

III. Работа над сказками.

А сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете сказки.

Из какой это сказки?

Слушание звукозаписи сказок. (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)

Предлагаю вам конкурс “А тот терем тот высокий, и кто же в нём живет?”

  1. “Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, покрытой золотой парчой…Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят.” (С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”)
  2. “Он жил в каморке под лестницей, где кроме очага, нарисованном на старом холсте, ничего не было.” (А.Н.Толстой “Золотой ключик, или приключение Буратино”)
  3. “В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодец на коне запрыгнет и поцелует её”. (Царевна Несравненная красота, русская народная сказка “Сивка-Бурка”)

О какой сказке идет речь?

1.

Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят,
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Русская народная сказка “Гуси- лебеди”.)

2.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (“По щучьему велению”)

3.

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (“Василиса Прекрасная”)

Показ соответствующих иллюстраций.

Загадки из сундучка.

  1. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были
  2. Как позвать Сивку-бурку?
  3. Какое мужское имя чаще всего дают героям сказок? (Иван)
  4. Кого величают по отчеству - Патрикеевна?
  5. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  6. Кому принадлежали эти слова? “Через много испытаний провела меня судьба: огонь и воду прошёл я, и скажу вам главное- не потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы можно выдержать достойно. Для меня многое значат слова: долг и честь.” (Г.Х.Андерсен. “Стойкий оловянный солдатик”) Воспитательный момент.

Путаница.

Дайте правильное название сказок и литературных героев.

Царевна-индюшка.

По собачьему велению.

Сивка-будка.

Иван-царевич и зеленый волк.

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.

Мальчик с кулачок.

У страха уши велики.

Лапша из топора.

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка.

Кощей Бесстрашный

Царевна-жаба.

Жар- муха

Персонажи сказок.

Литературный аукцион.

Назвать имена сказочных героев. (Мальчикам- мужских героев, девочкам- женских героинь.)

Игра “Составь пару”

Красная Шапочка - (волк)

Кай - (Герда)

Золушка - (принц)

Пьеро - (Мальвина)

Лиса Алиса - (кот Базилио)

Героев вы знаете,а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы?

Зеркальце и яблочко - “Сказка о мертвой царевне

Игла - “Василиса Прекрасная” (смерть Кощея Бессмертного)

Цветок - “Аленький цветочек”

А какие слова произносят в сказках, чтобы произошло волшебство?

Волшебные слова.

“Крекс, фекс, пекс.” - (“Золотой ключик”)

“Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой” - (“Сивка- Бурка”)

“По щучьему велению, по моему хотению”

Вот так слова. Действительно волшебные. Посмотрите, кто к нам в гости пожаловал. (Лиса, заяц, собака, медведь, петушок)

Из какой сказки эти герои? (“Заюшкина избушка” )

Показ сказки на теневом театре.

IV. Итог занятия.

Чему учит эта сказка? Что всегда побеждает в сказках?

На этом мы не прощаемся со сказками, ведь с ними мы всегда можем встретиться открыв книгу сказок. Сказки любят все, но есть среди ребят даже такие, которые пробуют сочинять сказки. Желающим попробовать себя в роли писателей предлагаю принять участие в конкурсе юных сказочников “ДАЖЕ СОЛНЦУ СНЯТСЯ СНЫ”. Сочините, что может присниться нашему северному солнышку во время долгой полярной ночи. Вашу сказку мы попробуем сыграть на теневом театре.