Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема: закрепление изученного по теме: “Глагол как часть речи”. (2 часа)

Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме.

Форма урока: урок – путешествие: развитие воображения и творческих способностей учащихся

До закрепляющего урока были проведены конкурсы рисунков и физических карт страны

Глаголия. Лучшие работы висят на доске, кроме них еще:

  1. Цветик-Разноцветик с 7-ю лепестками.
  2. Чудо-дерево, где растут и груши, и яблоки (они должны сниматься , там даны задания)
  3. Приготовлены перфокарты, черновики для творческого задания.

Ход урока

I. Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас будет закрепление изученного по теме “Глагол как часть речи”

Пройдет он в форме урока-путешествия в страну Глаголию, где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме. Расскажет нам про эту страну Ф.И. ученика

II. Рассказ ученика.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в страну Глаголию.

Перед вами физическая карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждет. Здесь есть город Действий, станции: Теоретическая, Творческая, Грамматическая, Орфографическая, Лингвистическая. Наш поезд обязательно там остановится.

Протекают реки: Постоянная, Непостоянная. Есть полноводная центральная река Времени со своими притоками: Настоящим, Прошедшим, Будущим.

В центре этого государства расположены горы: Единственная, Множественная. На северо-востоке расположена красивейшая долина Спряжений.

А живут там чудо-люди, которые не могут сидеть без дела. Обязательно что-нибудь придумывают. Они всегда в движении, в творчестве.

Растет в этой стране чудо-дерево, каждую весну распускает свои лепестки Цветик-Разноцветик.

Интересно? Тогда поехали!

III. Станция “Теоретическая”.

И так первая станция. Здесь нас встретили представители ботанического сада с Цветиком-Разноцветиком и сказали, что подарят его в том случае, если мы ответим на все вопросы.

(Ученики выходят к доске, срывают лепесток, на котором написаны вопросы , и отвечают).

- Глагол –часть речи.

- Неопределенная форма глагола.

- Правописание – тся, -ться в глаголах.

- Виды глагола.

- Спряжение глагола.

- Буквы е, и в корнях с чередованием.

IV. Станция “Грамматическая”.

1) Какой ряд быстрее, за пять минут, запишет на листке глаголы

I ряд – глаголы настоящего времени,

II ряд – глаголы прошедшего времени,

III ряд – глаголы будущего времени

2) Поиграем в игру “Собираем урожай” с использованием Чудо-дерева, где сразу растут яблоки, груши.

(Яблоки, на которых записаны глаголы, распределить по 2 кучкам: глаголы I спряжения, глаголы II спряжения; груши – по 2 кучкам: совершенный и несовершенный вид глаголов)

3) Синтаксический разбор предложения. (У доски работает ученик, остальные – в тетрадях)

Между тучами и морем гордо реет буревестник.

4) Морфологический разбор: реет.

V. Станция “Орфографическая”.

Наша следующая остановка – станция “Орфографическая”

(Проверочная работа с использованием перфокарт).

е – и в окончаниях глаголов.

Стон…т Стел…т Ла…т
завис…т ла…т кле…т
пил…т стро…т руб…т
крош…т кол…т полюб…т
жал…т дыш…т увид…т
ре…т се…т загора…т

VI. Станция “Творческая”.

Мы подъезжаем к следующей станции – “Творческой”. Чтобы проехать эту станцию, необходимо за 15 минут написать сочинение-сказку из жизни глаголов.

(После выполнения задания зачитываются некоторые из сочинений)

Молодцы, ребята, с заданием прекрасно справились, можно ехать дальше.

Внимание, наш поезд отправляется. Все заняли свои места? Тогда – вперед.

VII. Станция “Лингвистическая”.

И вот мы на следующей станции – это станция “Лингвистическая”. Путь закрыт – значит, нас ждут новое задание. Зеленый сигнал семафора появится в том случае, если кто-то из вас дастправильное связное высказывание на тему: “Глагол как часть речи”. (Отвечает один ученик, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответ).

Загорелся зеленый сигнал семафора. Мы должны ехать дальше. Но торопиться нам некуда: подъезжаем к дому. Давайте подведем итоги нашего путешествия.

Приложение

VIII. Вывод урока:

Подведение итогов урока, выставление оценок.