Урок-обобщение по теме: "Южная Америка"

Разделы: География


Цель урока: обобщить и углубить знания по теме “Южная Америка”.

Задачи: стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, отработать умение находить причинно – следственные связи, развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.

Подготовительный этап. В ходе изучения материка Южная Америка формируется инициативная группа из 7 ребят, которые в дальнейшем исполняют роль ассистентов. При подготовке урока-обобщения ассистенты помогают подбирать интересную информацию и творческие задания по своему вопросу (по пунктам плана характеристики материка). На предшествующем уроке класс делится учителем на 7 групп, в соответствии со способностями учащихся. Дети заранее предупреждаются об уроке.

Ход урока

Организационные моменты. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами заканчиваем изучение еще одного материка нашей планеты. Ваша задача, на уроке обобщить и углубить знания по пройденной теме. Название урока зашифровано на доске при помощи ребуса. Давайте его угадаем! Правильно, сегодня мы проводим урок обобщения по теме “Южная Америка”. Предлагаю Вам проверить и оценить свои знания об этом удивительном континенте, двигаясь по алгоритму плана изучения материка. Каждая станция сегодняшнего путешествия имеет одноименное название с пунктами плана характеристики материка. Давайте, вспомним эти пункты! Ваша задача пройти все перевалочные пункты, набрав максимальное количество баллов на каждой станции. На каждой станции можно заработать по 1 баллу, если Вы выполните задание раньше всех и правильно. На станции “Рельеф и полезные ископаемые” можно заработать до 5 баллов, если Вы выберите карточку с максимальным количеством баллов. Станция “Население и страны” может принести Вам до 5 дополнительных баллов за дополнительное задание. Чем больше баллов Вы наберете, тем выше будет Ваша оценка за урок. Критерии оценок написаны на доске и на оценочных листах (смотрите приложение №1), поэтому перевести количество заработанных баллов в оценку, Вы сможете самостоятельно. На каждый перевалочный пункт дается по 2 минуты. Приходя на станцию, Вы получаете задание у ассистента. Он же проверяет правильность выполнения заданий и заполняет оценочные листы. Переходить с пункта на другой пункт можно только под музыку (латиноамериканские ритмы). Давайте мысленно перенесемся на далекий материк Южная Америка. И, в добрый путь!

Основная часть урока. Игра по станциям:

1) Станция “Географическое положение”.

Задание: собрать разрезанный контур материка Южная Америка.

2) Станция “История исследования”.

Задание: найдите пары.

1. 1500 – 1502 гг. А. Веспуччи 1. Третья экспедиция. Открытие северного побережья Южной Америки.
2. 1799 – 1804 гг. А. Гумбольдт 2. Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки.
3. 1535 г. Д. Альмагро 3. Исследования реки Ориноко, северной части Анд.
4. 1520 г. Ф. Магеллан 4. Вторая экспедиция. Открытие островов Карибского моря.
5. 1498 г. Х. Колумб 5. Открытие восточного и юго-восточного побережья Южной Америки, Магелланова пролива.
6. 1826 – 1828 гг. Г. Лангсдорф 6. Открытие Ла-Платской низменности, области Гран-Чако, водопада Игуасу.
7. 1492 -1493 гг. Х. Колумб 7. Исследование Бразильского нагорья.
8. 1524 – 1525 гг. А. Гарсиа 8. Первая экспедиция. Открытие Америки.
9. 1493 -1494 гг. Х. Колумб 9. Открытие озера Титикака, пустыни Атакама, южных Анд.

3) Станция “Рельеф и полезные ископаемые”.

Задание: выберите карточку своего уровня подготовленности, ответьте правильно на вопрос и заработайте 3,4 или 5 баллов.

Примеры карточек по 3 балла: Назовите наивысшую точку материка Южная Америка? Чем знаменит вулкан Котопахи? На какие две части, по особенности рельефа, делится материк? Какое озеро в Южной Америке называют “асфальтовым”? Примеры карточек по 4 балла: Нарисуйте значки полезных ископаемых Анд. Нарисуйте значки полезных ископаемых Бразильского плоскогорья. Почему на западе материка часто происходят землетрясения и извержения вулканов? Примеры карточек по 5 баллов: Расшифруйте зависимость С-Г-М и приведите примеры проявления этой зависимости на материке Южная Америка (Тектоническим структурам складчатых областей соответствуют горные формы рельефа, с преобладанием магматических полезных ископаемых). Расшифруйте зависимость П-Р-О и приведите примеры проявления этой зависимости на материке Южная Америка (Тектоническим структурам платформ, соответствуют равнинные формы рельефа, с преобладанием осадочных полезных ископаемых). Докажите, что Анды являются молодыми горами.

4) Станция “Климат”.

Задание: на контурной карте подпишите климатические пояса Южной Америки, дайте их краткую характеристику.

5) Станция “Внутренние воды”.

Задание: вставьте пропущенные слова. Много осадков - ………речная сеть. На горных реках много ………., например ………. – самый высокий в мире. Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ………. океан. Амазонка ……… в течении всего года. На реке Парана построена крупнейшая в мире …………. Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………

6) Станция “Природные зоны”.

