Изучение новеллы О.Бальзака "Гобсек" в школе

Разделы: Литература


1. Учитель:

Новелла “Гобсек” - одно из первых произведений Бальзака – реалиста. Она написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни “Этюдов о нравах”.

“Гобсек” Бальзака” - это сложное по жанру и композиции произведение.

  • Жанр произведения – новелла

(небольшое эпическое произведение с авантюрным сюжетом, часто неожиданной развязкой). Практически все элементы данного жанра присутствуют в произведении.

  • Определите особенности композиции произведения

В данном произведении мы встречаем следующие виды композиции:

  • Кольцевая;
  • Ретроспективная.

Вопрос:

  • С какой целью автор в таком небольшом произведении использует столь сложную композицию?

Ответ:

  • Такая сложная композиция предназначена для более полного и глубокого раскрытия образа главного героя произведения – Гобсека.

Вопрос:

  • Еще одной характерной особенностью новеллы является образ рассказчика - повествователя - Дервиля. Расскажите о нем более подробно.

Дервиль – стряпчий. Это молодой человек, который сделал карьеру исключительно своим трудолюбием и профессиональной честностью. Дервиль – “человек высокой честности” (так отзываются о нем герои произведения). Он друг Гобсека.

Вопрос:

  • Объясните причину появления в рассказе Дервиля?

Ответ:

  • Гобсек и Дервиль – люди одной профессии.

Дервиль помогает читателям понять юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении.

  • Автор вводит образ рассказчика-повествователя с целью более полного и объективного изображения образа Гобсека.
  • Благодаря Дервилю мы видим Гобсека как бы “изнутри” (каков он в быту, каковы его человеческие пристрастия и слабости, узнаем его предысторию и взгляды на жизнь).
  • Дервиль – порядочный человек, поэтому мы можем доверять его мнению.
  • Бальзак был по природе монархистом. Он всю жизнь мечтал стать представителем аристократического общества и ненавидел буржуазию за ее косность и жажду денег. Но, прежде всего, Бальзак был гениальным писателем, поэтому талант заставил его правдиво и всесторонне показать представителей различных слоев населения.

Вопрос:

  • Определите свое отношение к Гобсеку. Приведите в пример героев других произведений, схожих с образом Гобсека.

Ответ:

  • Первое впечатление от образа Гобсека резко негативное. Это связано с его профессией (ростовщика) и определяющей чертой характера (скупость). В мировой и русской литературе мы уже встречались с подобными персонажами. Это Скупой из одноименной комедии Мольера, гоголевский Плюшкин, ростовщик из повести Гоголя “Портрет”, старуха-процентщица Алена Ивановна из романа Достоевского “Преступление и наказание”. Все они являются резко отрицательными персонажами. Авторы обличают их за духовное оскудение и стремление разбогатеть за счет слабостей и несчастий других людей. Нет в этих образах ни одной положительной черты, поэтому ни автор, ни читатели не испытывают к ним никакого сочувствия.

Учитель:

  • Таким, на первый взгляд, кажет и Гобсек. Но его образ гораздо глубже, чем образы названных нами героев. Докажем это утверждение, создав таблицу “противоречий” поведения и характера Гобсека:
Гобсек богатый человек

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств.)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать свое богатство (не поднял золотой)

Мизантроп.

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем
Сосредоточил в своих руках власть над миром (…я владею миром, не утомляя себя.” При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи
Герой, лишенный каких бы то ни было человеческих чувств:

“человек – автомат”;

“человек – вексель”;

“золотой истукан.”

Великодушный человек: испытал “чувство жалости” при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто;

Гобсек “почти умилился”, увидев комнату белошвейки Фанни

“Дикарь” (испытал “злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками” после приобретения бриллиантов графини.) Образованный человек:

Знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве

(не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

Ростовщик. “Гобсек – человек честный”

В нем живут

“скряга и философ”

“подлое существо и возвышенное”

Он “старик и ребенок”

“старый младенец”

  • Итак, Гобсек – сложная, многогранная и противоречивая личность.

Учитель:

  • Попытаемся дать объяснение поступкам и характеру Гобсека.

Прежде всего, Гобсек – ростовщик, и профессия накладывает отпечаток на его личность и отношение к нему людей.

Вопрос:

  • Объясните, почему Гобсек выбрал профессию ростовщика? Каково его жизненное кредо?

Ответ:

  • Гобсек сознательно выбрал профессию ростовщика. Он считает деньги товаром, который можно выгодно продать и купить. Поэтому он не видит ничего безнравственного в том, чтобы давать деньги в долг под большие проценты и получать от этого прибыль. Таковы правила любой торговли.

Вопрос:

  • Гобсек с умилением говорит о Фанни: “Она во что-то верила…”

А во что верит сам Гобсек?

Ответ:

  • Гобсек верит в безграничную силу и власть золота.

Он заявляет: “Золото – вот духовная ценность нынешнего общества”.

Вопрос:

  • Как Гобсек доказывает свою позицию?

Ответ:

  • “Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается, То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны... всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова... Вот поживите с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото.

В золоте сосредоточены все силы человечества... А что касается нравов человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили”.

Таким образом, Гобсек утверждает, что в мире нет абсолютных ценностей и истин. У разных народов своя мораль, свои законы, свое понятие о нравственности.

И лишь золото является абсолютной истиной и ценностью во всех странах и во все времена. Только золото может дать человеку абсолютную, реальную власть над миром.

Вопрос:

  • Власть Гобсека над миром безгранична. Тогда объясните, почему герой не использует свою силу в полной мере (живет как нищий, сам собирает дань с клиентов, готов мириться с тем, что его называют “поставщиком”)?

Ответ:

  • Главное, что отличает Гобсека от других героев, это внутреннее чувство превосходства, возможность быть независимым. А.С.Пушкин в монологе Скупого рыцаря дал очень точное объяснение такого поведения персонажа:

“Мне все послушно, я же - ничему; // я выше всех желаний; я спокоен;// Я знаю мощь мою; с меня довольно // сего сознанья”.

Вопрос:

  • Найдите в тексте доказательства больших испытаний, выпавших на долю Гобсека.

Ответ:

  • “Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью.”
  • Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря: “…я уверен в своей меткости, потому что мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…”
  • В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека:

“Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он”.

Вопрос:

  • Пожалуй, Дервиль является самым близким человеком для Гобсека. Но даже для него ростовщик не сделал исключение и дал необходимую сумму под большие проценты. Как сам Гобсек объясняет причину своего поступка?

Ответ:

  • “Я избавил тебя от признательности, и теперь мы лучшие в мире друзья”.

В данном случае Гобсек поступил очень мудро: он действительно избавил Дервиля от лицемерия, унизительного положения зависимого человека, и сейчас их объединяет не денежные отношения, а искренняя симпатия друг к другу.

Учитель:

  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гобсек – продукт своего времени, истинное порождение буржуазного мира. Он живет по законам этого мира, принимает установленные правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервил в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: “… вне этих дел он человек самой щепетильной честности во всем Париже”.
  • Он кажется безжалостным, но если он хотя бы раз окажется великодушным, то разорится. Не случайно Гобсек навсегда запомнил, как однажды “пощадил одну женщину” и “доверился ей”, а она здорово его “общипала”. Гобсек – скептик и материалист, он много пережил, поэтому не верит в незыблемость общечеловеческих ценностей, для него не существует ни религии, ни морали. Возможно, он сам об этом сожалеет, когда “с умилением” отмечает, что белошвейка Фани “… во что-то верила” (!) А он уже ни во что не верит. Поэтому герой сам создает свое учение, где главная истина – это золото. А по уровню власти над миром он почти сравнял себя с Богом. Не случайно, Гобсек говорит: “У меня взор, как у господа бога: я читаю в сердцах”.

Учитель:

  • Итак, при всей сложности образа Гобсека многие его поступки можно понять и оправдать. По мере углубления в этот образ автор начинает испытывать к нему сочувствие и невольную симпатию. Поэтому сцена смерти наполнена в произведении поистине трагическим пафосом. Перечитаем ее:

“Он приподнялся на постели; его лицо четко, как бронзовое, вырисовывалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду и мне образ настороженного внимания, подобно тем старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине “Смерть детей Брута”.

- Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид”.

Учитель:

  • С беспощадной критикой обрушивается Бальзак в новелле не на Гобсека, а на представителей высшего света: графиню де Ресто и Максима де Трай.