Задание: подпишите названия растении и животных Южной Америки под номерами, обозначенными на картинках (ягуар, капибара, муравьед, лама, броненосец, анаконда, пиранья, сейба, гевея, кувшинка Виктория-регия)

7) Станция “Население и страны”.

Задание: определите, о какой стране материка Южная Америка идет речь.

1. Страна древнейших цивилизаций, “археологический музей” Южной Америки. Одна из “рыбных” держав мира. В стране находится самое крупное высокогорное озеро мира. По природным условиям делится на 3 части: Коста, Сьерра, Сельва. Страна обладает огромными запасами меди. В стране проживают индейские народы кечуа и аймара. Два государственных языка: испанский и кечуа (Перу).

2. Одна из крупнейших по площади и населению страна в мире. Страна обладает огромными запасами леса. Население страны отличается сложным этническим составом. Большая часть населения страны проживает в городах, расположенных на побережье океана. Страна богата железными и марганцевыми рудами, бокситами и другими полезными ископаемыми. На территории страны много заповедников (Бразилия).

3. Страна расположена в трех климатических поясах. Характерны резкие смены погодных условий. Только в этой стране на материке осуществляется добыча урановых руд. На востоке расположены обширные степи – пампа. Большую часть страны занимает зона полупустынь – Патагония. В этой стране находится наивысшая точка материка Южная Америка (Аргентина).

Дополнительные вопросы:

1). На территории, какой современной страны предположительно находится загадочная страна Эльдорадо? (Колумбия).

2). На территории какой страны находится самый высокий водопад мира Сальто-Анхель? (Венесуэла).

3). На территории какого государства находится самый высокий действующий вулкан мира Котопахи? (Эквадор).

4). Это государство названо в честь Христофора Колумба (Колумбия).

5). На территории какого государства расположен памятник экватору? (Эквадор).

6). Это государство является лидером по производству бананов в Южной Америке (Эквадор).

7). На территории этой страны находятся развалины инского города Мачу-Пикчу (Перу).

8). Про эту страну говорят: “У нее грудь из железа, а сердце из золота”. (Бразилия).

9). Эту страну называют самой “белой” латиноамериканской страной. (Уругвай).

10). Эта страна является родиной танго. (Аргентина).

11). На территории этой страны более 1500 вулканов, в том числе 40 действующих. (Чили).

Пока ассистенты подводят предварительные результаты и выявляют победителей в каждой группе. Ребята выполняют задание “ментальная карта”. На обратной стороне оценочного листа учащиеся рисуют контур материка Южная Америка по памяти. На нарисованном контуре, в нужном месте, ставят цифру номера объекта указанного в задании (3 варианта по 10 объектов).

Победители в группах вызываются к доске. Среди них проводится аукцион “Рекорды Южной Америки”. Разыгрывается дополнительная пятерка. Ребята по порядку называют рекорды материка, а кто не отвечает в течении 5 секунд, садится на место.

Мы хорошо потрудились, пришла пора весело отдохнуть. Одной из визитных карточек материка Южная Америка является карнавал в г. Рио-де-Жанейро. Ребята из школьного кружка бального танца подготовили ассорти из латиноамериканских танцев (самбо, румба, танго).

Много загадок хранит материк Южная Америка: тайны древних городов инков, золотой город Эльдорадо, статуи острова Пасхи. Многие годы ученых всего мира волнует загадка пустыни Наска в Перу. Давайте познакомимся с этим загадочным местом нашей планеты. Просмотр фрагмента фильма (2 минуты). Может кто-то из Вас, ребята, разгадает загадку пустыни Наска? А сколько еще таких загадок хранит наша планета? С этими и другими удивительными явлениями и загадками природы, Вы сможете познакомиться на географических сайтах Интернета. Адреса этих сайтов на ваших распечатках:

  1. Энциклопедия "Кругосвет".
  2. Статистический справочник "Страны Мира".
  3. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
  4. Мифы нашего мира.
  5. Вокруг света.

Давайте подведем итоги нашего урока. За ментальную карту и цифровой диктант оценки Вы получите на следующем уроке. Сейчас попробуйте оценить свои знания по Южной Америке, воспользовавшись критериями оценок на ваших оценочных листах. Сосчитайте количество баллов, набранных на каждой станции. Прибавьте к ним дополнительные баллы и опредилите всю сумму. Если, Вы набрали более 10 баллов, Вам присваивается звание “Знаток Южной Америки”. Если, Вы набрали от 6 до 9 баллов, Вам присваивается звание “Любитель Южной Америки”. Если в сумме у Вас получилось менее 6 баллов, постарайтесь еще раз совершить заочное путешествие по этому интересному и загадочному материку.

По желанию, можно выбрать любое задание для домашней работы (смотрите оценочные листы):

  1. Составить игру-путешествие по Южной Америке.
  2. Придумать и нарисовать фантастическое животное, которое могло бы обитать в условиях Амазонской сельвы.
  3. Составить и оформить кроссворд на тему “Южная Америка”.
  4. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
  5. Выявить “визитные карточки” стран Южной Америки.

Закончить наш урок хотелось бы песней “На далекой Амазонке” (слова Р. Киплинга в переводе С. Маршака, музыка В. Берковского и М. Синельникова). Спасибо за урок. До свиданья, до новых встреч!