В характеристике Максима де Трай мы не найдем ни одной положительной черты. Приведите соответствующие цитаты.

Ответ:

  • Рассказчик называет его “элегантным мерзавцем”.

“Бойтесь его как дьявола, - шепнул я на ухо старику”, - вспоминает Дервиль.

“…я с отвращением смотрел на ее молодого спутника, сущего убийцу, хотя у него было такое ясное чело, румяные, свежие уста, милая улыбка, белоснежные зубы и ангельский облик”.

Вопрос:

  • Объясните, в чем сила воздействия этого человека на окружающих? Почему даже Дервиль, знающий низкую натуру Максима де Трай, попал под его влияние?

Ответ:

  • Максим де Трай умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них нужную ему мелодию. Он прекрасно знает, что графиня де Ресто всерьез увлечена им и боится его потерять, поэтому он шепчет ей на ухо: “Прощай, добрая Анастази. Будь счастлива. А я… Завтра я уже избавлюсь от всех забот”.

И обезумевшая влюбленная женщина готова пойти на преступление, чтобы сохранить их связь.

Зная щепетильную честность и порядочность Дервиля, Максим де Трай опутывает его словами. Господин де Трай его “околдовал”. “Этот златоуст де Трай сумел просто с волшебной ловкостью опутать меня своими речами, ввертывая в них, и всегда очень к месту, такие слова, как “честь”, “благородство”, “графиня”, “порядочная женщина”, “добродетель”, “отчаяние” и так далее”, - вспоминает рассказчик.

Вопрос:

  • Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека. Как сам герой говорит об этом?

Ответ:

“Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело”.

Учитель:

  • Гобсек - человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Трай, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль, заканчивая свою речь очень точными словами: “Чтобы пролить свою кровь, надо ее иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови – грязь”.

После подобных сцен невольно начинаешь понимать психологию Гобсека и оправдывать его поступки.

Один из самых драматических эпизодов новеллы – это сцена смерти графа де Ресто. Сын графа с негодующим и скорбным выражением лица преградил Гобсеку дорогу к двери, чтобы его мать могла проститься с умирающим и искупить перед богом свои грехи. Но ростовщик “засмеялся своим беззвучным смехом”, отбросил юношу, как перышко, открыл дверь и … как всегда оказался прав. Перечитаем этот эпизод:

“Какое зрелище предстало перед нами! В комнате был подлинный разгром. Графиня стояла неподвижно, растрепанная, с выражением отчаяния на лице, и растерянно смотрела на нас сверкающими глазами, а вокруг нее разбросано было платье умершего, бумаги, скомканные тряпки… Труп графа лежал ничком, головой к стене, свесившись за кровать, презрительно отброшенный, как один из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо и он теперь был лишь ненужной оболочкой”.

Графиня вместо запоздалого раскаяния сжигала бумаги, думая, что это измененное завещание мужа. После таких сцен начинаешь понимать, почему Гобсек ненавидел своих наследников. Он слишком часто становился свидетелем подобной картины.

Но даже в этой ситуации Гобсек остается ростовщиком. Автор говорит: “В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом”.

Вопрос:

  • О какой афере идет речь?

Ответ:

  • Он получил фидеикомисс, т.е. юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу.

Вопрос:

  • Как ведет себя Гобсек в этой ситуации?

Ответ:

  • Даже совершая эту сделку, герой повел себя достойно. Он не воспользовался выгодной ситуацией и не “погрел руки” на наследстве графа, а, напротив, приумножил его.

Вопрос:

  • Но и здесь Гобсек остался верен себе. До совершеннолетия он выделил Эрнесту крайне скудное содержание. Как Гобсек объясняет это решение?

Ответ:

  • “Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем”.

Учитель:

  • Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием его богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека “достоин кисти Рембрандта”.

И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.

Таким образом, после изучения рассказа можно сделать следующий вывод.

Мир наживы, частью которого был Гобсек и власть которого над собой он нее хотел признавать, все-таки оказался выше героя и поглотил его в свою бездну.

И вновь невольно приходят на память обращение к молодому поколению из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком… Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”

Это напутствие русского писателя молодому поколению может стать своеобразным итогом новеллы Бальзака “Гобсек”.